Игры на знакомство для детей и не только

Игры на сплочение для 3 класса

Помочь ребенку выразить свою индивидуальность, проявить свои склонности поможет игра «Автопортрет». Детям дается задание нарисовать себя в необычной форме: вместо глаз изобразить то, чем нравится любоваться, вместо рта — любимую пищу, вместо волос — то, о чем любит думать и т.д. После выполнения задания можно устроить выставку картин.

Еще одной игрой такой направленности является игра «Визитная карточка». Детям предлагается взять в руки микрофон и назвать свое имя. Когда все по кругу это сделают, начинают сначала, но уже к имени добавляют информацию о том, сколько им лет. Потом еще раз, но уже говорят и том, что лучше всего умеют делать. Игру можно продолжать сколько угодно, давая ребятам все новые задания: какую музыку любят  слушать, какую книгу читают и т.д.

Чтобы донести детям мысль о том, что хоть они все разные, необходимо держаться вместе, быть единым целым, рекомендуется провести игру «Виноград». Детям предлагается рассмотреть гроздь винограда, выбрать одну виноградинку и съесть. Потом проводится обсуждение о том, что виноградинки могут немного отличаться по размеру, форме, оттенку, но все вместе они образуют гроздь, к которой крепко прикреплены. Следует предложить детям порассуждать над вопросами:

  • Если бы виноградинки росли по отдельности, их бы кто-то замечал?
  • Что будет с виноградинкой, если она будет держаться на веточке некрепко?
  • Как ветру легче сорвать виноградинку с ветки: когда она отдельно или в составе большой грозди?

Наглядно увидеть, что результат общего дела зависит от вклада, который делает каждый из участников коллектива, дети смогут во время игры «Волшебные картинки». Детей разделить на команды. Каждый получает лист бумаги и цветные фломастеры. Дается задание нарисовать семью инопланетян (или волков, зайцев и т.д.). Сначала нужно изобразить маму. После этого дети обмениваются листочками и рисуют папу, потом снова меняются и продолжают рисовать других членов семьи. Так продолжается до тех пор, пока листочки с рисунками не вернутся к своим хозяевам. После этого все рисунки рассматриваются и выделяются самые лучшие. Авторы этих работ называют, кого именно они рисовали.  

Еще одним вариантом игр на сплочение детей 6-10 лет является упражнение «Смешной рисунок». Школьники делятся на две команды. Они будут рисовать, например, корову. Первому участнику завязывают глаза и предлагают нарисовать голову. Остальные по очереди дорисовывают недостающие детали. Потом оценивают плод своих совместных усилий.

Принципам сотрудничества и умению выполнять совместные действия дети будут учиться в игре «Сиамские близнецы». Ребятам нужно разделиться на пары. В каждой паре участники должны стать близко друг к другу, обняться за талию. Ноги, которые находятся рядом, следует скрепить веревочкой. После этого таким «близнецам» предлагается походить по классу, сесть на стул, лечь, попрыгать и т.д. Другой вариант игры — скрепить у пары учеников две руки и предложить что-то нарисовать или написать.

Есть игры, которые подталкивают детей к образованию групп. Одна из них игра «Молекулы». Каждый ребенок должен получить табличку с буквой (цифрой или рисунком). Далее дается задание:

  • составить слово;
  • составить пример;
  • составить рецепт борща и т.д.

Детям нужно не просто объединиться, но и правильно скоординировать свои действия, чтобы восстановить правильную последовательность.

СЛЕД В ИСТОРИИ

Один из игроков удаляется из комнаты. В это время остальные участники игры оставляют на листах бумаги автограф, рисунок, след от помады, отпечаток пальца – в общем, какой-нибудь след. Затем основной игрок возвращается. Теперь он – «историк», которому предстоит угадать, кто какой отпечаток оставил. Эта игра прямо-таки заставляет повнимательнее присмотреться друг к другу.

Число играющих должно быть не менее 8—10 человек (иначе не особо интересно), причем увлекательность процесса возрастает пропорционально количеству участников. Число парней должно соответствовать числу девушек (8—8, например). Ведущий предлагает всем парням выйти из комнаты и затем каждой девушке выбрать себе одного парня. Итак, все парни должны быть распределены между девушками. Затем девушки садятся в ряд и в комнату запускается первый парень. Он должен угадать, какая девушка его загадала. Определившись с выбором (девушки никоим образом не должны как-либо реагировать на его пытливые взгляды), парень целует девушку, которая, по его мнению, загадала его. Если он не прав (а это, скорее всего – на первых порах), девушка дает ему сочную пощечину и он возвращается к своим «коллегам». Затем заходит следующий претендент. Если же парню удается угадать, девушка нежно целует его и парень остается в комнате. Теперь, когда пара соединилась, девушка продолжает сидеть в ряду со всеми остальными девушками, и, если кто-либо из последующих соискателей поцелует ее, парень, ранее угадавший ее, должен вскочить и пинками выгнать нахала за дверь. Игра протекает весело, и, я вам скажу, адреналин конкретный, особенно когда ты видишь, как мало вас осталось за дверью…  Проигрывает тот, кто последним найдет свою девушку.

НА ДИВАНЕ

Веселый, динамичный способ запомнить имена новых знакомых. Игра для компании из 8-10 человек. Вам понадобится диван, на котором поместится половина игроков, и стулья. Стулья расставляются полукругом напротив дивана. На бумажках пишутся имена участников, если в компании есть повторяющиеся имена – пишите фамилии или прозвища. Половина игроков садится на диван, половина – на стулья. Один стул остается свободным. Бумажки перемешиваются и раздаются участникам. Первым делает ход тот игрок, слева от которого находится свободное место. Он называет одно имя, и тот, у кого в руках бумажка с этим именем, пересаживается на пустое место и меняется бумажками с игроком, который его вызвал. Затем процедура повторяется. Задача команды, сидящей на стульях, – пересесть на диван, выселив оттуда соперников.

Цели игр на сплочение коллектива

Каждого человека можно назвать индивидуальностью, ведь он обладает своим собственным характером, темпераментом, мнением и восприятием рабочего процесса. Чтобы работа спорилась и была продуктивной, нужно грамотно выстроить взаимодействие вышеназванных личностных особенностей людей. Исходя из этого, самая главная цель игр на сплочение коллектива состоит в определении наиболее ценных качеств каждого члена команды и их внедрении в рабочий механизм.

Параллельно с этим упражнения на формирование командного единства выполняют и несколько сопутствующих функций:

  • Помогают членам команды найти для себя наиболее комфортное положение в ней
  • Раскрывают межличностные симпатии и устанавливают неформальные связи
  • Формируют навыки совместной работы и коллективного решения задач
  • Оптимизируют уровень эмоциональной и психологической совместимости игроков

Любые тренинги, упражнения и игры на командообразование могут проводиться в разных форматах, представляя собой творческие, деловые, интеллектуальные или спортивные состязания

Важно также, что проводить их можно как локально (т.е. в офисе), так и с выездом всей командой куда-либо – на базу отдыха, в санаторий или спортивный клуб, на природу и т.д

Командообразование – процесс структурированный. Это означает, что и проведение мероприятий на сплочение команды подчиняется определенному алгоритму. Проще говоря, проводиться они должны так (эта последовательность касается любого мероприятия на командообразование):

  • Ведущий знакомит участников с целями и задачами мероприятия
  • Ведущий озвучивает групповые нормы проведения мероприятия (сюда следует включить искренность, уважение, стремление к доверию и раскрепощенности, свободу мнения, слова и выбора, неразглашение особенностей процесса вне пределов команды и т.д.)
  • Проводится упражнение, игра или комплекс мероприятий
  • Коллективно обсуждаются результаты и подводятся итоги (участники делятся эмоциями, впечатлениями и мнениями, озвучивают предложения и пожелания)

Сразу уточним: если вы решите провести одно или два упражнения для своей команды, для этого вполне может подойти офис, где вы работаете. Но если у вас есть задача провести масштабный тренинг с множеством игр, лучше всего выехать за город или арендовать большую аудиторию или конференц-зал. Сами же игры и упражнения подходят как для крупных, так и для небольших команд, но по мере описания каждой игры в случае необходимости мы будем давать небольшие пояснения. Для удобства мы также разделили игры на те, которые больше подходят для проведение в офисе и на выезде.

Игры на сплочение коллектива для 2 класса

Победить неуверенность и страх ребенка сделать что-то не так может проведение игры «Здравствуй, друг». В ней детям предлагается повторять готовый ритуал приветствия. Для этого класс делится на две группы. Дети первой группы встают в круг, а участники второй группы заходят внутрь его и тоже встают по кругу, повернувшись лицом к своим одноклассникам. Таким образом должны получиться пары, которым нужно поздороваться друг с другом, повторяя за учителем его слова и движения:

После этого ребятам из внутреннего круга нужно сдвинуться вправо, перейдя к другим партнерам, и снова произнести приветствие. Так можно повторять несколько раз. В ситуации, когда все действуют по одинаковому шаблону, ребенок будет чувствовать себя равноправным членом коллектива, сможет раскрепоститься и преодолеть замкнутость.

Детей во втором классе нужно учить говорить о своих чувствах и уметь понимать настроение и эмоции других. Такая возможность у них появляется во время игры «На что похоже настроение». Для ее проведения лучше расположить детей по кругу и предложить продолжить фразу «Мое настроение сегодня похоже на…». Может быть задана определенная тема для сравнения: время года, цвет, цветок, зверь и т.д. Чтобы показать пример ответа, первым высказывается учитель. В конце игры можно провести обсуждение, определить, кто сегодня злится или печалится и почему, а также предложить детям помочь своим одноклассникам улучшить настроение.

Если дети в классе еще не могут или стесняются выразить свое настроение словами, можно предложить использовать для этого мимику, позы, жесты. В игре «По грибы» нужно выбрать грибника, а остальным ученикам предложить изобразить любой гриб, но так, чтобы по его виду было понятно съедобный он или нет. Грибник, рассматривая замерших детей, должен их разделить на две группы. После этого можно предложить детям высказаться, почему они захотели изображать именно такой гриб.

Для выработки первичных навыков взаимодействия подходит игра «Корабли и скалы». Школьников нужно разделить на две группы. Одни будут «скалами» — им следует расположиться по комнате и присесть. Участники другой группы — это «корабли», они должны закрыть глаза и начать двигаться по классу в хаотичном порядке. Если такой «кораблик» будет приближаться к какой-то «скале», то ребенку, который ее изображает, нужно зашипеть, имитируя звук морского прибоя. Всем участникам необходимо постараться избежать кораблекрушения.

После игры важно обсудить случаи столкновения и поговорить о товарищеской поддержке, которая помогает избежать неприятностей. Отдельно нужно указать на поведение ребят, которые специально не издавали никаких звуков, чтобы «корабль» натолкнулся на них (если такое было)

В ходе обсуждения могут быть выработаны некоторые правила поведения в коллективе: не создавать неприятностей друг другу, оказывать помощь и т.д.

Приучать детей к общим правилам поведения, развивать умение действовать по заданной модели можно во время игры для начальных классов «Веселая игра в ложки». Дети рассаживаются на корточках по кругу и руки складывают за спиной. Внутри круга разложены ложки, количество которых на один меньше, чем количество участников. Задание для ребят: при слове «ложка» они должны взять в руки по одной ложке. Кто из группы не успеет этого сделать, тот выходит из игры и убирает одну ложку из круга. В итоге должен остаться самый внимательный и исполнительный ученик. Лучше в ходе игры не просто называть детям отдельные слова, а рассказывать какую-то историю с ложками или семьей Ложкиных.

Чтобы учить детей находить правильный выход из конфликтных ситуаций можно провести с ними игру «Остров конфликтов». Если есть возможность, то стоит с помощью декораций создать соответствующую обстановку. Школьникам сообщается, что они находятся на острове, жители которого постоянно ссорятся, потому что не знают, как нужно правильно себя вести. Детям предлагается попробовать их помирить, предложив выход из такой ситуации:

  • ребенок упал в лужу и мама ругает его за то, что он испачкал новые брюки;
  • мальчик не хочет делиться с детьми своими игрушками;
  • девочка порвала книгу у подружки;
  • ребенок поставил подножку своему товарищу и т.д.

После обсуждения подобных конфликтов, можно сформулировать правила, как следует вести себя в коллективе.

Игры на знакомство с местностью в лагере

Перед детьми стоит еще одна задача – знакомство с лагерем. Чем лучше и детальней они узнают, где что находится на территории лагеря, тем меньше шансов у них заблудиться. Да и быстрее выяснив «географию» всех объектов, малыши уже не будут чувствовать себя скованно, как в гостях. Они будут уже, как у себя дома!

Козаки-разбойники

Эта старая проверенная игра. В ней малыши делятся на 2 команды. Одной дается фора, чтобы они смогли убежать. Вторые должны найти и догнать своих соперников. Им в этом помогут подсказки: стрелки, нарисованные мелом. Их оставляет первая команда. Вот только порой стрелки могут быть ложными. Например, на развилке могут стоять 2 стрелки! И куда двинулась команда «козаков»? это предстоит выяснить!

Сокровища предыдущей смены

Хорошо, если в лагере есть свои традиции. Например, когда предыдущая смена оставляет какое-то сокровище, например, послание с пожеланиями и напутствиями. Вот только «злой», кто-то взял, и спрятал это сокровище. Оставил только карту, по которой ребятам предстоит разобраться, где хранится ценность.

Эту игру можно сделать в виде соревнования между командами.

Простые игры на сплочение коллектива взрослых сотрудников — топ-5 быстрых идей

Есть достаточно большое количество различных небольших простых игр, которые можно использовать для сплочения коллектива. Далее будет приведен список из пяти наиболее универсальных вариантов игр, которые не потребуют привлечения профессионального ведущего, длительной подготовки и больших затрат времени — провести большинство таких игр можно буквально во время перерыва на работе.

  1. «Геометрия». Эта игра помогает оценить качество распределения ролей в коллективе, возможность взаимодействия между сотрудниками, их сильные и слабые стороны в отношении командной работы. Игра довольно простая — членам коллектива завязывают глаза и дают задачу не глядя построиться в определенную фигуру. При первом проведении чаще всего возникает множество споров и разногласий. Поэтому после каждой итерации необходимо позволять работникам обсудить их тактику и стратегию и распределить роли, а также оценить и проработать ошибки, если они были.
  2. «Невидимая игрушка». Сотрудники садятся в круг, ведущий говорит название воображаемого предмета, например, «попугайчик» и вручает его одному из сотрудников. Работники должны «передавать» друг другу этот предмет по кругу, вплоть до сигнала «стоп». После его объявления, человек, у которого «в руках» находится «предмет», должен поднять руку и сказать его название. После первых нескольких кругов, к передаче добавляется ещё один предмет, который запускается «по кругу» в обратном направлении. Постепенно, количество воображаемых предметов увеличивается. Сотрудникам приходится договариваться о порядке передачи «предметов». Также эта игра хорошо развивает внимательность и память работников.
  3. «Доверие». Эта простая и знакомая многим игра является крайне эффективным инструментом сплочения коллектива. Суть её проста — один человек закрывает глаза и скрестив руки на груди начинает падать на спину — другой сотрудник должен его поймать. В вопросах сплочения коллектива — ловить могут все другие работники вместе, а падать можно с более высоких поверхностей. Однако необходимо помнить, что в токсичном коллективе попытка провести такую игру может привести к травмам и ужесточению травли отдельных людей, которая называется моббингом.
  4. «Счёт». Всем сотрудникам даётся задача по очереди досчитать до определенного числа, равного их количеству. При этом они не имеют права разговаривать друг с другом, но могут использовать жесты и мимику. Если коллектив легко справляется с задачей — её легко можно усложнить. Например, работникам можно предложить играть в эту игру с закрытыми глазами или с секундомером — счёт должен окончиться за строго отведенное количество секунд.
  5. «Я всё о тебе знаю». Все участники должны изначально построиться по своему росту перед ведущим. По команде ведущего — они должны успеть перестроиться по разным критериям. Например, в алфавитном порядке по имени, фамилии или отчеству. Вариантов для перестроения много — по цвету волос, по возрасту, по месяцу рождения или по должности. Эта игра для сплочения рабочего коллектива позволяет заинтересовать работников узнавать больше друг о друге и помнить о важных для каждого коллеги вещах.

