Отдавать ли ребенка в художественную школу, если он любит рисовать?

Роль рисования в развитии малыша

Рисование напрямую связано с воображением, речью, мыслительной деятельностью и восприятием окружающей действительности. Изобразительное искусство усиливает и упорядочивает эти психические функции, помогая маленькому художнику систематизировать представление об окружающей действительности.

Чем активнее ребёнок постигает мир через игры, тем лучше он рисует, нарабатывая свои творческие способности, а значит — развивая интеллект. Дать крохе карандаш и бумагу — не только способ занять его на некоторое время.

Польза рисования для детей бесспорна и научно обоснована, поскольку художественные занятия:

дарят радость. Рисование становится для малыша увлечением, приносящим огромное удовольствие, поскольку даёт свободу самовыражения;
развивают усидчивость и аккуратность. Удержать карандаш в руке — непростая задача для ребёнка, а изображение конкретного предмета и вовсе кропотливое и сложное занятие

Выполняя его, малыш проходит важный процесс — развитие мелкой моторики: чем лучше он освоит этот этап, тем быстрее разовьётся речь;

тренируют память, внимание, улучшают пространственное воображение;
помогают справиться с эмоциями, делая кроху счастливее и свободнее, поскольку через рисунок малыш «выплёскивает» на бумагу свои чувства, которые в силу, возраста не может выразить с помощью речи;
развивают творческий потенциал. Создание рисунка или картины требует от ребенка индивидуального видения предметов, предполагает креативность подхода к творческому процессу, умение признавать свои ошибки и в результате создавать нечто уникальное;
успокаивают психику: особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам и неврозам;
помогают раскрыть индивидуальность

Рисуя, ребёнок ощущает себя творцом, личностью, что делает его увереннее и благотворно сказывается на самооценке.

По детскому рисунку можно понять, кто его автор — мальчик или девочка. Это научный факт

У девочек лучше развито словесно-логическое мышление, эмоции, внимание к мелочам. Они сориентированы на конкретный образ, им нравится рисовать принцесс, зверей

Мальчиков отличает пространственное воображение, поэтому они обычно изображают динамичные картинки — сражения с техникой и оружием.

Трактовать рисунок может лишь детский психолог и только с учётом комментария самого малыша. Если ребёнок предпочитает изображать объекты в  чёрном цвете, это не значит, что у него депрессия, а, всего лишь, ассоциация с папиной машиной.   

Правила для родителей по развитию художественных способностей ребенка

Для дошкольников рисование – это одно из самых обожаемых видов деятельности. Таким образом, ребенок может выразить свои мысли и переживания, происходит его полноценное творческое развитие. Но для того, чтобы в этом процессе не происходило ошибок родителям необходимо учитывать несколько правил.

  1. Правило первое. Не критикуйте и не высмеивайте ребенка. Если у него не получается что-то – помогите ему, подскажите как лучше сделать.
  2. Правило второе. Не делайте ограничения для ребенка в средствах для рисования. У вашего ребенка всегда должно быть много разного вида красок, мелков, фломастеров, карандашей. Пускай рисует, сколько захочет.
  3. Правило третье. Следите, чтобы занятие не затягивалось по времени. Нельзя чтобы ребенок уставал. Это способствует формированию плохого отношения к рисованию. Однако если ребенок весь увлечен творческим процессом – не перебивайте его, дайте доделать работу до конца.


Аппликация орешками – нетрадиционное творчество

Художественные упражнения для совместной деятельности родителей с детьми

  1. Создание новых оттенков цветов с помощью размывания акварели.
  2. Использование штрихов для закрашивания крупных деталей, использование при рисовании цветных карандашей.
  3. Использование пальчиковых красок во время творческой деятельности.
  4. Сотворение фона, с помощью нетрадиционных методик. Для этой цели   можно:
  • распылить с помощью зубной щетки акварель;
  • создать фактуру, используя соль;
  • украсить фон, используя штампы из подручных материалов (сырой картошки, картона);
  • создать фон с помощью мыльных пузырей (для этого мыло добавляется в гуашевые краски и выдуваются на лист).


Детский рисунок изонитью

Кроме этого, родители вместе с детьми могут освоить и другие интересные техники для творчества: коллаж, квиллинг, бумажная пластика, оригами, объемная аппликация, изонить.

Как создать условия для творчества ребенка?

Для создания условий с целью активного развития художественно-творческих способностей ребенка надо следовать некоторым требованиям:

  • создать обстановку для стимуляции творческой деятельности (в семье должна преобладать дружелюбная обстановка, ребенку должен быть предоставлен свободный доступ к максимально разнообразному изобразительному материалу);
  • силы должны использоваться по максимуму;
  • у ребенка должен быть выбор в том, какие способы деятельности использовать, продолжительность занятий, их частота и поочередность;
  • необходимо постоянно поддерживать ребенка, если что-то не получается, подбадривать, хвалить, стимулировать к творчеству.


Творческая обстановка дома

Задачи профориентации и начальной профессиональной подготовки решаются на занятиях по предмету – “Дизайн”.

На занятиях по предмету “Дизайн” учащиеся знакомятся с основами дизайна, историей появления дизайна, использованием основ дизайна в культурах разных стран, определяется место и роль художника – дизайнера в современных условиях.

На занятиях ставятся задачи:

– развитие фантазии;

– конструктивно-пространственные мышления;

– развитие художественного вкуса;

– развитие чувства гармонии.

Из-за отсутствия примерных программ по данному предмету, занятия проводятся по экспериментальной учебной программе.

Изучаются разделы:

1. “Средства композиции в дизайне”

2. “Промышленный дизайн”

3. “Графический дизайн”

4. “Дизайн костюма”

5. “Дизайн интерьера”

6. “Средовой дизайн”

1 класс

  • Стилизация предметов быта в стиле современных художников и скульпторов
  • Формальная композиция
  • Формальная композиция (в объеме)

2 класс

  • Стилизация животных
  • Фирменный стиль
  • Формальная композиция на объемной плоскости

3 класс

  • Эскиз костюма будущего
  • Эскиз костюма из бумаги

4 класс

  • Ландшавтный проект школьного парка
  • Шрифтовая композиция
  • Эскизный проект интерьера

Что изучают на занятиях

В художественной школе детям преподают основы рисунка, живописи и декоративно-прикладного искусства. В первом классе задача педагога — научить детей правильно держать карандаш и кисть, наносить мазки и штриховку, располагать предметы на листе, смешивать цвета.

За время занятий живописью дети научатся работать с цветом, передавать теплые и холодные оттенки, передавать фактуру материалов: стекло, гипс, ткань, дерево.

На уроках рисунка ученики создают форму и объем предмета карандашом. Рисование с натуры — основа изобразительного искусства. Учителя выставляют натюрморты, гипсовые части тела человека или чучела животных. Двигаясь по принципу от простого к сложному, ребята изображают на бумаге заданную композицию, в конце обучения — рисуют человека с натуры.

На уроках по композиции изучают распределение предметов в пространстве, игру света и тени. На занятиях по скульптуре дети работают с пластилином или глиной, создают объемные предметы. Это развивает пространственное мышление. Итоговая работа передает фактуру и пластику предмета.

История искусств знакомит с видами, жанрами, культурой различных эпох. Студенты изучают знаменитых мировых художников, скульпторов. На декоративно-прикладных занятиях ученики создают поделки из папье-маше, дерева, шерсти и других подручных материалов.

Некоторые школы проводят уроки по компьютерной или печатной графике. Такие занятия вызывают особый интерес, но не входят в государственный стандарт изучения изобразительного искусства.

С какого возраста начинать?

Торопить событие не стоит. Специалисты рекомендуют знакомить кроху с рисованием с восьми месяцев: к этому времени ребёнок умеет уверенно сидеть. Начать желательно с пальчиковых красок и листа бумаги большого формата. Нужно быть готовым к тому, что малыш испачкает всё вокруг.

Некоторые психологи считают, что учить детей изображать реальные предметы: тучи, деревья, домики, геометрические фигуры не рекомендуется до 8 лет, чтобы не отбить у маленького художника желание рисовать. Следует понимать, что ребятишки дошкольного возраста передают в рисунке свои зрительно-тактильные ощущения от предмета. Похожесть объекта их не интересует.

Период каракульного рисования имеет свои этапы и в это время важно не допустить блокировки этого процесса у малыша:

  • хаотические каракули (до года). Это время, когда ребёнок только берёт в руки карандаш, тыкает им в листочек, радуясь, что там остаются следы. Родителям следует поддержать с крохой обратную связь, положительно реагируя на его творчество;
  • циркулярные каракули (1-2 года). Теперь малыш осознаёт, что может управлять своим движением и активно рисует кружки, линии, закорючки. На этом этапе у родителей появляется соблазн научить своё чадо рисовать правильно: квадратный дом, круглое солнышко. Такие действия блокируют образное мышление ребёнка;
  • продвинутые каракули (2-3 года). Это последний период «до изобразительного» рисования, на котором малыш обнаруживает, что в нарисованных им кружках, точках и кривых линиях есть смысл. Процесс должен приносить ребёнку радость: чтобы подержать самооценку крохи, родителям следует вешать на стену даже каракули, любоваться ими и с гордостью показывать друзьям.

Реалистичные вид предметов появляется на детских рисунках только к 7-8 годам. Именно в этот период у ребёнка возникает желание в оценке взрослого для достижения лучшего результата и встаёт вопрос о необходимости продолжения обучения в художественной школе.

Кисти для учёбы в художественной школе

С гуашью работают плоскими кистями. Для детей в школу лучше покупать набор кисточек из синтетического волокна. Обычно в наборе идёт 5 кисточек разного размера, если кисточек меньше- ребёнку будет не хватать. Нужно отдавать предпочтение кистям правильной усреднённой формы, с щетиной не слишком длинной и не слишком короткой. Край кисточки должен быть аккуратным, а не напоминать хороший веник. Мне очень нравятся синтетические кисти фирмы “Kolos”, российские “Roubloff”, немецкие из енота “Kolibri”, хотя сейчас много других, также хороших по качеству.

Какая бумага нужна

Ни в коем случае не снаряжайте своё чадо в художественную школу с ксероксной бумагой, даже если она хорошего качества. Если выбираете альбом для рисования, отдавайте предпочтение тем, в которых листы потолще и попрочнее на ощупь. А вообще, подойдут хорошие альбомы для рисования, бумага для рисования или черчения, формата А4 в папках. Почему детям начальных классов художественной школы не нужно покупать бумагу больше формата А4? Потому что они ещё не могу выйти на большие форматы листа. К этому их нужно подготовить. (См. бумага для художника).

Другие художественные материалы и принадлежности для школы

Дальше просто по списку:

  • Контейнер для инвентаря. Имеет огромнейшее значение, в чём хранятся в школе краски, кисти и карандаши вашего ребёнка, в контейнере или в целоффановом пакете. Приобретите для своего ребёнка обычный пластиковый контейнер для пищевых продуктов, только побольше по размеру, чем мы обычно используем дома. Если на каждое занятие ребёнок приносит принадлежности и потом забирает обратно – пропускаем этот пункт.
  • Карандаши простые “koh-i-noor” или по типу их. Можно сразу набор твёрдостью не меньше ТМ, лучше ТМ, 2М, так как теряются. К простому карандашу нужен ластик, и лучше проверенного временем ластика “koh-i-noor” нет. И цветные карандаши, предпочтений особых нет, часто покупают цветные карандаши фирмы “Kite”.
  • Точилка для карандашей, лучше с контейнером. Сейчас в продаже широко идёт “Faber-castell” или “Molped”. Они подходят.
  • Кнопки с пластиковыми шляпками, по виду они напоминают шляпку грибочка и ножку как маленький гвоздик. Они не так гнутся, меньше теряются, используются повторно многократно. И их охотнее использует преподаватель, чтобы перед практическим занятием прикрепить к мольберту листы бумаги учеников, потому что сами они порой этого не могут (ручки маленькие и слабые ещё).
  • Палитра нужна пластиковая, без углублений. Чаще продаётся именно с углублениями, но постарайтесь найти плоскую.
  • Обязательно халат или фартук. Тряпки вытирать руки и кисти. В качестве банки для воды может выступать пластиковая банка с крышкой (размера побольше), или срезанная на треть баклажка из- под минеральной воды. Эти ёмкости точно не побьются, даже когда упадут на кафельный пол.

Важность уроков рисования в школе

Современные стандарты образования приветствуют индивидуальный подход к ученикам. Задача педагога изобразительного искусства – всестороннее творческое развитие детей, формирование гармоничной личности, вовлеченной в мировую художественную культуру, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Учитель создает условия для проявления фантазии, поддерживает самостоятельность детей, демонстрируя лишь азы рисования.

Что же дает рисование школьникам, если на ИЗО их не учат, как раньше? Прежние принципы проведения урока, когда классу предлагалось единое задание, без возможности проявить собственное «Я», сегодня морально устарели. Психологические отличия полов, разный уровень одаренности в коллективе требуют свободной формы занятий. Учитель не обучает детей непосредственно техникам живописи, а лишь пробуждает в ученике интерес к изобразительному искусству, учит понимать и ценить красоту, подталкивает к самовыражению через рисунок.

Даже если ребенок не стремится стать художником, навыки, приобретенные в процессе рисования, обязательно пригодятся ему во взрослой жизни:

  • точность зрения и наблюдательность – необходимые качества для ученых, инженеров, медиков, следователей, техников;
  • без четкой координации между рукой и глазом не может обойтись музыкант, хирург, водитель, механик, рабочий за станком;
  • развитым воображением обладают изобретатели, исследователи – люди, толкающие вперед науку и технику.

Задача взрослых – всячески поощрять в ребенке стремление взять в руки бумагу и кисть, и чем раньше это произойдет, тем лучше.

Курс живописи является одним из важнейших разделов учебного процесса в детской художественной школе.

 
В его задачу входит развитие у учащихся способности видеть и изображать окружающий мир во всём многообразии его цвето-световых отношений. Пользуясь живописными средствами, научиться “лепить форму цветом, овладевать техническими приёмами акварельной живописи, гуашью и основами цветоведения. В результате работы учащиеся должны научиться последовательно вести этюд, брать большие цветовые отношения, передавать световоздушную среду и материальность предметов.
 
В целях более глубокого освоения данного предмета необходимо, чтобы практическое умение было подтверждено прочными теоретическими знаниями, в связи с чем учащихся знакомят с основными законами цветоведения и приобщают к великой культуре прошлого – знакомят с работами мастеров зарубежного, русского и советского искусства. На этой основе постепенно развивается осознанное восприятие цвета. Осмысливаются понятия формата, ритма, тона, понятия декоративности, законы соподчинения и контраста, понятия целого и детали, колористической цельности листа и т. д.
 
Процесс обучения должен идти от простого к сложному. В начале ученик должен научиться видеть и передавать цветовые отношения плоских форм с их локальным цветом. Усвоив эти задачи, следует перейти сначала к простым, а затем к более сложным объёмным формам. Лепку формы следует вести с учётом тёплых и холодных цветов, сначала в условиях интерьера, а затем на пленэре, во время летней практики.
 
За время обучения учащимися должны быть усвоены некоторые сведения  по цветоведению: понятия спектра, о его цветах – основных и дополнительных, тёплых и холодных, контрастных и сближенных, о понятии “локальный цвет”, о влиянии на него света, о роли тона в передаче формы и материальности предмета, о светосиле цвета в воздушной среде, взаимодействии цветов, рефлексе.
 

Подготовительный класс

  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс

Как выбрать школу

По окончании художественной школы выпускник получает на руки диплом с оценками, но полученные навыки для выпускника гораздо важнее.

Чтобы дополнительное образование принесло пользу, выбирать учреждение следует исходя из критериев:

Стаж педагогов. Преподаватель должен сам уметь рисовать и делиться опытом, владеть методиками обучения, грамотно разговаривать, понимать психологию детей. Хорошо, если у педагога имеется художественное и педагогическое образование.
Участие в выставках и членство в профессиональных организациях. Если учителя не рисуют и не выставляют свои картины, то наступает профессиональная деградация. Такой преподаватель научить базовым навыкам, но не творческому развитию ученика.
Удаленность от дома. Занятия проводятся 3-4 раза в неделю, чем меньше времени будет потрачено на дорогу, тем ребенку будет легче.
Стоимость занятий. В государственных и частных школах родители оплачивают обучение. Цена может отличаться в несколько раз

Важно оценить финансовые возможности семьи, чтобы ежемесячная плата не стала причиной отказа от занятий.
Оснащение школы. Оборудование для учебы должно быть в исправном состоянии

Если ДХШ предоставляет материалы для работы, то родителям не придется тратить время на поиски нужных красок или бумаги.
Взаимодействие с ВУЗами и колледжами. Если школа располагается на базе художественного высшего или среднего заведения, то выпускные экзамены засчитываются в качестве вступительных.

Решив получить дополнительное художественное образование, ребенок посещает два учебных заведения: обычную школу и художку. Выбрав общеобразовательную школу с углубленным изучением предметов по изобразительному искусству, выпускник получает один диплом.

Как и где можно применить полученные знания

Полученные навыки пригодятся во время экзамена по рисованию или живописи. Если ребенок планирует стать художником, дизайнером или архитектором, то ДХШ поможет поступить в институт на нужный факультет.

Ребята, которые не выберут в дальнейшем творческую профессию, смогут применить знания на уроках рисования или черчения. Занятия живописью развивают чувство цвета и стиля. Выпускники создадут эскиз желаемого платья для швеи, сами подберут нужный оттенок при оформлении дизайна комнаты.

Основные правила приема

Зачисление производится по следующим правилам:

  • вступительные экзамены проводятся с начала июня по конец августа (все зависит от условий определенного учебного учреждения);
  • абитуриенты, успешно сдавшие живопись и композицию, зачисляются в 1 класс;
  • после окончания экзаменационного этапа проводится собрания для родителей, где обсуждаются: время занятий, перечень необходимых материалов, план работы на год;
  • школьники, которые не прошли конкурсный отбор, могут начать обучение на платной основе (обговаривается отдельно с администрацией школы).

Требования к поступающим

Если ваш ребенок изъявил желания поступить в художественную школу, то ознакомьтесь с требованиями, предъявляемыми ко всем поступающим:

  • возраст от 9 лет;
  • гражданство Российской Федерации;
  • отсутствие медицинских противопоказаний;
  • умение и желание учиться и узнавать что-то новое.

Вступительные экзамены – это живопись и композиция

Перечень документов для поступления

Необходимо предоставить следующие документы:

  • заявление с просьбой о приеме в школу на имя директора, написанное родителями или законными опекунами;
  • свидетельство о рождении (ксерокопию и оригинал);
  • СНИЛС;
  • 2 цветные фотографии размером 3х4 см;
  • справка из школы и поликлиники о состоянии здоровья школьника.

Живопись

Экзамен по живописи подразумевает выполнение натюрморта, который состоит из 2-3 предметов. Абитуриент должен провести грамотное расположение композиции на листе бумаги, корректно передать пропорции, объем и цвет всех предметов. Испытание проводится в течение 3 академических часов. С собой необходимо принести:

  • ватман формата А 3;
  • 3 простых карандаша: твердый (Н), мягкий (В) и твердо-мягкий (НВ);
  • стирательную резинку;
  • малярный скотч (для закрепления бумаги на мольберте);
  • акварельные краски;
  • кисти маленького и среднего размера.

Композиция

Вступительные экзамен по композиции предполагает выполнение зарисовки по заданной тематике с обязательным включением человеческой фигуры или силуэта какого-либо животного. Школьник должен правильно выразить свой замысел, корректно и пропорционально расположить все композиционные элементы на листе бумаги. Длительность испытания – 3 академических часа. С собой нужно взять следующее:

  • фломастеры (не менее 10 шт);
  • цветные карандаши (не менее 12 шт);
  • альбом формата А 4;
  • 3 простых карандаша: твердый (Н), мягкий (В) и твердо-мягкий (НВ);
  • стерку.

Отдавать ребенка ли в художественную школу, изостудию или учить дома самостоятельно?

Итак, ваше чадо активно рисует, и принято решение, что его стоит обучать.

Нужна ли ребенку художественная школа? Чтобы решить это, нужно понимать, что это такое.

Художественная школа – это довольно интенсивное и серьезное обучение. Занятия там будут проходить несколько раз в неделю, по два-три часа и более.

Методики обучения, конечно, немного разнятся в разных школах и зависят от преподавателей, но будьте готовы к тому, что ребенку придется ради учебы многое делать «через не хочу», отодвигать на второй план какие-то собственные креативные задумки и придерживаться заданных тем и техник живописи и графики. Отдавать ребенка в художественную школу стоит, если он действительно очень увлечен рисованием, налицо способности, есть желание связать с творчеством будущую профессию и т.д. Как утверждают сами педагоги, какая-то часть детей из каждого нового набора покидают художественную школу обычно уже в течение первого полугода обучения. Чаще всего детей забирают те родители, кто переоценили собственный энтузиазм и возможности ребенка.

Если решили, что не стоит отдавать ребенка в художественную школу, и хотите попробовать что-то другое – к вашим услугам многочисленные изостудии, кружки детского творчества и прочие студии и коллективы, где ребенка научат рисовать и поруководят его творчеством.

Выбирая изостудию по своим пожеланиям, советую обратить внимание на такие моменты:

  • Как студия (руководитель) сама позиционирует себя и свою направленность. Вчитайтесь в рекламное объявление, пообщайтесь с руководителем лично – могут быть любые нюансы: от вышеописанной «домиковой» методики гарантированного превращения ребенка в художника до почти полностью бесконтрольного творчества – материалы раздали, тему рисунка определили – и вперед, рисуйте как знаете! Расспросите, какие техники рисунка, живописи и, возможно, декоративно-прикладного творчества будут изучаться, как проходят занятия, есть ли какой-то целенаправленный учебный план и т.п.
  • Посмотрите на работы воспитанников студии. Обычно по массиву работ разных детей, обучающихся в одной студии, можно заметить какой-то общий стиль. Это не то чтобы плохо, но подумайте – близок ли этот стиль вашему ребенку, хотите ли вы, чтобы его вкусы формировались в таком направлении?.. И кстати, не думайте, что лучшая изостудия та, где работы учеников самые красивые и не по возрасту технично выполненные – чаще всего это свидетельствует лишь об активном вмешательстве педагогов в детское творчество!
  • Попробуйте отследить репутацию изостудии и руководителя – побеждают ли ее ученики на конкурсах детского рисунка, активно ли участвуют в выставочной жизни города? Это можно узнать и через интернет, но обычно руководители студий и не скрывают своих регалий и побед, охотно рассказывая и показывая награды!

Но может, вы решили не связываться пока с детскими коллективами, не отдавать ребенка в художественную школу, а учить самостоятельно? Так частенько поступают родители, которые сами владеют навыками рисования. Если вы считаете, что сможете научить своего ребенка чему-то полезному и интересному – почему бы нет, домашние занятия творчеством обычно всегда проходят на ура!

Однако, стоит уловить момент, когда ребенок будет готов воспринять что-то еще, чего вы дать не можете, и объективно оценить свои возможности!

Еще один минус домашнего обучения – отсутствие коллектива рисующих детей рядом. А ведь это момент, ради которого многие родители решают, что ребенку нужна художественная школа – общение с ребятами со схожими увлечениями, единомышленниками!

Нужна ли ребенку художественная школа – конечно, решать вам самим. Но даже если вы и ваше чадо не планируете поступление в академию искусств, эстетическое развитие еще никому не помешало!

——
Автор – Даша Блинова, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная

Копирование этой статьи запрещено!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий