Виды осветительного оборудования
Наиболее популярным типом подсветки являются различные световые эффекты. Сопутствующее оборудование:
- GoBO-проекторы. Название определяет принцип действия таких приборов. Это сокращенное обозначение от «Goes Before Optics». Свет пропускается сквозь резные отверстия различных форм, проецируя множественные фигурные изображения на большой площади поверхностей (пол, стены). Такие проекторы создают динамику на танцполе клубов благодаря вращению оптики. Еще одно целевое направление – создание проекций логотипов на презентациях коммерческих предприятий.
- Луч-эффекты. В данном случае прибор состоит из центрального источника света, оснащенного большим количеством линз разных цветов. Для получения желаемого эффекта эта конструкция встраивается в сферический или полусферический корпус. А вращение обеспечивает мотор. Такие осветительные приборы позволяют организовать динамическое освещение.
- Центральные устройства для создания симметричных эффектов. Они выполнены в виде лампы, окруженной зеркалами. Такая техника создана для использования в центральной точке пространства, ее нередко задействуют при организации осветительных систем дискотек. Театральное освещение также может быть основано на применении подобных устройств, но в меньшей мере. Также нечасто задействуются центральные приборы и для создания световых эффектов в ресторанах. Встречается два вида подобных аппаратов: упрощенного управления (посредством синхронизации с музыкой), а также более сложные исполнения с возможностью программирования движения зеркал и других действий.
- Сканеры. Это приборы, создающие динамическую подсветку в виде четко очерченного луча благодаря использованию зеркал в конструкции. Одна из главных характеристик подобных аппаратов – цветные узоры, отображаемые на поверхностях. Движение сканеров возможно в двух плоскостях: горизонтальной и вертикальной, для чего предусмотрено два мотора и два зеркала. Перемещение лучей происходит за счет поворота зеркальных поверхностей, что характеризуется, как недостаток подобной техники из-за ограниченности освещаемого пространства. Главное преимущество сканеров – практически мгновенная реакция при перемещении. Задействуют их при организации освещения клубов.
- Колорченджеры – источники света, моментально изменяющие цвет луча, который сами же продуцируют. Конструкцией предусмотрены заслонки, позволяющие создавать эффект «стробо». Область применения таких приборов очень широка. Это и постановочные программы, интерьерное освещение, подсветка сцены, баров и ресторанов, а также дискотечных пространств.
- Вращающиеся головы – прожекторы, которые по принципу действия сходны со сканерами, но характеризуются неограниченными возможностями при освещении, так как динамика луча обеспечивается подвижным корпусом такого устройства. Используют данный вид источников света повсеместно: при организации освещения дискотек, постановочных шоу, в качестве подсветки сцены театров и концертных залов.
- Стробоскоп. Эти устройства воссоздают световые импульсы, которые повторяются довольно быстром темпе.
- Лазерные установки. Такие приборы существуют в нескольких исполнениях: продуцирующие прямые лучи и создающие объемные изображения при наведении на поверхность. Обычно используются на танцполе клубов.
- Источники ультрафиолетового излучения, благодаря которым создается эффект свечения белого при выключенном основном источнике света.
- Осветительные приборы точечной подсветки. К ним относятся устройства следящего света. Их используют с целью выделения небольшого участка сцены, где находится объект, а также для слежения за ним при движении. Это театральный прожектор, равно как и оборудование для освещения клубного пространства.
- PAR-прожекторы. Они обеспечивают заливающий свет и чаще применяются при организации освещения сцены. Театральный прожектор сегодня во многих случаях заменяют данным видом источника света. Эти аппараты оснащены алюминиевым корпусом и характеризуются статичным световым потоком.
- Зеркальные шары
- Шары зеркального типа
- Колорченжеры
- Световые «головы»
- Сканеры
- Стробоскопы
- Ультрафиолетовые источники света
Если раньше существовало четкое разделение приборов для дискотечного и театрального освещения, то сегодня оборудование стало универсальным и многие из существующих сегодня аппаратов могут использоваться как на сцене, так и на площадке ночных клубов.
В организации любого мероприятия, будь то свадьба, концерт или вечеринка, важно грамотное техническое обеспечение. Компания LASERSHOW.SPACE предлагает аренду света по доступным ценам для создания на вашем мероприятии незабываемой атмосферы.
Функции освещения
Сценическое освещение выполняет несколько функций, в том числе:
- Выборочная видимость: способность видеть, что происходит на сцене. Любой дизайн освещения будет неэффективным, если зрители не могут видеть персонажей, если это не является явным намерением.
- Открытие формы: изменение восприятия форм на сцене, особенно трехмерных сценических элементов.
- Фокус: направление внимания аудитории на одну часть сцены или отвлечение их от другой.
- Настроение: настройка тона сцены. Резкий красный свет имеет иной эффект, чем мягкий лавандовый свет.
- Место и время дня: установление или изменение положения во времени и пространстве. Синий может указывать на ночное время, а оранжевый и красный – на восход или закат. Использование механических фильтров («гобо») для проецирования сцен неба, Луны и т. Д.
- Элементы проекции / сцены: освещение можно использовать для проецирования декораций или в качестве декораций на сцене.
- Сюжет (сценарий): событие освещения может запускать или продвигать действие на сцене и выключаться.
- Композиция: Освещение может использоваться, чтобы показать только те области сцены, которые дизайнер хочет, чтобы аудитория увидела, и «нарисовать картину».
Эффект: На поп- и рок-концертах, ди-джеях или рейвах в качестве визуального эффекта можно использовать цветные огни и лазеры.
Дизайн освещения – это искусство, и поэтому ни один способ не является «правильным». Существует современное движение, которое утверждает, что дизайн освещения помогает создать среду, в которой происходит действие, поддерживая стиль произведения.
Как выбрать продукцию
Организаторы вечеринок нередко задаются вопросом: «Как правильно выбрать цветомузыкальную установку?» Критерии выбора у всех разные. Какой фирмы лучше, каждый определяет для себя самостоятельно.
Немаловажное значение имеет обзор отзывов. Исходить нужно из того, что существует две разновидности цветомузыки: светодиодная и лазерная. Специалисты рекомендуют учитывать нюансы каждой категории товара, и обращать внимание на такие тонкости.
Лазерные модели
Делятся на лучевые, точечные и анимационные. Лучевые отображают на поверхности линии, которые постоянно меняют цвет и форму. Удачный выбор для совмещения с генераторами дыма. Самыми распространенными и востребованными принято считать точечные устройства. Лазер проходит сквозь трафареты, наполняя пространство динамичными и постоянно изменяющимися проекциями. Анимационные модели напоминают воспроизведение мультиков. Вначале идут определенные надписи и рисунки. Предоставляют возможность сделать авторскую анимацию посредством использования специальной программы.
Нельзя не обращать внимания на мощность и охват рабочей площади. Чем значительнее мощность лазера, тем большее пространство он охватит. Любой лазер обладает такой характеристикой, как максимальная рабочая площадь. Это поможет определиться с моделью.
Немаловажное значение имеет цветовое наполнение. Основными цветами являются:
- R – красный;
- G – зеленый;
- B – синий.
При их смешивании получается масса разнообразных оттенков – от желтого до фиолетового.
Светодиодные модели
Включают в себя три основных подвида:
- В форме диско шара. Пользуются огромным спросом благодаря простоте эксплуатации и получаемого результата. Форма – полусфера. Охватывают помещение в полном объеме. Вешаются на стену или потолок. Можно установить на горизонтальную поверхность. Эффект превзойдет все ожидания.
- Проекторы. Относятся к основному виду цветомузыки. Обладают направленным точечным эффектом. Мощность значительная.
- Сканеры. Принцип действия — свет диодов попадает на вращающиеся зеркала. Результат – хаотичное световое шоу.
Основные критерии выбора
Чтобы правильно подобрать световое оборудование, нужно учитывать типа объекта, где оно будет эксплуатироваться, а также основную направленность мероприятий, которые там проводятся (выступления, дискотеки, сценические шоу и прочее).
Различные виды светового оборудования
Играет роль и размер площадки и ее особенности (проводка, возможности для подключения).
Обращается внимание также на характеристики самого прибора. Они должны соответствовать выше названным параметрам объекта, для которого подбираются.
Если рассматривать центральные осветительные приборы, то ключевыми параметрами при выборе являются: количество лучей, площадь покрытия поверхности, что определяется в первую очередь высотой расположения аппарата.
Кроме того, принимаются во внимание дополнительные возможности оборудования, например, изменение цвета, узора, синхронизация с музыкой. Важно также определить предпочтительный способ управления: посредством пультов или контроллерами стандарта DMX.
Сканеры подбираются, исходя из мощности, а также типа источника света и количества трафаретов для проецирования узоров на поверхности. А вот вращающиеся головы, которые могут использоваться и в клубах, и как театральные прожекторы, подбирают, основываясь на качестве используемой в конструкции оптики, общем количестве цветов. В более дорогой аппаратуре присутствуют дополнительные возможности.
Правила и нормы размещения
В клубах обычно существует разделение пространства на зоны: танцпол, барная стойка, место работы ди-джея, зона отдыха. Причем в большинстве случаев разделение выполняется посредством освещения, дополнительных сооружений (возвышение танцпола или сцены), дизайнерских приемов.
Стандартный комплекс размещения
Главным участком в любом клубе является танцевальная площадка. Основной вид освещения в этом случае – заливающий, без световых пятен. Этого можно добиться, равномерно установив осветительные приборы по периметру танцпола.
Место работы ди-джея постепенно переходит в разряд шоу-программы, поэтому все чаще при оборудовании этого участка используется аппаратура, создающая спец-эффекты. Популярное решение – использование светодиодных панелей, которые синхронизируются с музыкой. Освещение барной стойки и в целом зоны работы бармена организуется таким образом, чтобы добиться мягкости. Это позволяет создать непринужденную атмосферу.
Рекомендации по обустройству клуба
Чтобы получить особую атмосферу клубного пространства, необходимо задействовать разнотипное оборудование, причем не только для организации правильного света, но и – звука. С целью усиления восприятия часто применяют спец-эффекты (например, задымление). Обычно используется сразу несколько источников света: театральный прожектор (он же PAR) для подсветки сцены, вращающиеся головы, установленные на полу или потолке, лазеры, колорченджеры, стробоскопы и другие.
Более спокойную атмосферу создают точечные светильники, что обычно используют при организации освещения зон отдыха. Их можно закрепить на потолке, создав волнообразный или криволинейный узор. Для подсветки барной зоны хорошо подойдут проекционные и декоративные светильники. Способ крепления любой: собственно на барной стойке, позади бармена, под потолком.
Нередко требуется подчеркнуть посредством освещения стилевое направление вечеринки. С этой целью обычно применяются наиболее подходящие световые эффекты. Например, стиль «диско» требует использования лазерной аппаратуры, а также ультрафиолетовых светильников. Это позволит создать так называемый кислотный свет.
В результате с помощью системы освещения очень легко можно объединить или, наоборот, разделить на несколько зон клубное пространство. Но чтобы все используемое оборудование правильно работало, создавая нужную атмосферу, необходимо грамотное управление.
Схема подключения свето -звуковой аппаратуры
Таким образом, велика вероятность того, что ночной клуб, в котором не предусмотрена эффективная система освещения, вряд ли будет пользоваться популярностью. Каждый из существующих видов осветительных приборов имеет свое предназначение, что вовсе не ограничивает область применения.
Просто функционально вращающиеся головы, стробоскопы, колорченджеры и другие аппараты способны выполнять определенные задачи, что всегда учитывается при выборе. Это может быть организация заливающего, следящего или точечного света. Кроме того, подсветка не должна быть полностью статичной, для клуба важна динамика в освещении.
Что надо учесть при создании схем сценического освещения
Так как система зависит от размера и формы сцены, особенностей зала и от того, что будет происходить, давать конкретные рекомендации нет смысла. Лучше всего соблюдать общие принципы для создания идеальной схемы:
Лучше отдавать предпочтение динамическому освещению, от статического зрители быстро устают и внимание неизбежно рассеивается. Для создания драматического эффекта и привлечения внимания можно приглушать свет на короткий период, но злоупотреблять этим не стоит. За счет заливающего освещения обеспечивается хорошая видимость происходящего на сцене. С помощью направленного света можно акцентировать внимание на нужных объектах, а динамическое освещение обеспечит разнообразные эффекты. Лучше всего сочетать разные варианты оборудования, чтобы можно было играть светом и за счет этого подчеркивать происходящее на сцене. Проще всего обеспечивать освещение обучающих и других подобных мероприятий, там не нужны эффекты, главное – хорошая видимость.
Лучше использовать систему управления, которая будет выполнять сценарий по заданному алгоритму без вмешательства людей.
Создать надежную систему освещения сцены непросто, но если разобраться во всех нюансах, то можно добиться хорошего результата.
Важно сочетать разные углы освещения и использовать оборудование, подходящее под конкретные условия.
PAR прожекторы
PAR (Parabolic aluminized reflector, параболический алюминиевый рефлектор или «парблайзер»), — безлинзовый прожектор в алюминиевом корпусе с нерегулируемым углом светового потока, использующий в качестве источника света лампу — фару (источник света, конструктивно напоминающий автомобильную фару и сочетающий в одном корпусе галогеновую лампу, отражатель и стеклянный рассеиватель). Основными достоинствами прибора являются незначительный вес, простота использования и низкая стоимость, как следствие, возможность применять большие массивы прожекторов для освещения различных сцен и создания разнообразных световых композиций.
Эти приборы являются ключевыми для освещения сцены и обычно используются в больших количествах, чтобы точно выделить исполнителей и области освещения в любой момент времени, при этом они не будут давать единичный луч с жестко очерченными краями.
Различают 4 типа применяемых в прожекторе ламп — с очень узким (VNSP), узким (NSP), средним (MFL) и широким углом (WFL) раскрытия луча. Основная задача прожекторов с широким (flood) раскрытием луча – заливка светом сценического пространства; прожекторов с узким (spot) раскрытием луча – динамические эффекты (например, узкие лучи, проявляющиеся в искусственном тумане).
Различаются PAR прожекторы диаметром (PAR 16, PAR 30(3,75″), ,PAR 38(4,75″) PAR 46(5,75″), PAR 56 (7″), PAR 64(8″)) и мощностью применяемых в них ламп (100, 200, 250, 300, 500, 1000 Вт).
Преимущества светодиодного (LED) освещения
Светодиод или светоизлучающий диод (англ. LED Light-emitting diode) — полупроводниковый прибор, излучающий некогерентный свет при пропускании через него электрического тока. Излучаемый свет лежит в узком диапазоне спектра, его цветовые характеристики зависят от химического состава использованного в нем полупроводника. Считается, что первый светодиод, излучающий свет в видимом диапазоне спектра, был изготовлен в 1962 году в Университете Иллинойса группой, которой руководил Ник Холоньяк.
Производители все больше заменяют светильники, оснащенные традиционными лампами, на приборы со светодиодами. Светодиоды имеют много преимуществ по сравнению с традиционными лампами накаливания.
- В первую очередь, светодиодные светильники потребляют гораздо меньше электроэнергии, чем традиционные светильники, что позволяет устанавливать больше ламп при той же потребляемой мощности.
- Кроме того, средняя продолжительность «жизни» светодиодов намного превосходит срок службы галогенных ламп – до 100 раз дольше.
Светодиодные светильники также производят очень мало тепла, что позволяет снизить температуру в помещении более чем на 10 градусов.
В итоге, приобретая светодиоды, вы не будете беспокоиться о частой смене ламп из-за неисправности или отказа, исполнители на сцене и публика больше не будут переносить жар, исходящий от прожекторов PAR, а простота установки и мобильность светодиодных светильников значительно увеличиваются за счет более легкого веса и низкого тепловыделения. Кроме того, низкое потребление энергии и незначительное тепловыделение светодиодов делает их более экологичными.
Наконец, стандарт цветового RGB смешивания становится стандартом на большинстве светодиодных светильников, что дает невероятные возможности для получения нескольких миллиардов различных цветов.
RGB смешивание цветов. RGB (аббревиатура английских слов Red, Green, Blue — красный, зелёный, синий) — аддитивная цветовая модель, как правило, описывающая способ синтеза цвета для цветовоспроизведения. RGB состоит из красного, зеленого и синего, трех основных цветов, используемых для создания миллионов других цветов. Все мы помним, как дети смешивают цвета, чтобы получить новые оттенки. Когда мы загружаем JPEG изображение, мы также смотрим на результат смешивания цветов. Аналогичным образом, телевизоры и компьютерные мониторы используют пиксели для изменения и смешивания цветов и создания изображения, которое вы в результате видите. В светодиодных светильниках, смешение красного, зеленого и синего в разных пропорциях позволяет создавать бесконечные комбинации цветов.
Вот некоторые примеры эффектов, которые могут быть созданы только с одним светодиодным светильником, на примере Chauvet Elan DMX LED:
Виды освещения
В зависимости от количества используемого оборудования выделяют две основные разновидности. У каждой есть особенности, в которых надо разобраться заранее.
Одиночный источник света
Вариант сложен в реализации, так как для освещения сцены требуется установить прожектор на значительном расстоянии. Чем больше освещенная область, тем дальше нужно ставить оборудование, что не всегда возможно в небольших залах.
С помощью этого приема можно выделить одного выступающего или солиста. Свет почти не поддается регулировке, невозможно расставлять цветовые акценты. Он настраивается на конкретную точку, чаще всего посередине, на полу часто ставят метку, чтобы человек понимал, где ему надо располагаться для лучшего эффекта.
Иногда одиночный источник света может располагаться сверху.
Тут также надо помнить простое правило – чем меньше источник света, тем резче граница света и тени на сцене. А большие прожектора наоборот выделяют большой участок, но при этом перепад в освещенности не такой явный.
Использование нескольких источников света
Чтобы сделать универсальный и быстро меняющийся свет на сцене, лучше использовать разные варианты:
- Может быть задействовано много оборудования: спереди, сзади, снизу, сверху, по сторонам и т.д.
- Используют любые типы освещения. Все зависит от конкретных условий и целей.
- Несколько вариантов с каждой стороны, чтобы компонуя разные режимы можно было добиться любого эффекта.
Все источники света нужно объединить в одну систему.
Как выбрать угол падения света
От этого аспекта зависит восприятие происходящего на сцене, поэтому нужно подобрать подходящие углы падения света. Используется несколько вариантов, в которых несложно разобраться:
Горизонтальный или плоский – светит прямо и совпадает с тем, как видят сцену зрители из зала. Это фоновое освещение, которое обеспечивает хорошую видимость, чаще всего используется в качестве вспомогательного. Заднее освещение идет от обратной стороны сцены, может быть как скрытым, так и открытым. Его используют для придания драматизма или выделения силуэтов тех, кто находится на сцене. Боковой свет чаще всего располагается по сторонам, нередко его скрывают за кулисами.
За счет него можно акцентировать внимание на происходящем на сцене. Верхнее освещение может находиться как на потолке, так и на специальной балке, которая поднимается или опускается. Создает ощущение монументальности, но может дать и давящий эффект. Рамповый свет исходит из специальной ниши, которая может располагаться как почти под ногами у тех, кто находится на сцене, так и немного впереди них.
Больше всего подходит для концертов и эстрадных выступлений, так как выглядит искусственно. Верхний передний устанавливают в нише или на балке, которая находится под потолком перед сценой. Одно из лучших решений, позволяющее создать естественную атмосферу и погрузить зрителей в происходящее на сцене. Диагональная подсветка уходит под углом и позволяет создать интересные тени или подчеркнуть определенные ракурсы, чтобы придать оригинальность происходящему.