Виды оркестров, исполняющих инструментальную и симфоническую музыку

 

История

Совместная игра музыкантов, использующих разнотипные музыкальные инструменты, известна с древнейших времён – барабаны усиливали воинственное звучание труб, а флейта звучала вместе с арфой. Однако, к формату симфонического оркестра пришли сравнительно недавно, лишь в ХVIII веке. К появлению такого формата привело как развития музыкального искусства, так и совершенствование музыкальных инструментов. Принцип данного объединения основан на гармоничном звучании нескольких групп инструментов. Именно такой состав симфонического оркестра был способен исполнять музыкальные произведения, которые относились к новому для того времени жанру, а именно к симфониям, выросших из оперных увертюр. Узнать больше про оркестр вы можете тут https://d-seminar.ru/video/orkestr-lozhkarej.

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал, где их встречает музыкальный ру-ководитель.

Музыкальный руководитель :

Утром встали малыши,

В детский садик свой пришли.

Гости здесь у нас с утра,

Поздороваемся, друзья!

1. Музыкальное приветствие :

М. Р. : Здравствуйте, ребята!

Д: Здравствуйте.

М. Р: Как ваше настроение?

Д: Очень хорошо.

М. Р: Пора нам заниматься?

Д: Да-да-да!

М. Р: Мы будем все стараться?

Д: Да-да-да!

Настрой на занятие, сплочение коллектива. Песенка «Ну-ка все встали в круг»

Музыкальный руководитель :

Ребята, мы сейчас поприветствовали гостей, вы меня, я вас. А теперь попрошу поздороваться со своими друзьями и одновременно закрепим та-кое движение как лёгкий бег. Задача: бегать врассыпную по всему залу легко, не сталкиваясь другу с другом, руки держим свободно, но не вы-ставляя их вперёд и каждый раз менять нового дружка. Язык приветствия – по – своему желанию.

2. Коммуникативная игра «Здравствуй, дружок». Дети садятся на стулья

Музыкальный руководитель : Обращает детей на слайд, где изоб-ражён оркестр.

– Что вы видите здесь? (Оркестр)

Музыкальный руководитель :

– Что такое оркестр? (Ответы детей)

– Кто главный в оркестре? (Дирижёр)

– Самый главный в оркестре – дирижёр, он управляет инструмента-ми, делает их игру слаженной:

Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре – президент!

– Скажите, пожалуйста, музыканты рассаживаются в оркестре как за-хотят или в определённом порядке?

Давайте вспомним названия некоторых музыкальных инструментов? (Показ слайдов с изображением музыкальных инструментов, дети отгады-вают).

– В оркестре много музыкальных инструментов, а вы хотите узнать, как музыканты разучивают на репетиции музыкальные произведения?

– Тогда предлагаю вам поиграть в игру «Мы – музыканты». Что нам для игры понадобиться? (Стулья, музыкальные инструменты, пульт, ноты, дирижёрская палочка, фрак). Кого нам нужно выбрать? (Дирижёра).

-Ребята, сегодня дирижёром будет, потому что он (она) хорошо знает звучание музыкальных инструментов, внимательно слушает музыку. Остальные будут музыкантами, Но самое главное нам нужна музыка, ко-торую мы будем исполнять, поэтому сейчас мы все будем слушателями, будем внимательно слушать музыку и постараемся определить её настрое-ние?

3. Слушание русская плясовая «Полянка»

Музыкальный руководитель :

– Какие красивые слова можно подарить этой музыке? (Весёлая, за-дорная, бойкая, радостная)

А теперь участников игры прошу занять свои места.

(Дирижёр берёт дирижёрскую палочку, одевает фрак, становиться у пульта, музыканты разбирают инструменты рассаживаются в оркест-ре).

Музыкальный руководитель :

Прежде чем начать репетицию, давайте разомнём свои пальцы.

4. Музыкальная пальчиковая игра «Пальчики»

Дирижёр призывает всех к тишине (стучит дирижёрской палочкой по пюпитру).

Дирижё р:

Начинаем репетицию, но сначала послушаем, как звучат ваши ин-струменты ( показывает рукой и палочкой инструменты: ложки, рубеля, бубны, бубенцы)

Дирижё р:

Все готовы?

Всё готово?

Дружно начали, друзья! (Звучит запись мелодии, дети играют. По ходу игры даёт указания. (Играть медленнее, тише, ритмичнее, напевнее, вместе и т. д.).

Дирижё р хвалит отдельные инструменты: слаженно играли ложки, вовремя вступили рубеля, ритмично звучал бубен и т. д.)

Музыкальный руководитель :

В каждой репетиции должна быть пауза, остановка, отдых. Вот и мы заслужили паузу, паузу музыкальную. Давайте станцуем танец дружбы. Оставьте свои инструменты на стульях и выходите танцевать.

