Игра “Народное творчество”

Загадка как средство развития речи

Уже в два с половиной года дети способны отгадывать несложные загадки, если в тексте есть намек на содержание отгадки. Это связано с тем, что у детей уже сформировался определённый круг представлений, и они способны определенным образом общаться.

Большой ценностью в решении словарных задач является то, что дети отгадывают загадки. Во время подобных занятий они закрепляют знания о специфике разных предметов. У них формируется определенный словарных запас.

Чтобы развивать способность использовать образную речь, важно употреблять в загадках понятные детям метафорические образы. К примеру, ребята олицетворяют что-либо, использую разные значения слов, работают со сравнениями и эпитетами. К примеру, ребята олицетворяют что-либо, использую разные значения слов, работают со сравнениями и эпитетами

К примеру, ребята олицетворяют что-либо, использую разные значения слов, работают со сравнениями и эпитетами.

Отгадывая загадки, дети незаметно для себя пополняют свой словарь. Ведь они учатся работать с многозначностью слов, начинают подмечать вторичные их значения. Так формируются представления о том, что слово может иметь и переносное значение. Дети сосредотачиваются на формах языка, анализируют их.

Загадка – это удивительная форма фольклорного жанра, которая дает возможность в образной и сжатой форме описать очень яркие свойства для разных явлений и предметов.

Процесс разгадывания загадок формирует способность обобщать и анализировать, самостоятельно делать те или иные выводы, строить собственную точку зрения, выделять наиболее общие признаки предметов и явлений, способность передавать образы разных предметов. Это формирует у дошкольников поэтический взгляд на реальность.

Согласно Ю.Г. Илларионовой, работа с загадками позволяет формировать у детей навыки речи. Дети учатся что-либо доказывать и описывать. Способность доказывать – это не только способность логически правильно мыслить, но и грамотно выражать свою точку зрения, облекать ее в новые словесные формы.

Доказательство же – это способность использовать определенные речевые обороты и работать с композицией. Как правило, малыши не используют эти приемы в своей повседневной речи. Но нужно создавать определенные условия, чтобы они могли их понимать и осваивать.

Чтобы развивать у детей интерес и учить их доказывать, Ю.Г. Илларионова советует ставить перед детьми определенные цели в процессе отгадывания. Дети должны не просто отгадывать, но доказывать, что они действительно правы.

Нужно знакомить ребят с тем, о чем затем будут загадываться загадки. Тогда дети смогут предоставлять наиболее полные доказательства.

Систематически развивая у дошкольников навыки речи, можно формировать способность оперировать интересными и разнообразными доводами, чтобы лучше обосновать отгадки.

Подвижные игры

Дети всегда больше всего любили и любят подвижные игры. Они никогда не надоедают и не наскучивают. Судя по сюжету, большинство подвижных игр возникли как подражание действиям взрослых. Среди них встречаются и возникшие на основе древних обрядов и языческих верований, и сохранившиеся до наших дней.

Например, игра «Ак сөяк» связана с традициями тенгрианства. Особенностью её является то, что она проводится в лунную ночь, поскольку наши предки в древние времена почитали Луну. По древним верованиям, Луна считалась самым сильным и самым священным среди небесных божеств. Люди верили, что она обладает могущественной силой и способна изменять судьбы. Наши предки, играя в лунную ночь в «Ак сөяк», верили, что Луна приносит им счастье и богатство.

В этой игре используется белая кость, откуда и название игры. Участники образуют две группы во главе со своими предводителями, и один из игроков по жребию забрасывает кость как можно дальше, а остальные в это время отворачиваются. Затем по сигналу все идут искать кость. Первым нашедший кость незаметно извещает своих и, прикрываясь ими, старается быстрее добраться до исходной позиции. Если он благополучно добежит до места, то проигравшая команда развлекает победителей, чаще всего песней.

В некоторых регионах, где живут татары, сохранилась игра «Ашык». Это народная игра с косточками из овечьих коленных суставов. Дети собирают кости всю зиму, а с наступлением весны играют с ними в «Ашык». Кости устанавливают в одном месте. Цель игры — попасть палкой в кости с определённого расстояния. Тот, кто набирает большее количество сбитых костей, тот и выходит победителем. Подобные игры, по представлениям наших предков, должны были помочь им увеличить поголовье скота.


Несмотря на то, что история этих игр была связана с различными поверьями, гаданиями, со временем их религиозно-мифическое содержание забылось.
Популярная игра в прятки также имела ритуальные корни. Она считается самой любимой игрой детей всех народов.
Эта игра развивала у детей внимательность, ловкость, резвость, находчивость.
У татар сохранилось множество считалок, которые водящий произносил во время игры. Вот одна из них:

Полярная звезда — твой прадед,
Бело-сивый конь — с уздечкой,
Сивый конь — осёдлан,
Рыжий конь — с подвязкой уздечки,
Гнедой конь — торылдырык,
Выбегай в сторону севера!

Здесь упоминаются древние татарские названия созвездий («Тимер Казык», «Акбуз ат» и «Кукбуз ат»): тюрки верили, что полярная звезда — это железная ось (дословно: «Тимер Казык»), которая держит в порядке небесный свод и звёзды, а расположенные рядом с ней созвездия — это волшебные кони («Акбуз ат» и «Кукбуз ат»), привязанные к этой оси и способные привести людей к их заветной цели.
К подвижным народным играм относятся и такие, как «Айлян-байлян», «Кабыргалы камчылы» и др.


Игры всегда основаны на правилах и их содержанием является достижение определённой цели — победы. Данные игры не только развивают физически, но и учат детей порядку и честности, жить по правилам, стремиться к победе, не нарушая установленного порядка и правил поведения. Ведь в игру можно играть только тогда, когда все её участники заранее договорились о правилах игры и все готовы им неукоснительно следовать.
Таким образом, уже с древних времён игры являлись неотъемлемой частью жизни детей. При всём разнообразии их видов все игры объединяет то, что в них играют лишь по желанию, ради получения удовольствия от игры. Многие виды народных игр дошли до нас, и они до сих пор являются одними из любимых развлечений детей.

Что такое фольклор?

Фольклор – это коллективное творчество народа, которое выражает его отношение к миру и идеалы, также оно является своеобразным «зеркалом» менталитета славян. Чаще всего это устное сказание – былины, заговоры, загадки.

В переводе слово «folk-lore» означает «народная мудрость». Впервые термин использовали в 1846 году, в обиход его ввел исследователь из Великобритании по имени Вильям Томс. Термин весьма обширен и что именно сюда попадает, каждый определяет самостоятельно.

Единственное условие, чтобы отнести произведение к фольклору, оно должно быть передано в устной форме через несколько поколений. В России огромный вклад в изучение данного направления культуры внесли А. С. Пушкин, Михаил Ломоносов, И. И. Шишкин и другие писатели, живописцы, историки.

Жанры детского фольклора

1. Народные сказки

Примеры народных сказок: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Гуси-лебеди», «Курочка Ряба», «Морозко», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя» и многие-многие другие.

2. Пословицы и поговорки

Пословицы поговорки«Без труда не вытащишь и рыбки из пруда», «Сделал дело – гуляй смело»

   По одежде встречают, а по уму провожают.
Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.
Одно голова хорошо, а две лучше.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Старый друг лучше новых двух.
За много дел не берись, а в одном отличись.
Глаза боятся, а руки делают.
Что летом уродится, всё зимой пригодится.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Слезами горю не поможешь.
Мал да удал.
Здоровье дороже денег.
Яйца курицу не учат.

3. Потешки

«потешки» «Ладушки», «Сороку-ворону», «Козу рогатую»,
Ой, качи-качи-качи!
Глянь – баранки, калачи,
Глянь – баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи.
С пылу, с жару, из печи –
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи –
Подхватили калачики,
Нам осталися бара-а-а-ночки!
***
Ай, лады-лады-лады –
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Деткам улыбаемся.
***
Баю, баю, буси!
Прилетели гуси.
Сели гусюшки в кружок,
Дали Ване пирожок,
Дали Ване пряничка.
Спи скорее, Ванечка!
***
Ах ты, Совушка-сова,
Ты большая голова!
На пеньке сидела –
Головой вертела,
Во траву свалилася –
В яму покатилася.

4. Прибаутки

Прибаутки
  Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
***
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом,
Идёт дым столбом!
Кошка выскочила!
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром
Заливать кошкин дом,
А лошадка — с фонарём,
А собачка — с помелом,
Серый заюшка с листом.
Раз! Раз!
Раз! Раз!
И огонь погас!
***
Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Сели звери на плетень.
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
– Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
– Пойди, догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
– У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
– Могу песни я петь!
***
Петя-Петя-Петушок,
Петя – красный гребешок,
По дорожке он пошел
И копеечку нашел,
Купил себе сапожки,
А курочке – сережки! 

5. Пестушки

Пестушки

Потягушки-порастушки:
В рученьки — хватушки,
В ноженьки — ходушки,
В роток — говорок,
А в головку — разумок!
***
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ!
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!
***
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Ванечка – хороший,
Ванечка – пригожий!
Ой, мой маленький,
Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой пригоженький.
***
Ой какие мы большие
-Не малюсенькие!
Вот такие, вот такие,
Вот такусенькие!

Музейные ценности

Начнём, правда, совсем не с фольклорного произведения, но с вещи, очень народной по своему духу. Если обратиться к преданьям старины глубокой, то можно вспомнить советский игровой аппарат «Конёк-горбунок». Появился он ещё в конце 1980-х, во времена безраздельного господства чудовищных агрегатов вроде «Морского боя». От сказки Ершова в «Горбунке» было немного, но первоисточник вполне узнавался. А вот процессом игра особо не блистала: Иван-дурак скакал на Коньке от экрана к экрану, прыгал через камни и проделывал прочие незамысловатые действия. При этом сложность была зверской, и аппарат глотал пятнадцатикопеечные монеты, как голодный питон. Но картинка была яркой, анимация — забавной, и возле автоматов собирались настоящие толпы. Был в тех толпах и автор этих строк.

В начале 1990-х ПК-разработчики не раз обращались к русской народной теме: вспомнить хоть квест «Царевна: Древнерусские приключения» или аркаду «Ворона, или Как Иван-Дурак за кладом ходил». В середине 1990-х промелькнула — и пропала — игра «Подземелья Кремля» о полчищах московской нечисти, заселившей те самые подземелья. Это был особо ничем не примечательный шутер на механике Doom, но геймерам тех лет он запомнился как минимум русским народным бестиарием. Потомки, помните: призраки бояр — мерзавцы почище какодемонов.

Восставший из ада боярин прет в атаку на дробовикВосставший из ада боярин прет в атаку на дробовик

Но первым большим успехом на ПК стала изданная в 1999 году ролевая игра «Князь: Легенды лесной страны» отечественной, как несложно догадаться, сборки. И издана она была российским концерном «1С», ещё не ставшим на тот момент лидером российского геймдева.

В «Князе» три героя (почти как в анекдоте: славянин, викинг и византиец) в изометрической перспективе вливались в эпическое приключение. Сюжет с русским фольклором особо не заигрывал, но вот двухмерный движок рисовал сплошь знакомые картинки, да ещё в деталях. Всё здесь было родным и знакомым: и наряды, и своеобразная архитектура, и отвечавшие за музыкальное сопровождение гусли с балалайками. У игры было много недостатков, но её, в целом, оценили неплохо, особенно в России. Жаль, будущее франшизы погубил неудачный сиквел.

Деревянное славянское зодчествоДеревянное славянское зодчество

Нельзя не вспомнить и дилогию «Златогорье» от российской студии Burut CT. Здесь в масштабных страстях участвовал сам Чернобог, а в кадре постоянно мелькали сугубо русские товарищи, вроде князя Ярополка. Игрокам пришлись по душе разнообразный контент, просторная глобальная карта и хардкорные пошаговые бои. Обе части обрели своих поклонников, уходивших в «Златогорье» натурально на сотни часов. Игру сравнивали с великими Fallout и Baldur’s Gate, и даже последнее для серии дополнение «Холодные небеса» получило признание, несмотря на совсем уж слабую для 2004 года графику.

Анимация в «Златогорьи» хромала, а вот статичные декорации хороши и сегодняАнимация в «Златогорьи» хромала, а вот статичные декорации хороши и сегодня

В начале нулевых русскоязычные разработчики ролевых игр вообще обращались к славянской мифологии нередко, например в «Заклятии» и даже, в определенной мере, в культовых «Аллодах». Не остались в стороне и другие жанры. Скажем, «русские квесты», которые в те времена переживали свой золотой век. Вспомнить хоть полные гоголевской атмосферы «Вечера на хуторе близ Диканьки» или пошловатые, но популярные, «Недетские сказки» и «Три богатыря или Очень страшная сказка».

Герои и символы фольклора

Основное понятие народного творчества – это традиция. Все произведения данного направления искусства давно стали классическими. Традиция – это сложившийся годами пример, на основе которого формируются многие песни, сказки, былины и т.д.

Она отличается замкнутостью. Давайте вспомним классические произведения фольклора. Например, в сказке всегда только шесть главных персонажей: центральный герой (Иван-дурак), отправитель (царь-батюшка), искомый (красавица-невеста), злодей (Змей Горыныч), благодетель (который что-то дарит герою), помощник (обычно данная роль отводится животному). В этом и проявляется замкнутость произведения. Присутствие иных персонажей исключено.

Фольклор – это средство сохранения и передачи народной мудрости от старшего поколения к младшему. Иными словами, для исполнения былин или песен, требуется получить от родителей важную культурную информацию. Например, в сказках передают нормы морали, которых должен придерживаться каждый человек. Главный герой отличается храбростью, благородством, помогает друзьям, почитает стариков.

В былинах находит отражение тот факт, что необходимо защищать свою отчизну. Персонаж истории изображается смелым, мудрым.

Фольклор является символичным. Каждое его произведение содержит тайный знак. Например, голубка или березка символизирует юную барышню, а дуб или орел – добра молодца. Не следует буквально воспринимать народное творчество. Главное, научиться за тайными знаками видеть фольклорный смысл.

Золота-серебряна узда лошади богатыря вовсе не означает, что она выполнена из серебра и злата. Эти металлы символизируют «богатство и знатность».

Фольклор в разных видах деятельности

Можно выделить следующие типы работ с применением фольклора:

  • процесс образования;
  • игровая деятельность;
  • творчество по созданию чего-либо;
  • проведение досуга;
  • организация праздников.

Во время работы с младшими дошкольниками нужно использовать следующие формы фольклора: колыбельные, пословицы, сказки, пестушки, загадки, заклички.

Сказка – это инструмент развития речи и воспитания дошкольников в разные возрасты. С ее помощью можно формировать фантазию детей и их воображение, побуждать их к сочинительству.

Загадки позволяют формировать память детей, их логическое мышление и умственную работу.

Терминология

Пестушки – это такие песенки, которые предназначены для сопровождения ухода за детьми.Потешки позволяют играть с ребенком, с его руками и пальчикамиЗаклички – это обращения к природным явлениям.Считалки – это небольшие стишки, которые необходимы для распределения ролей.

Чистоговорки и скороговорки могут незаметно обучать детей грамотной и чистой речи.

Игры привлекают мое внимание, ведь в них заключен большой потенциал для формирования личности детей. Фольклорный материал, который содержится в играх, позволяет эмоционально положительно воспринимать родную речь. Воспитанники с огромным увлеченно играют в подвижные игры

Игры с пальчиками не просто развивают речь, но и развивают работу пальцев и кистей, что позволяет подготовиться детскую руку к письму, помогает импровизировать, комбинировать слова и действия. И главное – это то, что степень развития детской речи напрямую зависит от степени развития мелкой моторики

Воспитанники с огромным увлеченно играют в подвижные игры. Игры с пальчиками не просто развивают речь, но и развивают работу пальцев и кистей, что позволяет подготовиться детскую руку к письму, помогает импровизировать, комбинировать слова и действия. И главное – это то, что степень развития детской речи напрямую зависит от степени развития мелкой моторики.

Дразнилки – это шутливые высказывания, которые весело и метко обозначают какие-либо забавные черты внешности или поведения ребенка.

Перевертыши, шутки или прибаутки – это веселые песенки, которые очень необычны и забавляют детей.

Колыбельные – это то, что сопровождает жизнь ребенка с его рождения. Обычно именно с колыбельных начинается знакомство человека с фольклором. Это неотъемлемый спутник жизни детей. В них включена могучая сила, которая позволяет формировать детскую речь и развивает их образное восприятие.

Проблема речевого развития дошкольников сегодня очень актуальна уже с раннего возраста. Практическая работа с использованием малых фольклорных форм показала, что они помогают проще решать эту задачу. Фольклор ценен тем, что взрослые могут легко установить с детьми эмоциональный контакт. Многие из произведений составлены так, что очень легко вставить имя ребенка, не меняя содержания.

Выбирая произведения для дошкольников, необходимо учитывать особенности развития психики в этом возрасте. Народное творчество должно быть подобрано так, чтобы затрагивать лишь доступный для детского восприятия мир вещей, предметов и отношений.

Запас слов у детей в раннем возрасте обычно очень ограничен. Они своеобразно воспринимают окружающий их мир. Поэтому потешки должны быть подобраны соответственно степени развития дошкольников. Интонация, которая присуща воспитателю, должна быть понятна для детей.

Дети очень чутко воспринимают окружающую действительность. Они нацелены искать информацию. Поэтому малые формы позволяют закреплять познания детей о птицах и животных. Необходимо развивать гуманное отношение к природе и людям, опираясь на эмоции ребенка.

Согласно О. Ушаковой и А.П. Усовой, малые фольклорный формы – это необыкновенно богатый источник информации для формирования речевой культуры. Когда я принимала детскую группу в июне этого года, была проведена диагностика сформированности речи. Оказалось, что большинство воспитанников не имеют речевых навыков.

Большое значение также имеет процесс фольклорной активности с детьми раннего возраста с использованием наглядности. Это значит, что нужно применять наглядные ресурсы, поддерживать развернутую картину деятельности и результата.

Нужно давать короткие и ясные объяснения, которые бы подкреплялись демонстрацией наглядных материалов. Демонстрация – это основной способ использовать принцип наглядности. Он может быть неполным (когда демонстрируются лишь ключевые точки), для этого используют наглядные средства. Можно работать как с объемными, так и с плоскостными наглядными пособиями.

Какие приемы можно использовать, чтобы исполнить правило наглядности?

Развитие фольклора

Народные верования национальных культур разнообразны. Некоторые звери, например, считаются плохим знаком в различных регионах земного шара. А в других странах эти же животные символизируют успех.

Народное творчество отличается разнообразием, но при этом объединяет природные уникальности ландшафта, будь то бесконечные снежные зимы в Скандинавии или затяжные солнечные деньки на экваторе. Фольклор часто отображает уникальные вещи о людях той или иной культуры.

Устное творчество постоянно меняется. Поскольку история циклична и часто повторяется, человеку свойственно приукрашивать события или дополнять их собственным мыслями. В некоторых случаях содержание фольклора претерпевало существенные изменения, чтобы соответствовать новым временам.

В результате народное творчество представляет собой постоянно расширяющийся и меняющийся материал, обеспечивая работой огромное количество людей, которые интересуются устными традициями той или иной культуры.

Ряд ученых отмечает изменение в фольклоре в рамках масштабного исследования традиций народности. Они увидели, что устное творчество обретало новые краски, если представители одной нации объединялись с носителями иных культурных ценностей.

Когда изучение фольклора стало иметь более официальный характер и оформилось в отдельную дисциплину, люди стали записывать сказки. Хотя, например, братья Гримм задолго до этого времени фиксировали народное творчество на бумаге.

В некоторых музеях до сих пор хранятся уникальные коллекции предметов и рассказы об их происхождении. Возможно, даже в доме вашей бабушки, отыщутся образцы народного фольклора, записанные вручную.

Возрастные особенности развития речи

Овладеть речью – это важнейшая задача ребенка на ранней стадии развития. От этого навыка будет зависеть весь его прогресс в дальнейшем, что касается личности, интеллекта и поведения.

Что изменяется в речи от одного до трех лет:

  • ребенок усваивает базовые грамматические и фонетические законы. Формируется синтаксическая речевая структура.
  • совершенствуется семантическая и лексическая речевые законы.
  • малыш начинает некоторую речевую активность, что выражается в виде вопросов, которые адресованы взрослым.

Терминология

Лексика – это термин, который подразумевает систему слов языка, которыми владеет человек.Семантика – это комплекс правил, рассматривающих значения слов и их изменения в их значений.Фонетика – это раздел языковедения, который изучает речевые звуки и строение языка.Грамматика – это законы словообразования и использования слов в жизни.

Примерно в год ребенок уже может произносить некоторые слова. Некоторые вещи он называет словами. Для них слово обычно связывается с текущей окружающей обстановкой, а не с определенными представлениями. В этом возрасте дошкольники уже обладают некоторым опытом взаимодействия с внешним миром при помощи органов восприятия. У него уже есть определенные чувства к родителям, к окружающей обстановке, к игрушкам и пище.

Примерно от полутора до двух с половиной лет происходит следующий этап развития ребенка. В этот период малыш учится совмещать слова, объединять их в маленькие фразы. Дети начинают быть активными в общении с людьми, спрашивают, как называются предметы из его окружения, с помощью мимики и жестов указывает взрослому на то, что ему интересно. Примерно к 1,8 годам у детей формируется понимание речи окружающих, но его активный словарь практически не пополняется новыми словами.

До 40 слов знают дети в полтора года. Очень редко они понимают до 100 слов. Затем происходит сильный скачок в формировании речи. В конце второго года жизни дошкольники знают уже около 300 слов. А к концу трех лет – до 1500 слов. Фонематический слух практически полностью сформирован в два года, когда дети могут различать слова, которые отличаются друг от друга всего одной фонемой.

Ближе к трем годам ребенок начинает активно участвовать в самостоятельной речи. На этом этапе дети речью управляют собственным поведением и пытаются влиять на поведение окружающих людей. Резко растет интерес детей к окружающему миру. Дети все хотят видеть, трогать, слушать и узнавать. Они интересуются тем, как называются предметы, понимают, для чего эти предметы нужны, умеют пользоваться средствами гигиены.

В три года дети правильно пользуются падежами, могут составлять предложения, используя служебные слова, внутри которых грамматически верно согласуются все слова. Пассивный словарь практически такой же, что и активный. От двух до трех лет интенсивно развивается грамматическая структура. Некоторые слова превращаются в части речи, их окончания согласуются. Речь в трехлетнем возрасте включает в себя в основном простые предложения.

В раннем возрасте речь может развиваться под влиянием следующих факторов:

  • игры влияют на формирование речи;
  • нужно использовать фольклор;
  • развитие мелкой моторики;
  • общение в семье.

Работа педагога, позволяющая формировать детскую речь, подразумевает то, что взрослые должны быть вовлечены во взаимодействия с детьми в бытовой жизни. Но также нужно специально организовывать занятия и игры.

Сказка в развитии речи

Главный инструмент развития познавательных способностей для меня – это работа со сказками. Так как лишь сказку или игры в сказки могут быть противопоставлены игровой деятельности, как ведущей для дошкольного периода детства. Еще К.Д. Ушинский писал о том, насколько значима детская сказка при воздействии на ребенка. Он писал, что это блестящая народная педагогика, и ничто и никто не сможет полноценно состязаться с этим продуктом педагогического гения. Дети любят сказочных персонажей. Так они сами того не осознавая, решают различные задачи, с увлечением преодолевают сложности, когда приобретают новые знания. Сказка с большой щедростью может подарить ребенку счастье, веселье и радость.

При общении с героями сказки дети лучше воспринимают взаимоотношения, поведенческие нормы, начинают осознавать базовые причинно-следственные связи, переносят события из сказки в обычную повседневную жизнь. К примеру, сказки про колобка, про семерых козлят и другие учат детишек безопасности. Из сказки про заюшкину избу ребята знакомятся с тем, какими свойствами обладают дерево и лед. Из сказок про репку и теремок дети учатся вести себя в окружении других людей.

Чтобы расширить познавательные интересы детей, я провожу работу с их семьями. Для этого используются разные формы работы: организуются выставки и праздники, провожу конкурсы, вожу детей на экскурсии в мини-музей.

Также с родителями мы проводили разъяснительные беседы о том, что им нужно вместе с ребятами дома разглядывать картинки, читать книги и работать с фольклорными произведениями. Помогала родителям подбирать картинки и произведения специально для их детей. Большую помощь предоставили и сами родители. Они собрали познавательный и наглядный материал, который помог создать уголок народного творчества.

Детский фольклор, по моему мнению, это очень важный воспитательный инструмент, который обязательно нужно использовать при работе с подрастающим поколением. В нем удивительным образом сочетаются физическое развитие, моральные принципы и духовное богатство. Наблюдая за детьми в процессе деятельности по использованию фольклора, я увидела, что он на самом деле положительно воздействует на познавательные способности воспитанников.

Ход игры:

Дети становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий бабушку Маланью (на него можно надеть платочек). Дети в кругу начинают петь смешную песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке:

Семь дочерей да семь сыновей!

Семь дочерей да семь сыновей!

Все без бровей. (закрывает руками брови, дети повторяют)

С такими глазами, (широко раскрывают глаза,

С такими ушами, (оттягивают уши.)

С такими носами, (показывают нос).

С такой головой, (поднимают руки над головой, сцепляют пальцы в замок.)

С такой бородой (кланяются в пояс).

Ничего не пили, ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее глядели, делали вот так! (Бабушка Маланья грозит, прыгает, делает “рожки” и т. д).

Дети повторяют ее движения.

Воспитатель: Куда нам идти дальше? Посмотрим по карте. (слайд5)

Дети: Стрелочка указывает на квадрат, в котором нарисован знак вопроса.

Воспитатель: Следующее задание – загадки про сказки. Слушайте внимательно.

Сказочные загадки:

Нет ни речки, ни пруда – где воды напиться?

Очень вкусная вода в ямке из копытца.

Как называется эта сказка? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал ее кто-то.

Зеленая подружка – Царевна (Лягушка)

Кто в нарядно теплой шубе,

С длинной белой бородой.

Помогает добрым людям

И румяный и седой! («Морозко»)

Уплетая калачи

Парень ехал на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. («По-щучьему веленью»)

Хитрый гость так часто ходит, что-нибудь с собой уносит.

Полежит, переспит и хозяев обхитрит. («Лисичка со скалочкой»)

Дом построили друзья,

Жили весело, пока не пришёл под вечерок

Мишка, Мишенька -дружок

Был и низок и высок расчудесный. («Теремок»)

Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с заданием! Прошли нелёгкий путь, выполнили все задания бабушки Загадушки.

Как в народе говорят: Кончил дело – гуляй смело!

Мы вспомнили, что такое фольклор, вспомнили потешки, прибаутки, пословицы,

считалки, народные игры, дразнилки, поэтому бабушка Загадукшка привела Вас к

сестрице Сказке. А она приготовила для Вас сказку «Гуси – лебеди».

Просмотр мультипликационного фильма «Гуси – лебеди».

2. Подвижная русская народная игра «Огородник».

Цель: приобщать детей к народной культуре,

развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.

Оборудование: «пенек» (стульчик, колышки (либо игрушки, обозначающие овощи).

Словарная работа: обогатить словарь новыми словами (колышки, теша).

активизировать словарный запас детей

уточнить значение слова «мелки».

Содержание. В центре круга ставят пенек (стульчик, в круге складывают колышки (либо игрушки, обозначающие овощи).

Используемая литература

1. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010

2. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. – М., 2005

3. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Детство-Пресс, 2017 г. -304 с.

Русское народное творчество

К русскому народному творчеству можно отнести русский народный танец, хороводы, устное народное творчество (былины, песни, легенды, баллады и другие жанры), народные обряды, национальную одежду, русские народные игры и др. В России есть места, которые связаны с русским народным творчеством, известны дымковская, городецкая, сибирская и хохломская роспись.

Что мы узнали?

Народное творчество – это творческая коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы. В народном творчестве отражается общественный и бытовой уклад народа, знание представителями народа жизни и природы, трудовая деятельность, верования, воззрения, идеалы и стремления, мысли, чувства, переживания, мечты. Народное творчество делится на виды: поэзия, музыка, театр, декоративно-прикладное искусство, архитектура, танец, изобразительно-выразительное искусство и др. Русский народ имеет собственное русское народное творчество, отличающееся от творчества других народов.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

    Укажите неверное утверждение.

    • Народное творчество – это творческая коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы
    • Народное творчество отражает общественный и бытовой уклад всего народа
    • Народное творчество связано с жизнью конкретного человека
    • Народное творчество первоначально было связано с обрядами, религией, трудовой деятельностью и бытом народа

Литература и фольклор

В чем разница между данными направлениями в культуре? Первый характеризуется системой построения произведений. Главное отличие фольклора от литературы заключается в том, что его творчество содержит запевы, зачины, присказки, троичность.

Также в народных произведениях употребляют эпитеты, гиперболы, присутствует тавтология (основной принцип повествования). Литература представлена такими жанрами, как романы, рассказы, повести. Они написаны в спокойных тонах, что позволяет читателю проанализировать сюжетную составляющую и сделать выводы.

Однако в литературе также имеются фольклорные жанры: эпос, лирика и драма. Первый основывается на исторических произведения в песенной форме. Эпос отличается обширной тематикой, когда гусляры могут часами повествовать об истории Руси под тихий перебор струн.

К драме относят сказочные сюжеты с неблагоприятным развитием событий и счастливой развязкой. Чаще всего это легенда, в которой добро борется со злом. Герой с переменным успехом сражаются, но в итоге положительный персонаж одерживает победу.

К лирике относится обрядовое творчество: любовные песни, частушки, причитания. Многое в данных произведениях зависит от интонации, с которой их произносят.

Базовые разновидности и жанры фольклора

К традиционным формам народного творчества относят былинку, загадку, поговорку. Устное предание, танцы и песни – это виды фольклора. Отдельного внимания заслуживают обрядовые жанры, которые имеют языческие корни и зародились как своеобразное противопоставление христианству. Конечно, это не всегда было именно так.

В годы существования Советского Союза под запретом находились любые культы. В эти времена наиболее ярко себя проявил христианский обрядовый фольклор. На основании этого можно сказать, что народное творчество – это отражение противостояния между простым населением и властями.

Произведения фольклора передают потомкам опыт, накопленный тысячелетиями. Независимо от того, на какой ступени социального развития стоит народ, сказания и былины считаются наиболее ценными источниками познания его быта и мировоззрения.

Русский баловень судьбы Иванушка-дурачок, неземная красавица Василиса, злобный Кощей Бессмертный, греческие герои Геракл и Прометей, немецкая Фрейя и другие волшебные существа могут многое «рассказать» о том, что происходило на земле в древние времена.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий