История музея Гуггенхайма в Бильбао
В рассказе об истории музея нужно обязательно сказать несколько слов о его основателе Соломоне Роберте Гуггенхайме. Это успешный американский промышленник, который своё время владел золотыми приисками и рудниками, где добывалась медь. Как говорят современники Гуггенхайма, у него в жизни было две встречи, изменившие его мировоззрение. Первым событием стала свадьба с Ирэн Ротшильд в возрасте 36 лет. Именно она заразила его коллекционированием предметов искусства. Гуггенхайм стал приобретать картины художников эпохи Возрождения. В определённый момент он отошёл от дел и полностью отдался коллекционированию.
Популярность этого музея значительно возросла после того, как в 1959 году он переехал в новое футуристическое здание, которое построил Ф. Райт. Здание музея можно назвать одним из самых необычных в Нью-Йорке. В 1951 году племянница Соломона ─ Пегги Гуггенхайм при поддержке фонда своего дяди организует свой музей в старинном палаццо города Венеция. В то время самого Соломона Роберта Гуггенхайма уже не было в живых. Он умер в 1949 году, когда ему было 88 лет. Ещё один музей Гуггенхайма открыт в Абу-Даби.
Переговоры о строительстве филиала музея Гуггенхайма в испанском городе Бильбао начались ещё в 1991 году. В открытии музея в октябре 1997 года участвовал король Испании ─ Хуан Карлос I с супругой Софией.
Расположение музея в городе Бильбао было выбрано испанскими властями не случайно. Бильбао в стране Басков является крупным промышленным городом неподалёку от океана. Но здесь мало достопримечательностей, которыми можно привлечь туристов. В городе есть район Casco Viejo или старый город, но его историческая и архитектурная ценность невелика. Исторический центр Бильбао сильно пострадал во время войны с Наполеоном, карлистских войн и бомбардировок франкистов в 1936 году.
https://youtube.com/watch?v=8c9Ac_oLTTs
В конце XX века из-за спада производства власти Бильбао старались оживить экономику города путём привлечения туристического потока. Поэтому было принято решение существенно преобразить внешний вид Бильбао. Как раз в это время фонд Гуггенхайма искал место для строительства филиала музея в Нью-Йорке. Новый музей позволил улучшить имидж Бильбао и пополнить казну города. Этот музей уже давно вошёл в перечень культурных мест, которые рекомендуются к осмотру при посещении Испании. При этом во время строительства и позже музей Гуггенхайма в Бильбао многие критиковали. Критики указывали на чрезмерно высокую стоимость строительства, но к настоящему времени музей уже многократно окупился. Некоторые скульпторы и вовсе отказывались размещать свои работы в стенах музея.
Но в целом решение оказалось правильным, и музей позволил привлечь в Бильбао большой поток туристов. Вернуться к содержанию
Коллекции музея Гуггенхайма
Музей Гуггенхайма – огромная художественная кладовая. Первая его экспозиция состояла из полотен таких великих художников как – Пикассо, Делоне, Кандинский, Шагал, Мондриан и Бауэр. Несколькими годами позже собрание было дополнено произведениями немецких сюрреалистов и иностранных экспрессионистов. Среди самых известных произведений – работы Жоана Миро, Оскара Кокошка, а также Пауля Клее. В 1949 году Роберт Гуггенхайм умер, художница Ребай ушла с должности директора и покинула музей, оставив в его стенах несколько полотен из своего личного собрания – картины Швиттерса, Кандинского, Клее, Мондриана и Колдера. Благодаря вновь избранному директору Джеймсу Суани, музей пополнился уникальнейшими экспонатами знаменитых скульпторов-авангардистов. Таких художников как – Колдер, Арп, Бранкузи, Смит, Джакометти и Чаки. В 1926 году к собранию современного искусства присоединились работы русского искусствоведа Георгия Костаки. Спустя еще несколько лет музей пополнился произведениями известных импрессионистов – Пикассо, Мане, Гогена, Ван Гога и Писсаро. В 2008 году в стенах музея состоялась первая фотографическая выставка, экспозиция которой насчитывала до двухсот фотографий принадлежащих лучшему фотографу того времени – Роберту Мэпплторпу. Позже внутри музея была открыта художественная школа.
О месте Музей Соломона Гуггенхайма
История возникновения музея Для всех ценителей искусства, которые приезжают в Нью-Йорк будет интересным музей Соломона Р. Гуггенхайма. Здесь представлены произведения современного искусства. Музей имеет четыре филиала в других городах и даже странах. Соломон Роберт Гуггенхайм основал Фонд в 1937 году для того, чтобы поддержать современное искусство. Он был меценатом, и фонд был назван его именем. Первой коллекцией Музея Соломона Р. Гуггенхайма были работы таких авторов как Марк Шагал, Василий Кандинский и Пауль Клее. Их произведения поначалу размещались в одном из домов на Манхеттене в Нью-Йорке. В 1943 году Соломон заказал строительство здания для музея у архитектора Франка Ллойда Райта. Завершено строительство Музея Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке было уже после смерти и мецената и самого архитектора. На данный момент это самое выдающееся здание в городе Нью-Йорк. Оно имеет вид перевернутой башни. Это поистине шедевральная конструкция двадцатого века. И сконструирована она таким образом, чтобы выйти из него, нужно пройти всю экспозицию еще раз, но уже в обратном направлении. Интересным фактом является то, что Музей Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке был использован в съемках некоторых фильмов. Например, такие как «Люди в черном» или «Пингвины мистера Поппера». Стоит заметить, что филиалов у музея предостаточно. К ним относятся современные галереи в Венеции и Лондоне, «Музей СоХо» (Нью-Йорк), два музея в Лас-Вегасе и так далее. Выставки музея Соломона Р. Гуггенхайма Надо заметить, что собирать коллекции начала ценитель и знаток современного искусства известная баронесса Хилла Рибэй фон Энрейнвейсен. Возможно, под ее воздействием было решено строительство отдельного здания для данного музея Нью-Йорка. В этом музее проходят поистине великолепные выставки, где собраны произведения, посвященные одной тематике. Таким образом, Музей Соломона Р. Гуггенхайма позволяет многим ценителям искусства знакомиться подробно сразу с целой эпохой или направлением
Особенно здесь уделяют внимание России. В 2005 году прошла выставка под названием «Россия!»
Здесь можно было увидеть всё – от икон до современных течений в данной стране. Всё было пропитано российским менталитетом. В Музее Соломона Р. Гуггенхайма также проходили выставки «Амазонки русского авангарда», «Великая утопия: русский и советский авангард, 1915–1932». На данный момент это крупнейший музей Нью-Йорка. Здесь собрано огромное количество полотен девятнадцатого и двадцатого веков. Он входит в число лучших музеев Нью-Йорка и мира.
История музея
1930 год ознаменовался началом истории музеев Гуггенхайма и одноимённого фонда, когда крупный промышленник из Америки в возрасте 66 лет по имени Соломон Гуггенхайм вместе с Хилой Ребей (теоретик искусства и художник), принял решение о создании коллекции произведений искусства современности. Вероятно, Гуггенхайм искренне увлекался искусством, но посчитал необходимым привлечь консультанта-профессионала – австрийскую баронессу. Создание музея стало их общей мечтой, и он должен представлять собой не простую галерею, экспонирующую произведения искусства, а великим «храмом духа». Потому как баронессу фон Ребей отличало поклонение авангардному, нефигуративному искусству, то первые экспонаты стали творениями Пауля Клее, Василия Кандинского, Марка Шагала.
Впоследствии увлечения американца продолжила Пегги – его племянница, которая коллекционировала не только творения, но и самых авторов. Основную часть собранной ею коллекции составили работы сюрреалистов – своеобразная память о брачном союзе с Максом Эрнстом – одним из самых первых мастеров данного направления.
Помимо этой коллекции, музейный фонд пополнялся не только благодаря представителям семьи основателя. Однако все крупные собрания, переданные в фонд Гуггенхайма, имеют общую черту – владельцы этих коллекций, создавали их, увлекаясь каким-либо одним направлением в современном искусстве.
Таким образом, собрание произведений фонда Гуггенхайма не создавалось для отражения полной истории современного искусства, что отличает его от коллекций иных музеев. Хоть оно и не имеет целостности, однако собрание богато шедеврами абстрактного искусства, сюрреализма, импрессионизма и постимпрессионизма, экспрессионизма…
Ещё одна музейная традиция возникла в 1943 г., когда архитектору Фрэнку Ллойд Райту предложили создать здание этого музея в городе Нью-Йорк (кстати, архитектор был не слишком доволен тем, какое место было выбрано для возведения музея, однако согласился участвовать в проекте). Все здания музеев, представляющих Фонд Гуггенхайма – это великолепные произведения современной архитектуры. Есть крылатая фраза, что любимыми художниками фонда стали архитекторы. Благодаря Райту произошёл переворот в строительстве музейных зданий. Отсутствуют анфилады зданий, этажей, галерей, а есть громадное пространство, которое освещают солнечные лучи, проникающие сквозь купол из стекла. Есть взмывающий вверх по спирали знаменитый пандус. Однако архитектор проявил гуманность, позволяя зрителям вниз спускаться без каких-либо затруднений.
Сейчас филиалами музея фонда Соломона Гуггенхайма может похвастать Америка (включая Нью-Йорк) и Европа. Но большую известность приобрёл первейший нью-йоркский музей, находящийся на пятой Авеню. Примечательно, что нечасто теперь можно любоваться здесь произведениями из собрания основателя этого музея.
В 1959 году 21 октября в зал музея вошли первые зрители, но его основателям не суждено было дожить до этого события. Открытие произошло через двадцать лет, после того, как случилось первое публичное представление собрания Соломона Гуггенхайма.
Ссылки
Vkontakte User @ Vkontakte
Vkontakte User @ Vkontakte
C52d Guggenheim Museum — mksfca @ Flickr
For Kiesler’s Endless House (1963) – James Rosenquist (1933) — pedrosimoes7 @ Flickr
PortableNYCTours @ WikiCommons
Guggenheim Sep 08_001 1359 Guggenheim Web29 — Edwin Bartlett @ Flickr
NYC — gregderylo @ Flickr
Guggenheim Sep 08_001 1346 Guggenheim Web15 — Edwin Bartlett @ Flickr
Village Hero @ WikiCommons
BrillLyle @ WikiCommons
Epicsunwarrior @ WikiCommons
Stevenuccia @ WikiCommons
64110-New-York — xiquinhosilva @ Flickr
Stevenuccia @ WikiCommons
PortableNYCTours @ WikiCommons
Upstateherd @ WikiCommons
Необычные скульптуры
Со стороны реки проложен пешеходный изогнутый полудугой мостик, по которому можно пройти, чтобы осмотреть здание музея, подойти к огромной металлической скульптуре паука с неимоверно длинными «лапками». Автор этой скульптуры Луиза Буржуа, наверно, стремилась выразить идею роли насекомых на нашей планете, показать зависимость сильного человека от крошечного насекомого: фигура стоящего рядом с «лапкой» человека кажется маленькой игрушкой.
Перед зданием музея есть еще одна удивительная 13-метровая «скульптура» цветочного щенка, сделанная американским художником Кунсом. Оригинальная фигура как нельзя лучше подходит для оформления такого необыкновенного здания, каким является Музей Гаггенхайма. Надо отдать должное автору скульптуры и цветоводам, ухаживающим за цветочной «шерстью» щенка. Органично подобранные оттенки создают очень симпатичный облик гигантского изображения милого щенка-терьера.
Вызывает восхищение наружная инсталляция тюльпанов, изящно изготовленных из тончайшей стали, покрытых блестящей краской разных цветов: они тоже как будто из космоса. Завораживающим зрелищем смотрится абстрактная гирлянда, сотканная из стеклянных сине-серых шаров.
Кто такой Соломон Гуггенхайм
Соломон Гуггенхайм – четвертый сын Мейера Гуггенхайма, основателя компании по разработке залежей цветных металлов. Выходец из Швейцарии, еврейского происхождения. Поклонник живописи и скульптуры, он основал музей, возведенный в Нью-Йорке. Собирать картины меценат начал в девяностые годы девятнадцатого столетия.
Мысль об аренде или строительстве помещения для хранения картин возникла не сразу. Сначала, бизнесмен и меценат, отойдя от дел к шестидесяти годам, начал собирать картины. Когда собрание шедевров достигло внушительных размеров, появилась потребность его размещения.
Открытие первой выставки произошло в тридцать девятом году. Более просторное здание было возведено в пятьдесят девятом году, оно функционирует до сегодняшнего дня и принимает тысячи посетителей.
После того, как в помещении не осталось места для размещения имеющегося количества экспонатов, возникла необходимость возведения более просторного здания. Для его создания Фонд Гуггенхайма, в лице Хилле фон Ребай, обратился к знаменитому архитектору Фрэнку Ллойду Райту.
На первых порах Райт сомневался, что его новое архитектурное создание впишется в густонаселенный район Нью-Йорка. Но его опасения были напрасны.
На создание проекта и строительство ушло пятнадцать лет. Это был последний и лучший архитектурный шедевр Райта.
С 1959 года до наших дней
Открытие нового дома искусств произошло в пятьдесят девятом году, когда его основателя – Гуггенхайма и архитектора Райта уже не было в живых. Само здание на протяжении многих лет вызывает восхищение у посетителей и прохожих. В 2008 году прошло торжественное открытие обновленного музея Гуггенхайма после реставрации. На мероприятии присутствовали знаменитости. Через две недели после открытия он получил статус Национального исторического памятника.
В коллекции фонда представлены полотна известных сюрреалистов и экспрессионистов. За время управления Джеймса Джонсона Суини появились работы скульпторов-авангардистов. С шестьдесят первого года фондом управлял Томас Мессер. Во время его деятельности проводились выставки частных собраний авангардистов, импрессионистов и постимпрессионистов. Фонд пополнился полотнами современных художников.
При руководстве Томаса Кренца музейный фонд пополнился фотографиями. Были проведены известные выставки. В 2001 году открылся Центр художественного образования. В данный момент руководителем является Ричард Армстронг.
Музей беспредметной живописи
«Музей беспредметной живописи», под руководством Ребай, в центре Манхэттена был открыт в 1939 году. К началу 1940-х годов набралась такая большая коллекция авангардных картин, что возникла необходимость в постоянном помещении. В 1943 году, Ребай и Гуггенхайм написали письмо Фрэнку Ллойду Райту с просьбой в помощи создания здания для размещения коллекции.
Вид на «Маурицио Каттеланом: Все» экспонат в музее Гуггенхайма (NAParish / flickr.com)
Райт уже стал известным архитектором, возводящим строения как «органическую архитектуру». Его здания были необычны и очень функциональны. В то время он был очень моден и современен, возможно именно поэтому его выбрали для организации строительства. Многие с удивлением и восхищением посещают здания Райта, особенно известный «Дом над водопадом», ставшим популярным музеем в Пенсильвании.
Фрэнк Райт принял возможность от Гуггенхайма экспериментировать со своим органическим стилем в городских условиях. Ему потребовалось почти 16 лет, более 700 эскизов и шесть наборов чертежей для создания музея. И лишь в 1959 году здание сдано в эксплуатацию.
Расположение музея Гуггенхайма выбрано не случайно. Вместе с архитектором Райтом, Гуггенхайм просматривал разнообразные площадки в Бронксе и на Манхэттене, с видом на реку. Однако коллекционер чувствовал, что близость Центрального парка облегчит от шума Нью-Йорка, бесконечных автомобильных пробок и асфальта.
Еще до его открытия, дизайн музея подвергся критике. Некоторые считали, что здание будет затмевать экспонаты представленные в галерее. Но архитектор писал, что здание «наоборот, создает ощущение бесконечности живописи, красивой симфонии, того, что искусство идет вперед…»
21 октября 1959 года, через десять лет после смерти коллекционера Гуггенхайма и через шесть месяцев после смерти Фрэнка Ллойда Райта, музей Соломона Гуггенхайма впервые открыл свои двери для любителей искусства. Здание приобрело широкую популярность и признание, музей Гуггенхайма вдохновил многих современных зодчих.
Сам музей – произведение искусства. Необычное цилиндрическое строение, сверху намного шире, нежели снизу, по задумке автора именуется как «храм духа». Уникальная рамповая галерея простирается от уровня земли долго и непрерывно по спирали вдоль внешних краев здания, и оканчивается потолком. Открытая ротонда открывает посетителям уникальную возможность увидеть несколько работ одновременно и даже на разных уровнях. Зрителю предоставляется подняться наверх на лифте, а затем уже медленно спускаться по спирали и наслаждаться произведениями искусства.
Со временем возникла необходимость расширения и реконструкции здания. С 2005 по 2008 года велись значительные ремонтные работы, было установлено современное оборудование, эхо-технологии и освещение.
После завершения масштабных ремонтных работ, 22 сентября 2008 года музей Гуггенхайма отпраздновал открытие обновленного здания, на котором присутствовали знаменитые современные деятели искусств, и спустя 2 недели ему был дан статус Национального исторического памятника.
Временные экспозиции
В залах выставлены постоянные экспозиции. Регулярно проводятся временные выставки, которые пользуются успехом у посетителей. Например, в 1998 году прошла выставка «Китай: пять тысячелетий». В 2005 году были представлены двести сорок русских шедевров, которые произвели неизгладимое впечатление на ценителей.
Музей Гуггенхайма действует не только в Америке. Его филиалы можно встретить и в других странах Европы: Венеции, Берлине, Испании, два – в Лас-Вегасе. В дальнейшем планируется открыть филиалы в России и странах Азии. Основная выставка в Нью-Йорке на данный момент считается самым известным и часто посещаемым.
Посетителям
В музее работает сувенирный магазин и ресторан.
Полезные ссылки для туристов:
- Билеты в музеи: чтобы не тратиться время в очередях покупайте заранее на сайтах Musement, Tiqets.com;
- Экскрусии по достопримечательностям: о времяпровождении в новых городах лучше позаботиться заранее, сервисы Tripster, Sputnik8 помогут в этом;
- Проживание: сравнивайте цены на разные отели через Hotellook;
- Транспорт: билеты на поезд, автобус, самолет или попутные автомобили.
- Туры: пакетные туры на любой вкус и кошелек лучше искать на Травелата, Onlinetours и Level.Travel. Есть туры от всех туроперторов, бывают акции, скидки и распродажи.