5. Коммуникативный танец «Вальс дружбы»

Дирижё р:

Музыканты занимаем места, настало время концертного выступления

Музыкальный руководитель :

После долгих и упорный репетиций оркестр ждёт концерт, где они покажут всё своё мастерство. Вои и сейчас зрители у нас есть, оркестранты готовы, я возьму на себя роль конферансье. Итак, выступает оркестр шу-мовых инструментов разновозрастной группы детского сада Теремок села Селендумы. Русская народная плясовая «Полянка». Дирижёр.

6. Игра на детских музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель :

– Чем вы занимались?

Наше занятие подходит к концу давайте на прощание исполним нашим гостям песню «Весёлый музыкант»

7. Пение «Весёлый музыкант».

Пришло время попрощаться до следующего занятия.

Музыкальное прощание

Инструментальный оркестр

Этот вид оркестра отличается по своей форме тем, что в нем нет четкого количества музыкальных инструментов определенных групп. А также он может исполнять любую музыку (в отличие от симфонического оркестра, который исполняет исключительно классическую).

Конкретных видов инструментальных оркестров нет, но условно к ним можно отнести эстрадный оркестр, а также оркестр, исполняющий классику в современной обработке.

Согласно исторической справке, инструментальная музыка начала активно развиваться в России только при Петре Первом. Она, конечно, имела на себе западное влияние, но зато она уже не была под таким запретом, как в более ранние времена. А раньше доходило до такого, что запрещали не то что играть, а сжигали музыкальные инструменты. Церковь считала, что в них нет ни души, ни сердца, а потому они не могут прославлять Бога. И потому инструментальная музыка развивалась преимущественно среди простого народа.

Играют в инструментальном оркестре на флейте, лире, кифаре, свирели, трубе, гобое, бубне, тромбоне, дудке, сопелке и других музыкальных инструментах.

Наиболее популярный инструментальный оркестр XX века – это оркестр Поля Мориа.

Он был его дирижером, руководителем, аранжировщиком. Его оркестр сыграл очень много популярных музыкальных произведений XX века, а также собственного сочинения.

Большой смешанный духовой оркестр

Высшей формой духового оркестра является большой смешанный духовой оркестр, которому доступно исполнение произведений значительной сложности.

Такой состав характеризуется, прежде всего, введением тромбонов, трех или четырех (для противопоставления тромбонов «мягкой» группе саксгорнов), тремя партиями труб, четырьмя партиями валторн.

Кроме того, большой оркестр обладает значительно более полной группой деревянных духовых, которая состоит из трех флейт (двух полных и пикколо), двух гобоев (с заменой второго гобоя английским рожком или с самостоятельной его партией), большой группы кларнетов с их разновидностями (кларнет “ля”, “до” и бас-кларнет), двух фаготов (иногда с контрафаготом) и саксофонов.

В большом оркестре басовые инструменты – тубы, могут заменяться сузафонами или геликонами (их строй, принципы игры, аппликатура те же, что и у тубы), и иногда добавляется контрабас или бас-гитара.

Ударная группа уплотняется литаврами (обычно тремя):

  • большая
  • средняя
  • малая

Ясно, что большой оркестр по сравнению с малым обладает значительно большими красочными и динамическими возможностями. Для него типично применение более разнообразных приемов игры – широкое использование технических возможностей деревянных, применение «закрытых» звуков (сурдин) в медной группе, самые различные тембровые и гармонические соединения инструментов.

В большом оркестре особенно целесообразно противопоставление труб и корнетов, а также широкое использование приемов divisi (дублирование общей партии) у кларнетов и корнетов, причем разделение каждой группы может доводиться до 4–5 голосов.

Естественно, что большой смешанный оркестр значительно превосходит малые составы по количеству музыкантов (если малый медный оркестр составляет 10–12 человек, малый смешанный 25–30 человек, то в большой смешанный входит 40-50 музыкантов и более).

Духовой оркестр. Краткий очерк.И. ГубаревСоветский композитор, 1963

Группа саксгорнов:

  1. инструменты высокой тесситуры: саксгорн-сопранино (корнет in Es), саксгорн-сопрано (корнет inB);
  2. инструменты среднего регистра: альт, тенор, баритон;
  3. инструменты низкого регистра: саксгорн-бас и саксгорн-контрабас (туба Es, Bb)

Две другие группы оркестра составляют деревянные духовые и ударные инструменты.

Группа саксгорнов собственно, и образует малый медный состав духового оркестра. С присоединением к этой группе деревянных духовых, а также валторн, труб, тромбонов и ударных – образуют малый смешанный и большой смешанный составы.

В целом группа саксгорнов с характерными для этих инструментов конической трубкой и широкой мензурой обладают достаточно большим, сильным звуком и богатыми техническими возможностями. Это особенно относится к корнетам, инструментам большой технической подвижности и яркого, выразительного звучания. Им в первую очередь поручается основной мелодический материал произведения.

Инструменты среднего регистра (альты, теноры, баритоны) выполняют в духовом оркестре две важные задачи:

  • Во-первых, они заполняют гармоническую «середину», то есть исполняют основные голоса гармонии, в самых разнообразных видах изложения (в виде выдержанных звуков, фигурации, повторяющихся нот и т.п.).
  • Во-вторых, они взаимодействуют с другими группами оркестра, в первую очередь с корнетом (одно из обычных сочетаний – это исполнение темы корнетами и тенорами в октаву), а также с басами, которым нередко «помогает» баритон.

Оркестр CAGMO

Cinema and Game Music Orchestra (CAGMO) — коллектив, в котором каждый музыкант — личность, самостоятельная творческая единица, вместе с другими образующая синергию. Оркестр создан на базе агентства «Неоклассика» с целью обеспечения именитых дирижеров и композиторов высококлассным симфоническим сопровождением. CAGMO не только сотрудничает с выдающимися авторами, ведет активную гастрольную деятельность и продюсирует эксклюзивные концертные программы. Своей миссией коллектив видит популяризацию современной классической музыки наряду с качественным развитием жанра. В состав оркестра входят виртуозные музыканты с высоким уровнем владения инструментом, лауреаты всероссийских и международных конкурсов, которых отличают филигранное мастерство, музыкальная чуткость и всепоглощающая страсть к неоклассике.

Ударная группа

Наконец, нужно подчеркнуть особо важное значение ударной группы в духовом оркестре. Основные ударные инструменты:

  • большой барабан
  • малый барабан
  • тарелки

При весьма своеобразной специфики духового оркестра и прежде всего большой плотности, массивности звучания, а также частых случаях игры на открытом воздухе, в походе, при значительном преобладании в репертуаре музыки маршевой и танцевальной, организующая роль ритма ударных особенно важна.

Поэтому духовому оркестру, в сравнении с симфоническим, свойственно несколько форсированное, подчеркнутое звучание ударной группы. Когда мы слышим доносящиеся издали звуки духового оркестра, то, прежде всего, воспринимаем именно ритмические удары большого барабана, а затем начинаем слышать все остальные голоса.

Народный оркестр

В таком оркестре основными инструментами являются народные.

Например, для русского народного оркестра наиболее типичными являются: домры, балалайки, гусли, баяны, гармоники, жалейки, свирели, рожки владимирские, бубны. Также дополнительными музыкальными инструментами для такого оркестра есть флейта и гобой.

Впервые появился народный оркестр в конце XIX века, организатором которого стал В.В. Андреев. Этот оркестр очень много гастролировал и получил широкую популярность в России и за ее пределами. А вначале XX века народные оркестры начали появляться повсеместно: в клубах, при дворцах культуры и так далее.

Cостав симфонического оркестра

После довольно длительной эволюции, к середине ХIХ века, структура музыкального коллектива данного формата приобрела современные очертания. Сейчас в нём, в обязательном порядке присутствуют 4 группы инструментов. Перечислим их:

  • струнно-смычковые;
  • деревянные духовые;
  • медные духовые;
  • ударные.

Помимо этого, в определённых случаях в состав коллектива включают арфу, относящуюся к струнным щипковым инструментам, а кроме того, орган и фортепиано. Рассмотрим подробнее особенности групп инструментов симфонического оркестра.

Струнные смычковые

К данному типу относят инструменты, звук из которых получают путём проведения смычка по струнам. В группу струнных инструментов симфонического оркестра входят скрипки, альты, виолончели и контрабасы. Альт похож на скрипку, но крупнее её и звучит в более низком регистре. Виолончели и контрабасы сохраняют строение скрипки, но при этом они значительно крупнее её и обладают гораздо более низким звучанием. Самым низким по звучанию является контрабас. Изредка используется октобас, который крупнее контрабаса, а его звучание ещё более низкое. Струнная группа обладает широчайшим возможностями, оказывает сильное эмоциональное воздействие на слушателей и считается основной.

Деревянные духовые

Эта группа вобрала в себя следующие основные инструменты: флейту, гобой, кларнет и фагот. Кроме того, широко используются разновидности перечисленных представителей группы. Так, английский рожок является вариацией гобоя, контрафагот – разновидность фагота и т.д. Для их изготовления используется не только дерево, но и металл, и даже пластик. Музыкальные возможности деревянных духовых инструментов не столь значительны, по сравнению со струнно-смычковой группой, но они обладают очень красивым, неповторимым тембром и великолепно звучат в общем ансамбле.

Ударные

В ударную группу входят литавры, тарелки, ксилофон, большие и малые барабаны, треугольник, колокольчики и колокола, бубен, кастаньеты. Зачастую определённые ударные инструменты используются для того, чтобы создать или подчеркнуть какой-либо образ. Например, восточные темы часто подчёркиваются звучанием треугольника, а для воспроизведения музыки в испанском стиле используются кастаньеты. Иногда в качестве ударных применяют довольно неожиданные предметы. К примеру, наковальню в музыке Вагнера или печатную машинку в одном из произведений Эрика Сати.

Медные духовые

Далеко не всегда медные духовые инструменты симфонического оркестра изготавливаются именно из меди. Для их изготовления может использоваться латунь и серебро. Возможности медно-духовой группы значительно расширились в XIX веке, когда были внедрены несколько усовершенствований. Основные представителя группы это труба, валторна, тромбон, туба. При этом туба обычно используется одна, а остальных представителей группы бывает от двух до восьми.

Арфа

Звук из арфы извлекают щипками натянутых струн, которых насчитывается до сорока семи. Этот инструмент отличается широким звуковым диапазоном, необычайно нежным звучанием и внешне выглядит очень эффектно. Арфу часто используют, когда нужно подчеркнуть атмосферу античности. К тому же, она может имитировать звук лютни или гитары.

Фортепиано

В состав симфонического оркестра включают и фортепиано. Это клавишный инструмент, на котором исполняется огромное количество музыкальных произведений, в том числе и фортепианные концерты с сопровождением. Ему присуща универсальность, великолепное звучание, широкие возможности музыкального плана, способность воплощать самые разные замыслы композитора. Фортепиано используют как сольный инструмент, сопровождаемый оркестром, а также в качестве одного из инструментов, сопровождающих исполнение музыкального произведения.

Орган

Данный клавишный духовой инструмент иногда включают в состав оркестра. Наиболее совершенные и крупные органы по своим возможностям сопоставимы с целым симфоническим оркестром. Они отличаются исключительным богатством звуков, широчайшим динамическим диапазоном и многими другими возможностями. Тем не менее, органы применяют не только в качестве сольных инструментов, но и в сочетании с симфоническим оркестром.

Джазовый оркестр

Еще оркестр такого вида назывался джаз-бэнд.

В его состав входят такие музыкальные инструменты: саксофон, фортепиано, банджо, гитара, ударные, трубы, тромбоны, контрабас, кларнеты.

Вообще, джаз – это направление в музыке, которое сложилось под влиянием африканских ритмов и фольклора, а также европейской гармонии.

Впервые джаз появился на юге США в начале XX столетия. И вскоре распространился во всех странах мира. На родине это музыкальное направление развивалось и дополнялось новыми характерными особенностями, которые появлялись в том или другом регионе.

Одно время в Америке термины «джаз» и «популярная музыка» имели одинаковое смысловое значение.

Джазовые оркестры стали активно формироваться уже в 1920-х годах. И таковыми они оставались аж до 40-х.

В эти музыкальные группы участники поступали, как правило, еще в подростковом возрасте, исполняя свою конкретную партию – заученную или по нотам.

Вершиной славы джазовых оркестров считаются 1930-е годы. Руководителями известнейших на то время джазовых оркестров были: Арти Шоу, Гленн Миллер, и другие. Их музыкальные произведения звучали на то время повсюду: на радио, в танцевальных клубах и так далее.

В настоящее время также очень популярны джазовые оркестры и мелодии, написанные в стиле «джаз».

И хотя видов музыкальных оркестров существует большее количество, в статье рассмотрены основные из них.

Схема расположения инструментов

Схему расположения чаще называют рассадкой. Решение о типе рассадки принимает дирижёр. Оркестрантов рассаживают таким образом, чтобы они могли видеть действия режиссёра. При этом однотипные инструменты группируются вместе для лучшего взаимопонимания музыкантов. Расположение групп должно обеспечить наилучшее исполнение музыки. В любом случае, музыканты рассаживаются веером, центром которого является дирижёр. В настоящее время в мире используются два типа рассадки – американская и немецкая. Рассмотрим особенности каждой.

Американская

При данной рассадке слева от дирижёра, сегментами располагаются первые и вторые скрипки (вторые ближе к центру), а по правую сторону виолончели и альты (альты ближе к центру). За виолончелями контрабасы. Далее по центру размещена деревянная духовая группа, за ней медно-духовая. Ударная секция расположена дальше прочих, на участке от центра и левее. Фортепиано и арфа находятся слева, в глубине сцены.

Немецкая

Данный тип рассадки предполагает следующее размещение струнной группы: слева от дирижёра первые скрипки, правее и ближе к центру виолончели, потом альты и справа от дирижёрского центра вторые скрипки. Контрабасы слева. Медная духовая секция перемещается правее, валторны левее, ударные размещены в правой части сцены.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий