#1 — Технофобия
Первая вещь, которую боятся новички, это сам фотоаппарат и все те примочки, которые идут к нему. В конце концов, так много надо изучить и запомнить! Как запомнить разницу между диафрагмой и выдержкой? ISO и балансом белого? Фотошопом и Лайтрумом? Этот список бесконечен…
Но есть и хорошая новость: гораздо проще преодолеть проблемы, изучая каждый элемент по отдельности, читая о нем, глядя видео, и практикуясь. Нет, на самом деле! Интернет завален образовательными статьями и уроками, абсолютно любой ваш вопрос многократно разжеван и разложен по полочкам, и нет ничего, что нельзя было бы найти в сети. Главная фишка, которая вам поможет — научитесь разбивать свою большую проблему на множество маленьких, и фокусируйте на каждой из них до тех пор, пока не преодолеете ее. Изучайте за один раз только одну новую вещь.
Осваивая фотоаппарат от простого к сложному, вы будете относиться к съемке проще, а проблем будет становиться меньше
Как заставить жениха улыбаться фотографу на свадьбе?
Одна из проблем, с которой столкнулась невеста, на свадьбе которой мы присутствовали – это хмурое отношение к работе фотографа. Он то и делал, что постоянно корчил рожицы, а невеста никак не могла заставить его нормально позировать. Каждый раз, когда фотограф говорил ему сделать серьезное лицо, он начинал истерически смеяться.
Постоянно говорил, что не прирожденный актер и играть ему очень сложно. Видимо поэтому невеста осталась не очень довольна своими снимками, потому что из-за жениха ей постоянно приходилось на него отвлекаться. В общем, это и был основной минус актерской игры на камеру, а не естественная съемка происходящая, которая в прочем и должна была быть. Как в русской всем известной поговорке, хотели сделать лучше, а получилось как всегда.
Если вы читаете эту статью, готовитесь к свадьбе и боитесь, что жених будет портить фотосессию своим не романтичным отношением к этому процессу, просто обговорите с ним заранее. Психологи утверждают, что для того, чтобы мужчина что-то сделал для женщины по ее просьбе, с ним нужно уточнить детали заранее. Просто обговорите с ним, сколько фотографий должно быть сделано с его участием. 10 это будет или 20 – подготовьте его заранее. Иначе вы (если вы невеста) будете постоянно нервничать по поводу нефотогеничности жениха. В итоге деньги будут просто зря потрачены на фотографа.
Что делать, если в день свадьбы пойдет дождь?
Дождь в день свадьбы – это хорошая примета, однако он может испортить всю фотосъемку. Не волнуйтесь. Для этого вам нужно просто перенести фотосессию на другое время, а в день торжества сделать основные снимки, например из списка, который мы составили выше.
Тем не менее, как один из вариантов, в дождливый свадебный день запечатлеть радостные лица брачующихся и гостей можно, если заранее предусмотреть такую ситуацию и выбрать для этого закрытую площадку. Это может быть какой-нибудь музей или галерея. Кстати, иногда для отличной фотосессии может подойти обычный мебельный салон.
Там может быть много красивой мебели как в современном, так и в классическом стиле. Для этого, конечно придется договориться с самим магазином на проведение такого мероприятия, но вероятность, что они с удовольствием предоставят вам такую услугу – есть. Все зависит, конечно же, от цены, которую вы сможете предложить. Однако, есть небольшая вероятность, что магазин вам позволит совершить фотосессию бесплатно, если вы предоставите им ваши фотографии в качестве рекламных баннеров.
#3 — боязнь неудачной фотографии
Каждый фотограф знает это чувство, когда пришел домой, посмотрел на отснятые фото, и понял, что надо все сжечь что-то упустил, и некоторые снимки далеки от идеала. Это может быть шевелёнка, неточная фокусировка, большое количество шума, или просто плохая композиция. Иногда это подрывает вашу уверенность, и зародившийся страх приводит к тому, что в будущем вы вообще избегаете делать подобные фото. Любой фотограф, говорящий вам, что никогда не косячил — лжец. Все ошибаются, даже лучшие. Разница только в том, что когда вы практикуетесь, эти ошибки становятся реже. И вместо 9 плохих кадров из 10 сделанных, со временем вы делаете 1 ошибку на 10 фото, потом 1 на 100, 1 на 1000…
Идея в том, что вы должны принять возможность совершения ошибок в будущем, и вместо того, чтобы после каждой ошибки заниматься самобичеванием, приучить себя открывать гугл и изучать причины появления этой ошибки, анализировать опыт других фотографов, чтобы избежать повторения проблемы в будущем. Через годы вы узнаете, что плохие фотографии учат вас гораздо большему, чем хорошие.
Чтобы не делать неудачных снимков, нужен опыт. Но опыт также поможет вам из неудачных фото сделать произведения искусства.
#5 — боязнь быть невостребованным
Ни для кого не секрет, что фотоиндустрия очень субъективна, и совершенно нормально, что новым фотографам в ней бывает непросто. Не имеет значения, насколько вы ранимы. Если для создания портфолио пришлось долго и упорно работать, но вместо востребованности вы получаете везде отказы потенциальных заказчиков и редакторов, это подчас непросто пережить. После нескольких отказов ваша уверенность начинает падать, вам психологически труднее искать клиентов, и даже трудно заставить себя снова фотографировать. И закрадываются мысли: “Какой в этом смысл, если все отказывают?”
Знайте и помните: каждый фотограф проходил этот этап. Если кто-то один не любит ваши фото, это не значит, что другие с ним солидарны! Единственное, что вы можете сделать — толкать этот паровоз и дальше, учиться на своих ошибках, а самое главное, делать любимое дело! Кстати, именно поэтому я не советую начинать занятие фотографией, не имея другого дохода.
Вы пришли к заказчику, но он отказался от ваших услуг? Ищите более крупного заказчика. Не понижайте планку 🙂
Через несколько лет те, кто изначально вас отверг, сами придут и закажут ваши услуги. То же правило касается фотоагентств, фотостоков, и даже свадебных съемок. Спросите, как это относится к свадьбе? Очень просто. Чаще всего на уровне низкого ценового сегмента заказчикам нужна какая-то чушь вместо фотографий, а в более высоком сегменте люди хотят чего-то необычного. И вот тогда может оказаться, что ваш стиль будет востребован меньшим числом более “дорогих” заказчиков, но совершенно не востребован “дешевыми”. Ищите свою нишу.
Этот панорамный снимок не вызвал бурю эмоций в соц. сетях, да и вообще мало кого удивил. Но именно его у меня приобрели многократно, когда я предлагал его на фотостоках, для оформления интерьеров, рекламы и т.д. Даже сейчас он используется одним из депутатов нашего города в своей рекламе.
Резюме
Вы выступаете в роли настоящего работодателя
Сначала смотрите портфолио: — Нравится? Остаёмся и смотрим дальше! Обратите внимание, кого снимает фотограф, настоящие ли это пары? Может быть, это всего лишь модели. Так можно понять, много ли опыта у фотографа, бывал ли он в деле, снимал ли настоящие свадьбы
Дарья Булавина
Проецируйте любое портфолио на свою реальность. Не стоит ориентироваться на фотосессии, сделанные на Мальдивах, если вы планируете фотографироваться, скажем, в Москве. Ищите фотографа, который умеет эффектно вписать жениха и невесту в городской пейзаж.
Стоит прочитать биографию фотографа. Там, как правило, вы найдёте информацию об образовании, технике на которую он снимает и о всевозможных наградах. Ещё один этап пройден. Теперь отберите 5-7 понравившихся фотографов. Пришло время пообщаться.
Заключите договор
Абсолютное большинство хороших свадебных специалистов сейчас работает по договору. На самом деле, даже если человек очаровал вас и вы готовы поверить ему на слово, договором не стоит пренебрегать. Ситуации бывают разные, и лучше обезопасить себя, прописав все важные моменты на бумаге и заверив её подписями.
Что обязательно должно быть в договоре:
- дата/время начала и окончания съёмки;
- стоимость пакета с конкретизацией всех услуг, которые в него входят;
- стоимость дополнительного часа съёмки;
- сроки готовности фотографий;
- количество фотографий в цветокоррекции и художественной ретуши, если такая предполагается (обычно фотографы указывают минимальное количество кадров, которое получит клиент за указанное время съёмки);
- права и обязанности сторон;
- действия в случае форс-мажора, болезни, отмены или переноса свадьбы (и такое случается, что особенно ярко показал 2020-й год);
- этапы оплаты, размер аванса;
- условия расторжения договора и возврата предоплаты;
- право на публикации фото или его отсутствие;
- технический и бытовой райдер фотографа (это встречается не так часто, но не удивляйтесь, если фотограф решит внести такую информацию в договор).
Помните, что вы всегда имеете право добавить в договор моменты, которые важны для вас, или попросить изменить пункты, которые вас не устраивают. В дополнительном соглашении можно прописать все нюансы, вплоть до тайминга дня, маршрута с точками остановок, дресс-кода подрядчиков и списка обязательных кадров.
Особенности съёмки свадьбы
Как правило, свадебное мероприятие состоит из 4 блоков: сборы невесты (иногда и жениха), прогулка, роспись в загсе (или выездная регистрация) и банкет. На каждом этапе есть свои особенности съёмки, которые обязательно нужно учитывать при выборе объектива.
1. Сборы
Обычно проходят либо в гостинице, либо в интерьерной фотостудии, либо в квартире. Для съёмки сборов фотографу нужно покрыть фокусное расстояние от 14 до 85 мм. На широкий угол делаем атмосферные кадры формата «невеста и подружки в интерьерах», на 85 мм — портреты невесты, подружек, свадебные детали.
Ограниченное пространство не всегда позволяет воспользоваться длиннофокусными объективами. Выход из ситуации — 50 мм. Стандартный, удобный объектив из объективов с фиксированным фокусным расстоянием (далее фикс-объектив), который я рекомендую иметь каждому.
2. Прогулка
Необходимое фокусное расстояние то же. Почему, спросите вы? Ведь вроде и места много, не надо жаться к стенкам, про широкоугольный объектив можно забыть, нацепить длиннофокусный объектив, поставить пару в тень в кусты и наснимать им сотни красивых однотипных портретов. Главное, чтобы боке было красивое (которое так любят невесты) !
Основная ошибка начинающего свадебного фотографа — однотипность фотографий, снятых на одно и то же фокусное расстояние. Ваши фотографии в первую очередь должны быть разноплановыми. Снимая пару во время прогулки, делайте снимок на широкий угол для представления места прогулки и дополняйте его портретами, снятыми на длиннофокусные объективы.
3. Роспись
В последние годы всё больше и больше свадебных торжеств проходит на открытом воздухе, в каком-нибудь красивом месте, на берегу водоёмов, в развалинах замков или усадьбах известных писателей. Принято это называть выездной регистрацией. Но если вы начинающий свадебный фотограф, то берег водоёма и развалины замка — не ваш случай.
Ваша первая съёмка свадьбы пройдёт в районном или центральном загсе города. Оптимальное фокусное расстояние — по-прежнему 14–85 мм, причём зачастую в районных загсах с 85 мм негде развернуться. Тут на помощь опять придёт объектив 50 мм, в среде фотографов получивший название «полтинник».
4. Банкет
Всё те же 14–85 мм. Правда, верхнее значение я бы увеличил до 200 мм — опять же в зависимости от размеров банкетного зала. С помощью длиннофокусного объектива вы сможете ловить эмоции гостей на празднике без привлечения к себе особого внимания.
Поверьте, тыкая в лицо человеку широкоугольным объективом, вы не снимите его настоящую эмоцию. Вернее, снимите, но это будет смущение или недовольство. По крайней мере, на первых часах банкета.
Итак, мы выделили необходимое нам для съёмки фокусное расстояние — от 14 до 200 мм. Чтобы его полностью покрыть, есть два логичных, на первый взгляд, варианта.
А. Собрать линейку фикс-объективов
Например: 14 мм / 24 мм + 35 мм (классический популярный широкоугольный объектив) + 50 мм + 85 мм + 105 мм/135 мм + 200 мм. Сказать: «Окей, Google, сколько стоит объектив?», посчитать общую стоимость этих моделей, покрыться холодной испариной от понимания, что лучше взять квартиру в ипотеку и забыть об идее собрать по крайней мере на несколько лет.
Б. Собрать линейку зум-объективов
Таких как 14–24 мм (Nikon) или 16–35 мм (Canon) + 24–70 мм + 70–200 мм. Дрожащим голосом опять обратиться к Google, посчитать общую стоимость и немного обрадоваться, так как сумма окажется меньше, но всё равно не радостной. И тут вы понимаете, что бизнес свадебного фотографа далеко не радужный и весьма затратный и через сколько месяцев (а может, и лет) окупятся ваши затраты — неизвестно.
Смахнём скупую слезу и всё же определим, какая разница в съёмке свадебного мероприятия на фиксы и на зумы.
Бесспорно, снимая зум-объективами и сокращая фокусное расстояние лишь поворотом руки, вы не затрачиваете то драгоценное время, которое бы уходило на замену фикс-объективов. К примеру, на росписи у вас, скорее всего, не будет возможности «попередёргивать» стёкла в своё удовольствие. Да и скорость фокусировки зум-объективов выше, чем у фиксов (разнится в зависимости от модели). Но когда можно никуда не спешить и время позволяет спокойно менять стёкла (например, на прогулке), снимая фикс-объективами, вы получите более интересную, мягкую художественную картинку.
Вывод: на вопрос, с каким же набором оптики работать, однозначного правильного ответа нет. Каждый работает с тем набором оптики, который ему удобен. А понимание удобства вырабатывается индивидуально и со временем.
Объективы
Для съемки свадеб вам потребуется набор объективов, поскольку на протяжении дня вы будете фотографировать в совершенно разных условиях и местах. Давайте рассмотрим основное оптическое оборудование, которое может вам пригодиться.
Телеобъектив
У вас не всегда будет возможность подойти близко к жениху и невесте или же к кому-либо из гостей. Телеобъектив, желательно «зум» (объектив с переменным фокусным расстоянием), очень сильно выручит вас в следующих ситуациях:
- съемка гостей в ЗАГСе, т.к. вы будете стоять, наиболее вероятно, рядом с новобрачными
- съемка лиц жениха и невесты крупным планом в ЗАГСе
- съемка в ресторане, особенно если он большой (в данном случае вы просто физически не будете успевать бегать по огромному залу, чтобы зафиксировать и новобрачных, и тамаду, и гостей за всеми двадцатью столиками).
Как говорил один из самых известных репортажных фотографов в мире, Роберт Капа: «Если ваши фотографии недостаточно хороши, значит, вы были недостаточно близко». Добавляя от себя: если вы не можете подойти достаточно близко, накручивайте телевик.
Широкоугольный объектив
Широкоугольный объектив наиболее удобен для съемки в помещении и фотографирования общих планов. Есть несколько мест, в которых без него вам в принципе не удастся обойтись:
– ЗАГС. Конечно, заплаканные лица родителей, взволнованные – гостей, и счастливые – молодоженов, это прекрасно, но без общих планов тут не обойтись, иначе будет в принципе не понятно, где происходит действо. Залы бракосочетаний обычно не отличаются какими-то выдающимися размерами, так что широкоугольный объектив тут необходим.
– Сборы жениха и невесты. Происходят обычно в квартире, где вы опять же сталкиваетесь с проблемами ограниченного пространства и слабого освещения. Широкоугольники обычно более светосильные, и, естественно, по сути своей предназначены для съемки с большим углом охвата сцены.
– Выкуп невесты. Это народное развлечение ненавистно многим фотографам, поскольку, во-первых, мероприятие это обычно происходит в квартире или подъезде, причем нужно разом включить в кадр кучу гостей, принимающих в этом участие. Так что тут без широкоугольного объектива не обойтись.
Ну и, разумеется, широкоугольник пригодится также и в ресторане, и на прогулке, и для съемки общих кадров со всеми гостями и родственниками. Так что убедитесь, что не забыли его дома.
Творческие объективы
Моя любимая часть любой свадьбы – это прогулка жениха и невесты. Тут у меня есть возможность наконец выдохнуть, никуда не мчаться, продумать кадры как следует и поэкспериментировать. Творческие объективы не являются непременной составляющей набора свадебного фотографа, разумеется, но позволят вам создать интересные кадры. Я, например, очень люблю свой Lensbaby, и часто использую его на прогулке новобрачных.
Также объектив «рыбий глаз» может позволить вам создать очень интересные снимки не только на прогулке, но еще и на сборах жениха и невесты, а также при съемке выкупа. Причем в последних двух случаях этот объектив может вас просто спасти, если помещение и подъезд оказались уж слишком маленькими, а гостей – очень много. Также он незаменим при съемке молодоженов и гостей в машине, когда у вас просто нет возможности отойти подальше.
Начинайте ассистировать
Могут ли люди снимать свадьбы до ассистирования профессионалу? Конечно. Рекомендую ли я это? Нет. Если вы можете перейти к самостоятельной съемке свадеб, вы владеете гораздо большим количеством навыков, чем я. Я даже не пытался так поступать.
Однако, проявив достаточную настойчивость, я начал получать регулярную работу от местных профессионалов. Съемка в качестве ассистента – чуть ли не лучший мой опыт: я путешествовал с несколькими разными фотографами и снимал потрясающие свадьбы. Профессионалы, с которыми я работал, имели многолетний опыт, и я действительно понял принципы их работы. Изучение их творчества и их методов было лучшим, что я когда-либо делал для понимания того, что значит снимать свадьбы.
Если вы будете хорошим ассистентом или вторым фотографом, это сыграет вам на руку. Помните, что когда вы работаете как второй фотограф, ваша работа состоит в дополнении работы основного фотографа. Не вмешивайтесь в его работу и снимайте с дополняющих (не идентичных) ракурсов.
Хорошее решение – использовать объективы с разными фокусными расстояниями; если основной фотограф снимает на «телевик», возьмите «широкоугольник». Использование двух разных способов съемки мероприятия – это прекрасно для основного фотографа, поскольку это позволит ему отправить больше изображений клиенту.
Что более важно, делайте то, что они просят вас сделать, не задавая лишних вопросов. Постарайтесь быть на шаг впереди и учитывать их потребности
Я работал на свадьбах и в качестве основного фотографа, и в качестве второго, и когда я был основным, у меня было столько дел, что ассистент, который брал на себя часть мелких задач, был истинным благословением.
Когда вы только начинаете, не факт, что вам будут платить. Возможно, вы даже не сможете использовать свои фотографии в портфолио; это зависит от условий контракта, по которому вы работаете. Убедитесь, что эти вещи закреплены в письменном виде и поймите, чего от вас ожидает основной фотограф.
Однако, несмотря на то, что вы не будете зарабатывать на жизнь в качестве второго фотографа в первые несколько месяцев, знания, которые вы получите, это огромные инвестиции в ваш талант.
Выбор камеры
Sony, Canon, Nikon — не принципиально. Все эти бренды выпускают отличные камеры. Начинающий фотограф особой разницы среди них не увидит. Выбирайте ту, с которой вам будет удобно работать. Хорошо лежит в руке, удобно расположены кнопки и управление интуитивно понятно — всё, берём. Эргономика камеры очень важна. Удобная камера поможет вам максимально быстро вносить коррективы в настройки в зависимости от условий съёмки. Мой выбор пал на Nikon.
На что ещё стоить обратить внимание при выборе тушки? На стоимость линейки топовых объективов (когда вы выйдете на более высокий уровень съёмки, вам обязательно захочется увидеть в своём рюкзаке объективы из этой линейки). А также на сервисное обслуживание
В вашем городе есть центры по ремонту фототехники? Техника имеет нехорошее свойство ломаться в самый неподходящий момент. Как показывает практика, сложнее всего найти сервисный центр для камер Sony. Конечно же, если вы не живёте в столице
А также на сервисное обслуживание. В вашем городе есть центры по ремонту фототехники? Техника имеет нехорошее свойство ломаться в самый неподходящий момент. Как показывает практика, сложнее всего найти сервисный центр для камер Sony. Конечно же, если вы не живёте в столице.
Вы, наверное, в курсе, что зеркальные камеры есть полнокадровые и «кропнутые». Что же лучше? Разберёмся с примерами камер, актуальных и действительно рабочих «лошадок» для нашего времени.
«Кроп-фактор» определяет физический размер матрицы вашей камеры. Камеры, кроп-фактор которых равен 1, называют полнокадровыми. Современные примеры таких камер: Nikon D600/D610, Nikon D800/D810, Canon 6D, Canon 5D Mark III, Sony а7 и другие. Камеры, чей кроп-фактор равен 1,5 и больше, называют в среде фотографов «кропнутыми». Это Nikon D90, D7000/D7200, Canon 70D, Canon 100D.
Чем больше физический размер матрицы, тем дороже сама камера, причём существенно. И, само собой, начинающий фотограф резонно сделает ставку на «кроп», не зная, в чём же разница. А основные различия в следующем. Чем больше матрица, тем:
- больше детализации на фотографиях;
- меньше шумов на фотографиях, снятых на высоких значениях ISO;
- лучше проработаны полутона и переходы от одного цвета к другому;
- меньше ГРИП, что положительно сказывается на боке (которое так любят невесты!)
Можно сразу поздравить тех фотографов, кто начинает с полного кадра. Но только обладатели «кропов» смогут испытать тот неописуемый восторг, который случается в жизни фотографа при переходе на камеры полного кадра. Как говорится, не поймёшь, пока не попробуешь.
Вывод: из перечисленных выше камер любая справится с первой съёмкой свадьбы, тем более что шедевров от вас, скорее всего, ждать не будут. =)
P.S. Имея в своём арсенале «кропнутую» камеру, не спешите покупать к ней много объективов. При переходе на полный кадр вам придётся провести ревизию своих «стёкол» и от большинства избавиться.
Заключение
Итак, подводя итоги всему вышесказанному, в день свадебной съемки вам потребуются следующие вещи:
- удобная фотосумка
- одна или две цифровых фотокамеры с набором объективов с разным фокусным расстоянием
- карты памяти не меньше, чем на 16Гб
- несколько резервных аккумуляторов для камеры или батарейный блок
- вспышка с рассеивателем и запасные батарейки к ней
Опционально:
- складной отражатель
- штатив.
И всенепременно – удобная одежда
Помните, что это веселое событие, возможно, самое важное в жизни ваших клиентов, даже если для вас это лишь очередной заказ, пятый за эту неделю. Продумайте все риски, подготовьтесь ко всем возможным проблемам, и сделайте все, чтобы обеспечить себе максимально комфортные условия для съемки
И, конечно, получайте удовольствие. Потому что, где еще, как не на свадьбе, вы увидите так много счастливых, радостных, преисполненных надеждой лиц?
Итог
Делая адекватные выводы из практики и вышесказанного, получаем следующий нехитрый, но работающий на все 100% рецепт набора «железа» для успешной съёмки вашей первой свадьбы. Вам нужна «тушка» (примеры написаны выше) + 2 объектива. Это зум 17–50 мм с постоянной диафрагмой 2,8 (хорошие рабочие варианты есть у Sigma и Tamron) и фикс 85 мм (1,8 или 1,4 — решат ваши финансы).
Зум 18–55 мм, если вы купили свой фотоаппарат в комплектации Kit, можете оставить пылиться у себя на полке, сделать из него пепельницу — без разницы, это не ваш рабочий инструмент. И конечно, ко всему этому нужна внешняя вспышка для съёмки в тёмных загсах, на банкетных площадках и, конечно, в подъезде, если вас туда всё же занесло.
В настоящий момент я использую 2 камеры одновременно + 14–24 мм + 50 мм + 85 мм.
Собрав всё необходимое, обязательно положите также пару-тройку запасных комплектов аккумуляторов для камеры и для вспышки. После многочисленных проб аккумуляторов различных производителей я остановился на Maha Imedion. Отличные аккумуляторы, не дешёвые, но они себя оправдывают полностью. На практике у меня тратится за съёмку среднестатистической 10-часовой свадьбы:
— на 2 камеры — 4 аккумулятора,
— на 2 вспышки — 8 аккумуляторных батареек.
Ну и не забудьте про флеш-карты. Для фотографов, которые снимают в RAW, потребуется 2–3 карты по 32 Гб.
Теперь технически вы готовы к съёмке своей первой свадьбы! Как она пройдёт — стоит только догадываться. Если бы успех съёмки зависел только от «железа» и «стёкол»! К чему готовиться на самом мероприятии, что стоит делать, а что лучше не делать, мы поговорим в следующей статье.