Во всех вышеозначенных играх ведущему следует следить, чтобы никто из работников не проявлял токсичного поведения по отношению к другим и не допускать появления четко выраженных «аутсайдеров» и чрезмерного зазнайства лидеров.

Когда стоит использовать игры для сплочения коллектива и как их проводить

Как уже было упомянуто ранее, далеко не всегда отдельные методики или целые направления работы с персоналом являются действительно необходимыми для предприятия. Кроме этого, сейчас в Российской Федерации достаточно распространена ситуация, когда работодатель или ответственный за управление персоналом сотрудник принимает решение о внедрении каких-либо методик, не понимая задач таких действий и не планируя такие мероприятия, а пользуясь лишь популярностью методики. Ещё более плачевными являются случаи, когда у ответственного лица нет даже малейшего понимания, зачем и почему используются те или иные игры для сплочения коллектива, а метод применяется просто потому, что «так надо».

Поэтому прежде, чем задумываться о внедрении в коллектив специальных игр на его сплочение, необходимо дать ответ на следующие вопросы:

  1. Необходимо ли коллективу сплочение? Некоторые коллективы сами по себе могут самоорганизовываться в эффективные группы сотрудников, которые уже заинтересованы в командной работе, имеют общие увлечения и интересы. И внесение инициативы «сверху», особенно которая будет выполнена в формате обязательной задачи, может, напротив, привести к обратным ожидаемому результатам.
  2. Возможен ли экономический результат от проводимых мероприятий? Использование игр для сплочения коллектива там, где результаты зависят исключительно от работы каждого конкретного сотрудника, или персонал вовсе выполняет сугубо обслуживающую функцию и никак прямо не влияет на доходы предприятия неэффективно. Единственным позитивным эффектом в таком случае может стать забота о психологическом комфорте сотрудников. Также нет необходимости для сплочения коллективов с высокой текучестью кадров или где работники являются легкозаменимыми и низкоквалифицированными специалистами без перспектив карьерного роста и развития в рамках предприятия.
  3. Есть ли риски получения обратного результата? Некоторые игры вместо сплочения коллектива, особенно если его сотрудники и так конфликтуют друг с другом, могут привести к ещё большему разобщению сформированной группы. Соответственно, необходимо тщательно выбирать подходящие для конкретного коллектива варианты проведения мероприятий.

Таким образом, если хоть на один из вышеприведенных вопросов ответ будет отрицательным, не стоит задумываться о внедрении игрового обучения для сплочения взрослого рабочего коллектива в принципе.

Нет необходимости использовать игры для сплочения коллектива в отношении всего штата работников. Наиболее эффективно применение различных методик для отдельных групп сотрудников. Например — топ-менеджмента компании или среди руководителей отделов, либо какого-либо отдельного структурного подразделения, эффективность работы которого зависит именно от сплоченности команды и эффективности работы в ней.

Перед проведением любых мероприятий необходимо оценить заинтересованность сотрудников в участии в них. Следует помнить, что любые административные методы воздействия на работников в данном вопросе являются крайне негативным способом вовлечения трудящихся в процесс игры, особенно с принудительной, а не поощрительной мотивацией. Кроме этого, необходимо провести тщательную оценку коллектива — возможно, у некоторых сотрудников уже есть общие увлечения и сплочение будет куда эффективней организовать на их основе.

Большое значение во время проведения игр следует уделять вовлеченности каждого сотрудника в процесс и их психологического комфорта. Не следует заставлять работника участвовать в мероприятии насильно, и тем более обеспечивать его участие путем общественного давления или порицания.

Игры для налаживания отношений

9. Пазловый бартер

Время: 1-2 часаКоличество участников: четыре небольшие группы или болееИнвентарь: по одному пазлу для каждой группыПравила: попросите участников разбиться на небольшие группы с равным числом игроков. Дайте каждой группе по одному пазлу одинаковой сложности. Цель в том, чтобы собрать пазл быстрее остальных групп. Но! Часть кусочков каждого пазла находится у другой группы. И каждая группа должна решить, как их получить — переговорами, торговлей, обменом членами команды и т. п. Что бы ни решили участники, решение должно приниматься сообща.

Цель: эта игра тренирует умение решать задачи и навыки лидерства

Некоторые игроки более активны, другие остаются в стороне, но важно помнить, что каждое решение группы нужно согласовать со всеми ее участниками

10. Верю — не верю

Время: 10-15 минутКоличество участников: пять или более человекИнвентарь: не нуженПравила: попросите участников сесть в круг лицом друг к другу. Каждый должен вспомнить три правдивых факта о себе и придумать один ложный. Ложь при этом должна выглядеть правдиво. Затем попросите по очереди рассказать три правдивых и один ложный факты в произвольном порядке, не говоря, какой из фактов неверен. После рассказа одного участника остальные должны угадать, какой из фактов — ложный.

Цель: отличная игра для налаживания контакта, особенно для недавно сформированных команд. Она помогает не делать скоропалительных выводов о коллегах и дает интровертам возможность рассказать кое-что о себе.

11. Рисование вслепую

Время: 10-15 минутКоличество участников: два или болееИнвентарь: картинка, ручка и бумагаПравила: разбейте участников на группы по два человека. Рассадите группы так, чтобы их участники сидели спиной друг к другу. Дайте одному члену группы ручку и бумагу, а другому — картинку. Участник, держащий картинку, должен описать ее своему напарнику, не говоря напрямую, что там изображено. Например, если на картинке изображен червяк в яблоке, не говорите: «Нарисуй яблоко с червяком». Человек с бумагой и ручкой должен нарисовать то, что, по его мнению, изображено на картинке согласно описанию напарника. Задайте время игры: 10-15 минут.

Цель: эта игра тренирует навыки общения и учит интерпретировать информацию. Когда рисунок готов, всегда интересно посмотреть, как рисующий понял описания своего напарника.

12. Что лучше?

Время: 15-20 минутКоличество участников: любоеИнвентарь: четыре или более предметовПравила: выберите четыре или более различных предметов (или одинаковых предметов, которые выглядят по-разному). Разбейте участников на группы с равным количеством человек. Придумайте ситуацию, в которой каждая группа должна решить задачу, используя только имеющиеся предметы. Это может быть что угодно — от «вы попали на необитаемый остров» до «вам нужно спасти мир от Годзиллы». Попросите, чтобы каждая группа выстроила предметы по их полезности в каждой конкретной ситуации и объяснила свой выбор.

Цель: эта игра стимулирует воображение при решении задач

Важно не придумывать слишком простые ситуации, иначе будет очевидно, какие предметы окажутся полезнее других

У вас есть в запасе деловые игры, которых нет в этом списке? Расскажите о них в комментариях!

И, конечно, прекрасный способ улучшить управление командой проекта — использовать удобный софт для совместной работы. Система управления проектами Wrike помогает командам легко обмениваться документами и новостями по проекту, координировать свои усилия и отчитываться о проделанной работе.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий