Музей Арктики и Антарктики получил новые экспонаты
Их предоставил новый партнер музея – Научно-технический архив
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»
Во вторник в Музее Арктики и Антарктики прошло торжественное мероприятие – подписание договора о сотрудничестве между музеем и Архивом научно-технической документации. Музей поражает своими экспонатами, но еще больше тайн, фантастических теорий и историй о необыкновенных подвигах хранится на архивных полках. Между тем музейные фонды должны регулярно пополняться – чтобы одни и те же посетители приходили в музей снова и снова. Новый договор как раз обещает такие пополнения.
Еще один договор о сотрудничестве Архивный комитет заключил с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, который также хранит множество интересных документов, связанных с покорением полюсов. Все три структуры объединены общей задачей – популяризацией истории освоения Крайнего Севера. Об этом стоит рассказать поподробнее.
ХХ век был богат такими событиями, среди которых освоение высших (и нижних) широт как-то отошло на второй план. А между тем, вспоминает председатель Архивного комитета Санкт-Петербурга Петр Тищенко, полярников, вернувшихся из экспедиции, встречали в 1936 году не менее масштабно, чем в 1961 году – космонавтов.
«Когда вспоминаешь какое-то событие, очень важно помнить контекст, – говорит он. – Мы помним. Помним, что молодая советская республика первой оказалась способна на то, на что человек ранее не решался»
И тут же директор Центрального государственного архива научно-технической документации Фаина Недбай презентовала свой подарок музею – письма молодых комсомольцев, которые в 1930-е годы вдохновились подвигом папанинцев, челюскинцев и тоже стремились в полярные экспедиции. И отнюдь не за деньгами, а за романтикой и подвигом.
«Сейчас я работаю в Институте каучука, – писал молодой химик. – Арктику не знаю, но трудности преодолеть могу. Прошу зачислить в штат команды…»
Эти письма – в уже оцифрованном виде – скоро смогут увидеть в музее все желающие.
Как известно, музей с 1937 года занимал здание бывшей Единоверческой церкви на улице Марата (возможно, благодаря этому церковь и сохранилась). Теперь, благодаря помощи архива, можно будет увидеть на снимках, как выглядела церковь до революции и как ее перестраивали под музей. А заодно – почитать отзывы первых посетителей, вдовы мореплавателя Георгия Седова или «отца советской океанографии» Юлия Шокальского.
С 1937 года на фронтоне красовались буквы: «Музей Арктики». А в 1960-е добавились слова «и Антарктики». Но покорение Антарктиды на фоне освоения космоса уже не вызвало такого ажиотажа.
Сейчас музей насчитывает почти 70 тысяч единиц хранения. Это археологические памятники и реликвии, относящиеся к истории освоения Северного морского пути, а также экспедиционное снаряжение, письменные, картографические и печатные источники, фотодокументы. Фонды пополняются – и люди, благодаря которым это происходит, удостоились отдельной выставки. Например, журналист Матвей Фролов был регулярным участником экспедиций, и его архив родственники недавно передали музею.
«Мало подвиг совершить, важно еще рассказать о нем», – уточнил Петр Тищенко. А сколько интересного смогут передать архивные записи о полярных дирижаблях – был и такой проект, который, правда, не осуществился
Или о первых ледоколах с водными ледорезами на носу: сейчас, в эпоху атомоходов, вспоминать их особенно приятно. Обсуждались идеи по строительству в Арктике новых городов с искусственным климатом. Все эти планы – пусть и не реализованные – напоминают то время, когда в молодой советской науке работали энтузиасты, готовые перевернуть весь мир. И подают пример современным ученым
А сколько интересного смогут передать архивные записи о полярных дирижаблях – был и такой проект, который, правда, не осуществился. Или о первых ледоколах с водными ледорезами на носу: сейчас, в эпоху атомоходов, вспоминать их особенно приятно. Обсуждались идеи по строительству в Арктике новых городов с искусственным климатом. Все эти планы – пусть и не реализованные – напоминают то время, когда в молодой советской науке работали энтузиасты, готовые перевернуть весь мир. И подают пример современным ученым.
История
? 1920-х годах в связи с активным исследованием Арктики многие
видные полярники и ученые выступали с предложениями об организации
постоянно действующего полярного музея. В 1930 году Президиумом ЦИК
СССР было утверждено решение о создании
Всесоюзного арктического института (ВАИ), в котором в качестве
специального отдела предусматривался музей Арктики.
Первоначально экспонаты музея хранились в подвале ВАИ и
использовались только для проведения выставок.
Arctic & Antarctic Museum (5) — pensivelaw1 @ Flickr
В 1933 году Арктическому институту для создания музея было
отдано в аренду здание бывшей Никольской единоверческой церкви на
улице Марата, построенное в 1820—1838 годы по проекту архитектора
А. И. Мельникова и закрытой большевиками 31 мая 1931
года.
Arctic & Antarctic Museum (10) — pensivelaw1 @ Flickr
В течение 1934—1936 годов по проекту архитектора Александра
Сивкова помещение бывшего храма было реконструировано под музей. 8
января 1937 года, музей Арктики открывается для посетителей.
В 1958 году, после начала интенсивного освоения Антарктиды,
музей был переименован в Музей Арктики и Антарктики.
Arctic & Antarctic Museum (12) — pensivelaw1 @ Flickr
С годами музей все больше терял идеологическое направление и
становился архивом и памятником героических усилий нескольких
поколений исследователей полярных регионов от эпохи кругосветных
путешествий Ф. Ф. Беллинсгаузена и
М. П. Лазарева до современности. В создании экспозиций
музея участвовал ряд ленинградских художников, многие которых
служили военными на северных фронтах, или были деятелями и
свидетелями драматических событий XX века (безбожная пятилетка,
сталинские репрессии, блокада Ленинграда и др.).
Arctic & Antarctic Museum (20) — pensivelaw1 @ Flickr
2 февраля 1998 года постановлением Правительства Российской
Федерации музей отделили от Института и сделали самостоятельным
государственным учреждением, которое получило название —
Российский государственный музей Арктики и Антарктики (РГМАА).
Произошло и отделения идеологической направленности бывшего
советского музея от действительно славной истории исследований и
промышленного использования регионов Арктики и Антарктики. На фоне
постепенной потери ведущих позиций Российской Федерации в
исследованиях полярных регионов — фонды и экспозиции
современного Музея Арктики и Антарктики приобрели черты уникальных
исторических памятников, имеющих мировое и историческое значение.
Историческую перспективу экспозиций дополняют и произведения
живописи, графики и прикладного искусства.
Arctic & Antarctic Museum (17) — pensivelaw1 @ Flickr
С 1998 года директор музея Виктор Боярский. В настоящее время
его экспозиция состоит из трёх разделов: «Природа Арктики»,
«История исследования и освоения Северного морского пути»,
«Антарктика».
Arctic & Antarctic Museum (16) — pensivelaw1 @ Flickr
О возвращении здания церкви два десятилетия ведутся переговоры с
властями города.
С 1 февраля 2016 г. Виктор Боярский покинет свой пост
(интервью Боярского ИА “Регнум”).
Руководство Росгидромета не намерено продлевать с ним
контракт. В связи с приходом в 2014 году нового менеджмента,
Росгидромет стал активно поддерживать РПЦ.
Arctic & Antarctic Museum (19) — pensivelaw1 @ Flickr
Другие достопримечательности Санкт-Петербурга, Россия
Государственный Эрмитаж
5 отзывов
Храм Спаса на Крови
7 отзывов
Большой Дворец
3 отзыва
Государственный музей-памятник Исаакиевский собор
3 отзыва
Дворцовая Площадь
5 отзывов
Екатерининский дворец и парк
3 отзыва
Петергоф
11 отзывов
Петропавловский Собор
7 отзывов
Исаакиевский собор
7 отзывов
Невский проспект
3 отзыва
Казанский кафедральный собор
3 отзыва
Государственный Русский музей
3 отзыва
3 отзыва
Музей Фаберже
Юсуповский Дворец на Мойке
Никольский Морской собор в Кронштадте
Государственный Музей-Заповедник
Государственный академический Мариинский театр
Набережные Невы
Дворцовый мост
2 отзыва
Экспозиции музея
Экспозиции в музее весьма живописные, здесь очень много макетов, диорам, экспонатов, которые дают самое наглядное представление об освоении северных территорий. К примеру, здесь представлено судовое оборудование ледокола «Ермак» — штурвал и нактоуз.
Штурвал ледокола «Ермак»
Это судно на рубеже 19 и 20 столетий занималось научными исследованиями севера и ходило у берегов Новой Земли и Земли Франца Иосифа. В Гренландском море, к северу от архипелага Шпицберген, с борта ледокола ученым удалось сделать почти тридцать глубоководных скважин, чтобы провести гидрогеологические исследования и установить направление глубинных течений в этой части океана.
Для молодого поколения есть прекрасная возможность узнать в музее наконец-то, что же это за челюскинцы такие, в честь которых названо немало улиц по всей огромной стране.
Экспонат музея
Началась Челюскинская эпопея в тот момент, когда судно не ледокольного типа под названием «Челюскин», имея на борту женщин и детей, вышло из Ленинграда, держа курс на Владивосток. По пути пароходу предстояло зайти на остров Врангеля, чтобы передать провиант зимовщикам. Однако, льды Северного морского пути зажали «Челюскина» в своих цепких объятиях наглухо. Пароход не только застрял во льдах, но еще и затонул, а пассажиры (челюскинцы) остались жить на льдине, в разбитом лагере. Два долгих месяца пришлось им ждать, пока в ходе спасательной операции их дрейфующую льдину обнаружат, первыми спасать потерпевших прилетел самолет из лагеря Шмидта, а потом еще несколько. Теперь в экспозиции можно посмотреть и на самолет-спаситель, подвешенный под самым потолком.
Самолет-спаситель
Большое впечатление на посетителей производит и первая научная станция «Северный Полюс», которая проводила исследования, дрейфуя во льдах. Возглавлял здесь работу Папанин, а всего полярникам довелось прожить на ней целых 274 дня. Они занимались метеорологическими, гидрогеологическими, гидробиологическими, астрономическими и геофизическими исследованиями, а льдина все эти дни потихоньку отплывала от первоначального места расположения. В итоге за весь срок зимовки ученые на льдине умудрились проплыть более 2500 километров. Проживали исследователи в каркасной палатке высотой 2 метра, а площадь ее составляла 10 квадратных метров. Необходимое утепление жилища полярников было обустроено следующим образом: каркас обтягивали три чехла – снаружи брезент, внутри парусина, а посередине шелковый чехол, набитый гагачьим пухом. Пол для теплоизоляции был покрыт фанерой и резиновыми подушками, накачанными воздухом.
Каркасная палатка
В музейном отделе «Антарктика» экспонатов, конечно, поменьше, но они не менее интересные. С помощью музейной экспозиции можно подробно ознакомиться с природой этой части света, деятельностью экспедиций (как отечественных, так и зарубежных), а также с бытом, в котором приходилось работать отважным исследователям. Например, экспонат видом напоминающий параболическую антенну на самом деле предназначался для добывания пресной воды из снега.
Предмет, который предназначался для добывания пресной воды из снега
Интересно посмотреть и на оригинальные штормовые костюмы, которыми пользовались полярники в 50-60-х годах 20 столетия. Они одевались поверх теплой одежды, когда погодные условия были особенно ветреные и холодные. Глядя на костюм – куртка и брюки, выполненный из прорезиненного перкаля, сразу вспоминаешь скафандр космонавтов. Но самое интересное в этом костюме – это маска для лица, которая была оснащена электроподогревом! Чтобы обеспечить электроподогрев полярник должен был носить на себе под одеждой блок сухих батарей, которые и запитывали два термоэлемента.
Штормовой костюм
Выставлены в музее и сани, которые отличаются очень длинными полозьями. На этих санях передвигались англичане, которые направлялись с экспедицией к южному полюсу в составе экспедиции Скотта в 1911-12 годах. Музей Арктики и Антарктики получил этот экспонат в дар от коллег из Полярного Института имени Скотта в Кембридже.
Еще в экспозиции можно увидеть столб, с развешенными указателями, на которых можно увидеть расстояния от антарктической обсерватории Мирный до разных населенных пунктов земного шара и даже до Луны.
Столб, с развешенными указателями