Русская майолика: национальный характер в красках

Технология, проверенная временем

Что же представляет собой классическая майолика? Это керамическая плитка двойного обжига с пористым основанием и покрытием из цветной глазури. Для ее производства применяются компоненты природного происхождения: глина, кварцевый песок и окись железа. Яркий образец это майолика от производителя Ярославской Керамической Мануфактуры – https://yarceramics.com/, великолепная ручная работа. 

Смесь ингредиентов раскладывается в подготовленные формы и подвергается обжигу с равномерным нагревом, что обеспечивает ей твердость и прочность. Важным условием такой температурной обработки является хорошая циркуляция теплого воздуха, потому печи для изготовления майолики имеют специфическую конструкцию.

Далее следует нанесение на плитку непрозрачной цветной глазури с высоким содержанием олова и второй обжиг, благодаря чему поверхность изделий получается ровной, гладкой и блестящей. Завершающим этапом может стать повторное покрытие плитки блестящей прозрачной глазурью.

Майолика в интерьере квартиры, майоликовая посуда

Что такое сегодня майолика – посуда, декор, расписная плитка. Последний вариант самый трендовый.

Используется майолика для:

  • облицовки камина;
  • декорирования стены душевой;
  • фрагментов украшения экстерьера прихожей;
  • оформления откосов и наличников;
  • декорирования ступеней;
  • оформления изразцов для кухни;
  • предметного дизайна – к примеру, декорирования столешницы журнального столика.

Справка. Майолика – это еще и самодостаточный арт-объект. Емкость (не то ваза, не то тарелка), панно в раме и другие декоративные вещи не требуют привязки к помещению и функциональной зоне. Примеры на фото доказывают это!

Разновидности

Все керамические изделия принято разделять на две основные группы:

  1. Неглазированная керамика. Сюда входят терракота и гончарная керамика (наиболее древние виды изделий).
  2. Глазированная керамика. Её ещё называют поливной. К этой категории относится майолика, фарфор, фаянс и шамот.

Терракота

С итальянского это название можно перевести, как «обожжённая почва/земля». Терракота представляет собой керамические неглазурованные изделия, которые производятся из цветных сортов глины. Терракота имеет пористую фактуру и применяется чаще всего в художественных, бытовых или же строительных сферах деятельность.

Продукция, изготавливаемая из материала:

  • вазы;
  • скульптура;
  • черепица;
  • игрушки;
  • плитка для облицовки;
  • детали архитектурного ансамбля;
  • изразцы;
  • домашний декор (реже).

Гончарная керамика

Эта продукция требует дополнительной обработки. Перед тем как отправить заготовку на обжиг, её полируют любым гладким инструментом (т.е. «лощат»), как бы уплотняя внешний глиняный слой. Процедура повторяется до тех пор, пока форма не приобретёт особый блеск. Это делает изделие водонепроницаемым.

Такую керамику также подвергают морению, т.е. долгой выдержке в дыму медленно остывающей печи. Иногда мастера пользуются запаркой или обваркой: они вынимают готовое изделие из печки и опускают в воду, в которой была разведена мука. На поверхности заготовки образуются своеобразные подпалины, и она становится водонепроницаемой.

Сегодня гончарная керамика пользуется довольно широкой популярностью (даже в сравнении с фарфором). Из неё изготавливают:

  • горшки;
  • кувшины;
  • чашки;
  • предметы быта.

Майолика

Майолика – это изделия, создаваемые из гончарных глин, которые покрываются особым типом глазури – эмалью. Техника майолики зачастую применяется для производства декоративной продукции, предметов декора, изразцов, наличников, панно. Встречаются и образцы посуды, выполненные в этой технике, но они, опять же, скорее являются предметами декора в современном мире.

Фаянс

Керамика, имеющая плотный мелкопортисый черепок (обычно белого оттенка). Такие заготовки покрываются прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. За основу фаянса берут белую глину.

Фаянс легко можно отличить от той же майолики: у него выступы на посудном донышке белые, а у гончарной керамики тёмные. Это отличие сближает материал с фарфором, однако он не обладает столь же ослепительной белизной и прозрачностью, как более дорогой фарфор.

Из фаянса изготавливают:

  • предметы сантехники;
  • посуду;
  • архитектурные детали;
  • посуду;
  • плитку для облицовки.

Фарфор

Особая разновидность керамики, отличающаяся стойкостью к химическому и температурному воздействию. Условно можно разделить фарфор на два вида:

  • мягкий;
  • твёрдый.

И отличие этих двух разновидностей не в твёрдости фактуры, а в устойчивости к высоким температурам. В мягком фарфоре намешено гораздо больше сторонних веществ, которые придают готовым изделиям дополнительные характеристики, например, просвечиваемость.

Мягкий фарфор используется для изготовления предметов декора, а твёрдый для посуды и технических элементов.

Фарфор могут не покрывать ничем, тогда он остаётся матовым. Подобный материал называют «бисквитом». Однако чаще всего в продаже встречаются фарфоровые глазурованные изделия. Их расписывают по двум основным технологиям: подглазурной росписью и надглазурной росписью. Надглазурное покрытие выглядит более ярким (поскольку художнику доступна более обширная палитра оттенков).

Шамот

Это керамический бой, который замешивают на глине. Материал имеет грубозернистый состав, а глазурь, наносимая на поверхность изделий, растекается пятнами, не закрывая их полностью. Это придаёт особый шарм керамической продукции.

Шамотная керамика не боится низких температур, чаще всего она используется в декоративно-прикладном искусстве, а также для изготовления вазонов, горшков, кашпо, амфор, оснований для фонтанов.

Майолика – краткая история “взлета и падения”

Первые майоликовые плитки были изготовлены еще несколько тысячелетий назад, свидетельством тому являются огромные панно с изображениями фараонов. Так что они радовали глаз и в Древнем Египте, и в Вавилоне, да и прочие развитые древние цивилизации от них не отставали. Такие изделия прекрасно выдерживают высокие температуры, поэтому пользовались большой популярностью в жарких странах. А вот позже техника подглазурной росписи появилась вместе с арабами (маврами) на Иберийском полуострове. Нужно сказать, что название «майолика» произошло от «Майорка», откуда итальянцы и начали в Средние Века привозить искусно расписанные мавританские сосуды. А вот в Португалии такие плитки называют «азулежуш», а в Испании – «асулехос».

После итальянцы научились самостоятельно изготавливать майолику и даже значительно ее усовершенствовали. В Италии она была популярна в XIV-XVII вв., наиболее известным итальянским специалистом в этой области был Лука дела Роббиа, живший в эпоху Ренессанса. Он придумал способ наносить белю и цветную глазурь на плитку так,  чтобы она крепко держалась и не теряла яркость красок. Майолика из Италии начала свое шествие по Европе как украшение интерьера и экстерьера богатых домов. Подобные керамические изделия вошли в моду во Франции, Нидерландах, Германии, России, Швейцарии и Австрии. Однако в начале XVIII в. началась эпоха фарфора и фаянса, явных конкурентов изделий в технике подглазурной росписи.

Майоликовые плитки часто можно было встретить в XVIII в., в богатых домах российского дворянства. Были мастерские и заводы близ Москвы, выпускавшие изделия в монохромной (завод Гребенщикова в Москве) и полихромной (Гжель) росписи. А вот в Ярославле тоже производили подобную плитку, но уже поливную, а не подглазурную. До сих пор одним из основных признаков интерьера в стиле русской усадьбы XIX в. является печь с изразцами.

Майолика в интерьере легко превращалась из отделочного материала в настоящий шедевр изобразительного искусства, особенно когда росписью занимались такие известные художники, как Михаил Врубель, Виктор Васнецов, Пабло Пикассо или Мауриц Эшер. Даже поклонники хай-тека не отказались бы от такого драгоценного украшения интерьера. Хотя майолика лучше всего подходит для средиземноморского, мавританского и русского стилей, но в качестве панно она вписывается даже в современные стили. Причем контраст старинной техники рядом с новейшими отделочными материалами и бытовой техникой выглядит просто потрясающе.

Майолика по-русски

В самом начале XVIII века первый губернатор Санкт-Петербурга князь Меньшиков построил в Стрельне фабрику по образцу голландских заводов, где русские мастера стали делать плитку не хуже заграничной.

Подобно любому произведению настоящего искусства, русские изразцы очень точно выразили эстетические и философские воззрения своего времени. Своим нарядным многоцветьем они свидетельствовали о богатстве и, тем самым, о могуществе – сначала удельных князей, а затем и первых московских царей молодого русского государства. Отсюда щедрое украшательство изразцами фасадов многочисленных храмов и дворцов вплоть до конца XVII века.

Недаром такой плиткой отделан дворец того же Меньшикова в Северной столице. Во дворце есть уникальные комнаты, где плиткой выложены не только печи, но и стены, и даже потолок! На отделку этих помещений ушло без малого 30 000 плиток. Таких интерьеров нет больше нигде.

Высокого расцвета достигла архитектурная майолика Ярославля и Москвы. Здесь выпускались в большом количестве наличники для окон, порталы, фризы, плитки для изразцовых печей. С наступлением бурного XVIII столетия, когда Россия вышла на международную арену, и доказывать могущество русского государства пришлось, в первую очередь, силой армии, флота и развитием торговли, изразцы “перебрались” с улицы во внутренние покои особняков и в трапезные церквей. Теперь они свидетельствовали о благосостоянии хозяина дома и процветании церковного прихода.

В XVIII веке майоликовую посуду, изразцы, мелкую пластику с монохромной росписью по белому фону выпускал завод Гребенщикова в Москве, с полихромной – мастерские Гжели.

В декоративной майолике на рубеже XIX-XX веков работали такие русские художники, как М. А. Врубель, В. М. Васнецов, А. Я. Головин, С. В. Малютин и другие. Не стал исключением и XX век. В 1930-х годах с майоликой работали советские скульпторы И. Г. Фрих-Хар, И. С. Ефимов. С 1950-х к майолике обращаются не только советские, но и зарубежные художники-керамисты, в том числе Ф. Леже и П. Пикассо.

Какая глина подойдёт?

Материалом для майолики служит обычная красная глина, мел, кварцевый песок, известняк. Черепок у такой глины пористый, цвет — в диапазоне от светло-кремового до красного. Раньше глину добывали обычно по берегам рек, потом тщательно обрабатывали и сушили. Мастера использовали гончарные колёса различных конструкций, приспособления для придания глине нужной формы.

Черепок майолики обычно светлый, но если глина была красной из-за большого количества железа в составе, на него наносили ангоб — слой белой обмазки, а только потом — глазурь.

В современном майоличном промысле изделия часто более сложной формы, поэтому мастера отливают их с помощью гипсовых форм или штампуют в пресс-формах.

Причины угасания интереса к итальянской майолике

Однако постепенно данное направление искусства начинает угасать, и к 17 столетию характер изделий коренным образом изменился. В некоторых регионах производство останавливается вообще, а в других начинают заниматься изготовлением простой по форме белой поливной посуды.

Несмотря на то, что упадок данного направления декоративно-прикладного искусства связывается со сменой стиля, главной причиной его стало появление и широкое распространение фарфора.

Стоит отметить, что полного исчезновения традиций полихромной майолики не произошло. В центрах вроде Фаэнцы и впоследствии изготавливалась глазурованная керамика, правда объемы производства были уже гораздо скромнее, а сегодня эти изделия носят сувенирный характер.

У истоков русской майолики

Историю русской майолики принято начинать с рассказа о керамической фабрике, открытой в Стрельне князем Меньшиковым, и заводе Гребенщикова в Москве. Первая была построена по образцу голландских мануфактур и развернула выпуск богатых изразцов с шикарным декором, которые, в основном, предназначались для оформления дворцов и храмов.

Что касается московского завода Гребенщикова, здесь с 1724 года было налажено производство крупной массивной плитки с монохромной росписью. Глиняная основа ее имела желтовато-розовый цвет, а эмаль – синевато-белую окраску. Кроме того, завод освоил выпуск майоликовой посуды и мелкой пластики.

Далее производство майолики было налажено в подмосковном поселке Гжель, где на первых порах выпускалась разноцветная майолика. Параллельно выпуск красивых поливых изразцов начинается и в Ярославле.

Первоначально русские мастера керамической росписи опирались на опыт западноевропейских и китайских художников, однако с течением времени декор плитки и посуды приобретает национальные черты. Эти художественные особенности стали главным свидетельством рождения уникального стиля под названием «русская майолика».

Что такое майолика?

Расписная или однотонная плитка майолика с рельефной глазурованной поверхностью является дорогим элементом декора. Изначально это название использовалось для любых изделий, изготовленных из обожженной глины.

Для изготовления этого вида керамики применяется красная глина, которая покрывается белой эмалью. Первый слой глазури наносится под рисунок, а вторым покрывается изделие после росписи.

Обжиг изделия проводят 2 раза. Сначала закрепляют форму, а потом рисунок. Краска, которую используют для росписи, изготовляется из глазури с добавлением окиси олова. Блестящая поверхность изделия за счет рельефа создает блики. На изломе плитка имеет красный цвет.

История создания

Mayolica — разновидность керамики, история которой начинается в период неолита. Восточные изразцы с пестрой росписью проникли в Европу через испанский остров Майорка, которому обязана названием майолика.

На остров, игравший важную роль в торговых отношениях с другими странами, арабские купцы привозили блюда, кувшины, вазы, покрытые оловянно-свинцовой глазурью. Дорогостоящие украшения парадных залов и домов, принадлежавшие работе гончаров Египта, Ирана, Азии, высоко ценились и пользовались популярностью.

Собственные изделия у европейцев появились позже. В начале 16 в. всемирную известность приобрела итальянская майолика. Она отличалась чистыми цветами, для достижения которых рисунок наносился красками желтого и коричневого оттенков и цвета морской волны.

В это же время появились мастерские по изготовлению майолики в Испании, Германии, Франции. В Древней Руси технология изготовления применялась уже в 11 в., но расцвет архитектурная майолика получила спустя 6 столетий. Работе русских мастеров того времени принадлежат фризы, порталы, печные изразцы.

Свойства, характеристики, особенности и состав

Среди ценителей керамики, выполненной с использованием техники майолики, пользуется популярностью однотонная плитка. В этом случае глазурью и красками покрывается вся поверхность. При обжиге изделия компоненты сплавляются, создавая рельеф и цветовую гамму.

Преимуществом такого покрытия является оригинальная раскраска каждой плитки. Изделия имеют форму квадрата со стороной размером от 5 до 20 см. Майолика изготовляется из экологически чистого материала, отличается прочностью.

Кафель характеризуется высокой теплопроводностью, хорошо сохраняет тепло, поэтому часто практикуется его применение для печей, облицовки каминов.

Особенности, производство и преимущества

Сегодня майоликой называют керамическую плитку, которая делается из красной глины, после чего на нее наносят узорчатый рисунок и покрывают глазурью. Сейчас возрастает популярность однотонной плитки, в которой просто спекаются вместе глазурь и краска, которые наносятся одновременно. Такое решение делает ее необычно красивой и оригинальной.

Недостатками ее применения являются:

  • высокая стоимость;
  • плохая сопротивляемость физическому воздействию (ее можно разбить даже при небольшом применении силы).

А к преимуществам майолики можно отнести:

  • высокую сопротивляемость к воздействию огня и высоких температур;
  • отсутствие возможности накопления статического электричества;
  • приятный внешний вид;
  • долговечность;
  • отличную теплопроводность;
  • экологичность, так как она сделана на основе натуральной глины;
  • простой уход.

Если говорить о том, в каких интерьерах ее применять лучшее всего, то необходимо сказать о творческом. В таком варианте не должно быть каких-то строгих линий или очертаний. Майолика также будет отличным решением для мексиканского стиля или же кантри. Уже давно отмечена ее сочетаемость с природными материалами, которые отличаются грубоватостью – фактурная ткань, натуральный камень или дерево, а также необработанная штукатурка.

Ее производство состоит из следующих этапов:

  • смешивание необходимых компонентов, из которых делается плитка;
  • формовка и последующее прессование;
  • высушивание;
  • обжигание;
  • нанесение глазури;
  • окрашивание или роспись;
  • финальный обжиг.

Обычно для создания майолики применяют сочетание глин, которые легко плавятся, добавляя в них окись феррума или же песок. Получившийся черепок отличается пористостью, а также коричнево-красноватым цветом. Белая непрозрачная глазурь применяется, как основа для росписи. Такой прием делает краски, нанесенные на поверхность, более эффектными и яркими.

Но финальный итог зависит в первую очередь от человека, который осуществляет роспись, и от того, какими средствами он пользуется и его чувства вкуса и цвета

Важно, что нанесение красок происходит еще по невысушенной глазури, из-за чего любая ошибка может полностью испортить изделие. Речь идет даже о неаккуратном мазке

Для росписи обычно применяют люстровые краски на основе свинца, олова, меди или же серебра. Они придают керамическим изделиям металлический или перламутровый блеск и наносятся при помощи кисточки. После их нанесения, чтобы закрепить пигменты, плитка снова подвергается обжигу. Спекание люстровых красок в зависимости от основы происходит при температурах от 750 до 780 градусов, а в некоторых случаях 900-950 градусах.

Русская майолика

Стараниями князя Меньшикова в Стрельне, в 18 веке была основана керамическая фабрика. В основном продукцию использовали для декорирования храмов и светских зданий: подобный декор считался признаком роскоши, богатства. Большим спросом пользовалась сделанная способом майолики посуда.

Изразцы (русская майолика предполагает и их тоже), а также мелкая пластика и посуда прославили московскую фабрику Гребенщикова. В мастерских Гжели делали керамические изделия, способные конкурировать с московской продукцией. О том, что такое представляла майолика в то время, ярко говорит тот факт, что Васнецов, Врубель и Головин и другие известнейшие живописцы эпохи, выполняли изображения для русской керамики 19-20 веков.

Примеры русской майолики смотрите в этом видео:

Где найти майолику сегодня?

В XVII — XVIII веках одним из центров майоликового ремесла был Ярославль. В основном там изготавливали изразцы для украшения домов и храмов — «муравленые» (политые прозрачной глазурью цвета «травы-муравы») и ценинные (многоцветные эмалевые).

Искусство майолики в Ярославле не утрачено, оно возрождается в небольших мастерских и на фабрике, которую открыли в 1992 году художники-керамисты Евгений Шепелёв и Наталья Павлова.

Здесь изготавливают поливные изразцы, декоративную посуду, игрушку, сложную скульптурную миниатюру, в том числе коллекционную. Продукция расходится по городам России, отправляется на экспорт и отвечает за бренд «Ярославская майолика».

Особенность мастерской майолики Павловой и Шепелёва в том, что, хоть и создавали они её во времена, когда промысел был полностью утрачен, работают художники в традициях старых мастеров. Это значит, что каждое изделие — это авторская работа. В росписи и пластике прослеживается традиция, будь то традиция народной игрушки, поливной плитки или ярославской иконы. Современная майолика по-прежнему расписывается только вручную, по сырой глазури — подобно фреске, и подвергается двойному обжигу. Двух одинаковых изделий нет.

В то же время мастера экспериментируют с технологическим процессом, пробуют пластические и живописные возможности современных материалов — массы, глазури, люстра.

Благодаря бережному отношению к традиции и технологическому совершенству теперь Ярославль считается центром производства майолики в России.

Майолика в интерьере квартиры

На сегодняшний день чаще всего можно приобрести итальянскую майолику зелено-желтого и зелено-синего цветов, потому что эти оттенки лучше всего сохраняются при высокой температуре при стандартном процессе обжига в печи. Более дешевым вариантом является плитка «под майолику», где рисунок просто нанесен на поверхность. Конечно, эксплуатационные свойства такой плитки гораздо ниже, чем у настоящей майолики. Кроме плитки для отделки ванной комнаты или рабочего фартука кухни изготавливаются декоративные панно, посуда и декоративные тарелки, наличники для окон и дверей, изразцы для оформления каминов и печей.

Хотя майолика в интерьере квартиры – дорогое удовольствие, но ее оригинальность и красота полностью компенсируют этот единственный недостаток. Да, майолика просто незаменима при создании запоминающегося, нескучного интерьера!

Современные аналоги

Если говорить о майолике, то на сегодняшний день на рынке появилось немало аналогов. В первую очередь, это дешевая плитка из керамики, сделанная в стиле майолики или под нее. Такой вариант отличается в первую очередь тем, что рисунок здесь делается не под глазурью, а просто штампуется на нее. Это существенно снижает эксплуатационные характеристики аналогов. Да и рисунок через какое-то время начинает просто стираться.

Но аналоги более практичны и доступны. Чаще всего основой для них является керамогранит или монокоттура. Они отличаются устойчивостью к воздействию влаги, а также прочностью. Это позволяет расширить сферу использования майолики.

Но современные технологии позволили добиться высочайшего качества изображения, а также удивительного сходства с оригиналом. Оно насколько сильное, что, в некоторых случаях, даже эксперты не сразу могут отличить альтернативу от оригинала. Этому способствует наличие у аналогов даже имитация эффекта состаренности и фактурной поверхности.

Производство плитки майолики

Оборудование

Как и для изготовления обыкновенной керамической плитки, требуется оборудование для измельчения и перемешивания сырья, а также приспособления для формовки и сушки сформованных изделий. Что касается печей, то они должны обладать функцией равномерного распределения тепла. Это необходимо, чтобы все изразцы давали одинаковую и равномерную усадку.

О секретах производства плитки майолики расскажет данный видеосюжет:

https://youtube.com/watch?v=PaB9V5V8E7E

Расчет сырья

Основой для сырья служат глины красного оттенка, способные легко плавиться. Они могут вовсе не содержать добавок. Или дополняться некоторыми количествами известняка, мела, песка (кварцевого). За счет этих добавок глазурь крепче держится на глиняном черепке. В современном производстве появились новые дополнительные включения – синтетические. С их помощью появилась возможность сделать плитку более крепкой и прочной.

Работать с глиной достаточно сложно. Этот материал отличается хрупкостью и не всегда стабильным составом. На крупном производстве, где всё поставлено на поток, порой для достижения нужного результата приходится использовать пять-шесть разновидностей глины.

Технология изготовления майолики рассмотрена ниже.

Фото плитки майолики от Уралкерамики в интерьере ванной

Технология

Пройдя процесс формования, плитки отправляются подсушиваться, а затем проходят первый обжиг. Температура печи при этом варьируется от 900 до 950 градусов Цельсия. Далее керамический черепок покрывают пастой, сделанной на основе глины. Она может иметь белый, розовый, фиолетовый, зеленоватый оттенок. Так получается фон для будущей росписи. Плитку с нанесенной пастой вновь обжигают. Паста при этом спекается и становится твердой. Температура печи при этом не превышает 1100 градусов. Теперь можно наносить рисунок. Иногда применяют и лепной декор. Художники рисуют узоры вручную. После их высыхания плитки покрываются слоем бесцветной прозрачной глазурью. И опять им предстоит медленный обжиг – уже в третий раз

Тут очень важно выдержать температурный режим и время. Иначе может узор растечься

Или краски потеряют свои цвета.

Иногда после последнего обжига делают еще и надглазурную роспись, которая выглядит особенно живо и эффектно. Столь сложная технология делает эти красивые изделия достаточно дорогими.

Об изготовителях плитки майолики из России, Польши, других стран, например Магма, Тубадзин, Памеса каса , Сокол и других расскажем ниже.

Технология изготовления

Производство изразцов, которые вы видите в магазинах, налажено на фабриках – на типовые формы глазурь наносится машинным способом в виде принта. Такие современные изделия можно назвать имитацией изразцов, поскольку изначально плитки делались вручную. Сейчас также можно приобрести модели ручной работы, но стоить они будут дороже.

Технология производства изразцов сравнительно несложная, хотя это и трудоемкий процесс:

  • Сначала нужно вылепить изделие с желаемым рельефом. Для этого может подойти обычный скульптурный пластилин – если вы захотели сделать изразцы сами, данный материал наиболее доступен.
  • Форму из пластилина нужно положить в более крупный контейнер или коробку. Лицевая сторона изразца должна быть направлена наружу.
  • В контейнер нужно аккуратно залить гипс и позволить ему застыть.

 

  • После этого гипсовую заготовку переворачивают, а пластилин извлекают – он больше не потребуется.
  • В заготовку выкладывают глину и обжигают. В домашних условиях нужной температуры для обжига не добиться, однако некоторые мастерские предлагают услугу использования своих печей.
  • После обжига изразец покрывают глазурью, на нем можно нарисовать любые узоры.
  • Затем вместе с глазурью плитку снова обжигают, и изделие готово. С помощью одной гипсовой формы можно сделать много типовых изразцов.

Современные русские печи в интерьере домов

Сегодня дома оформляют в самых разных дизайнах. На удивление русская печь прекрасно вписывается практически в любой даже современный стиль, если грамотно подобрать ее конструкцию и отделку. Большой выбор различных моделей позволяет найти вариант и для традиционных, и для урбанистических дизайнов.

Так, для интерьеров домов в деревенском стиле оптимальным вариантом станет классический вариант отделки — глиняная штукатурка, покрытая побелкой. Или варианты, имитирующие подобное оформление. Такой дизайн подчеркнет колорит стиля и усилит впечатление от интерьера.

Для обстановки, где использование элементов крестьянской избы неуместно, в качестве облицовочного материала можно выбрать изразцы. Это особая керамическая плитка с росписью в различных стилях —под старину, с традиционными узорами или орнаментами, простыми изображениями пейзажей, людей или животных. Сегодня она производится не только вручную, но и промышленным способом. Поэтому выбор изразцов для облицовки русской печи очень разнообразен и подобрать подходящий вариант в соответствии с общим дизайном интерьера будет несложно. Если хочется оригинальности — можно заказать ручную роспись.

Ручная роспись русской печи

Изразцы — материал достаточно дорогой, поэтому ими можно облицевать только переднюю часть печи. Или заменить их на современный керамогранит, терракотовую плитку и искусственный камень.

Секрет национальной самобытности

Визитная карточка отечественных керамических изделий – колоритная роспись. Характерные сюжеты в сочетании с самобытной художественной техникой позволяют без труда узнать среди прочих керамических изделий яркие плоды русского майоликового производства.

Классическим рисунком русской майолики являются изящные орнаменты, изображения цветов и предметов быта. Их дополняют оригинальные мифологические сюжеты и жанровые мотивы, удивительно тонко передающие русский народный характер, его доброту и открытость, душевность и тонкий юмор.

Еще одна отличительная черта – цветовая палитра. Прежде всего, это гжельская керамика с характерным сочетанием синей краски с добавлением кобальта на белоснежном фоне.

Однако русская расписная керамика не ограничивается этими двумя цветами. Благодаря добавлению окислов металлов наши мастера научились изготавливать лиловую, желтую, зеленую, коричневую, вишневую, фиолетовую и др. краски и создавать с их помощью настоящие шедевры народного искусства.

Сегодня русская майолика переживает свой ренессанс. Потому встретить самобытную расписную керамику можно и во внутренней и внешней отделке зданий – в виде красивых изразцов, и в интерьере – в качестве оригинальной посуды и забавных фигурок.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий