Музей Фаберже в Санкт-Петербурге: крупнейший частный музей России

Музей Фаберже

Музей Фаберже является частным. После открытия он стал первым в России негосударственным музеем федерального масштаба.

История музея берёт начало с 2004 года, когда российский предприниматель Виктор Вексельберг приобрел знаменитую коллекцию изделий фирмы Фаберже, принадлежавшую наследникам американского медиамагната Малкольма Форбса.

Тогда коллекция насчитывала более 200 предметов, включая 9 уникальных пасхальных яиц, созданных Карлом Фаберже для двух последних русских императоров. Приобретя коллекцию на торгах (всю целиком) Виктор Вексельберг спас коллекцию как единое целое и вернул уникальные предметы на родину – в Россию, для того чтобы сделать их доступными для публики.

В последующем коллекцию Фаберже дополнили и другие предметы знаменитых русских ювелиров 19 – начала 20 века, собираемые в течение 10 лет по всему миру: в Европе, Азии, Северной и Южной Америках.

Таким кропотливым образом удалось создать бесценное собрание русского ювелирного искусства.

Сегодня в центре коллекции лежит крупнейшая в мире коллекция изделий фирмы Фаберже, насчитывающая более 1000 единиц: так называемые фантазийные предметы, ювелирные украшения и аксессуары, парадное серебро, драгоценную галантерею и интерьерные вещи.

Также в музее находятся и другие драгоценные предметы, связанные с историей Дома Романовых: вещи личного обихода и официальные «кабинетские» подарки, поднесенные выдающимся людям того времени от лица русского императора.

Помимо этого в музее Фаберже экспонируются коллекции русского фарфора 19 века, эмали, камнерезные изделия, русские иконы, живопись и серебро.

– пасхальное яйцо «Курочка». Первое яйцо императорской серии, подарок императора Александра III супруге – императрице Марии Федоровне, на Пасху 1885 года. Санкт-Петербург, 1885, фирма К. Фаберже, мастер Э. Коллин;

– пасхальное яйцо-шкатулка «Ренессанс». Подарок императора Александра III супруге – императрице Марии Федоровне, на Пасху 1894 года. Санкт-Петербург, 1894, фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин;

– пасхальное яйцо «Бутон розы». Подарок Императора Николая II супруге – императрице Александре Федоровне, на Пасху 1895 года. Санкт-Петербург, 1895, фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин;

– пасхальное яйцо «Ландыши». Подарок императора Николая II супруге – императрице Александре Федоровне, на Пасху 1898 года. Санкт-Петербург, 1898, фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин, миниатюры И. Цейнграфа;

– пасхальное яйцо «Коронационное». Подарок императора Николая II супруге – императрице Александре Федоровне, на Пасху 1897 года. Санкт-Петербург, 1897, Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин, копия кареты изготовлена Г. Штайном;

– пасхальное яйцо-часы «Петушок». Подарок Императора Николая II матери – вдовствующей императрице Марии Федоровне на Пасху 1900 года. Санкт-Петербург, 1900, фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин;

– пасхальное яйцо «Лавровое дерево». Подарок Императора Николая II матери – императрице Марии Федоровне, на Пасху 1911 года. Санкт-Петербург, 1911, фирма К. Фаберже;

– пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования». Подарок императора Николая II супруге – императрице Александре Федоровне, на Пасху 1911 года. Санкт-Петербург, 1911, фирма К. Фаберже, мастер Г. Вигстрём, художник-миниатюрист В.Зуев;

– пасхальное яйцо «Орден Святого Георгия». Подарок императора Николая II матери – императрице Марии Федоровне, на Пасху 1916 года. Петроград, 1916, фирма К. Фаберже.

Шедевры коллекции – украшение музея

Шикарно отреставрированные залы дворца Шуваловых – достойное обрамление уникальной ювелирной коллекции работ фирмы Фаберже, которая здесь хранится.

Новый музей за свою непродолжительную историю приумножил экспонаты. В экспозиции – не только знаменитые яйца, но и ювелирные украшения, столовое серебро и предметы интерьера.

Здесь выставлены картины, рамки с редчайшими фото и драгоценная галантерея, памятные вещи и иконы, фарфор и сувениры. В коллекции представлены украшения русских ювелиров Овчинникова и Хлебникова: на фирме мастера трудилось много талантливых ювелиров.

Выставочные залы дворца Шувалова

В залах дворца воссоздана первозданная отделка: лепнина, обитые шелком стены, камины и зеркала, вазы и канделябры. Здесь же, во дворце, выстроен вестибюль с парадной лестницей, окруженной нишами с боков для демонстрации скульптур.

По ней посетители музея поднимаются на второй этаж в 10 демонстрационных залов:

  1. Рыцарский зал украшен барельефами, изображающими рыцарские поединки. Здесь – кубки и посуда, шкатулки из серебра и фарфора, которыми одаривали победителей военных кампаний.
  2. Красная гостиная хранит в себе образцы русского художественного серебра, изготовленные ювелирами мастерской Фаберже и другими русскими мастерами.
  3. В Синей гостиной выставлены всемирно известные пасхальные яйца Фаберже. За творческую жизнь ювелир создал 71 яйцо: каждое из них поражает продуманностью деталей и оригинальностью задумок. Над каждым шедевром ювелиры работали год.
  4. Золотая гостиная – хранилище императорских подарков: сувениры от фирмы Фаберже, золотые табакерки с государственной символикой и портреты русских императоров
  5. Аванзал – собрание ювелирных украшений, аксессуаров и предметов быта, покрытых эмалью-гиольше с богатейшей цветной палитрой, секрет производства которой утерян.
  6. Белая и Голубая гостиные, в которых представлены эмалированные изделия ювелирной фирмы Павла Овчинникова, а также русский фарфор XIX века.
  7. Выставочный зал – бывший домашний музей Шуваловых, демонстрирует резные каменные изделия XIX-XX веков и полотна русских художников XIX века.
  8. Верхняя буфетная хранит живопись русских и французских художников-импрессионистов XIX-XX веков. Здесь же – фарфоровые изделия и дворцовые вазы с росписью художника Красовского.
  9. Готический зал – кабинет графа Шувалова, хранит наследие русских иконописцев: иконы XVI –XX веков, обрамленные ювелирами столицы с серебряные оклады.
  10. Бежевый зал посвящен русской эмали, коллекция – из предметов Ф.Ю. Рюкертона, главного поставщика эмалей для фирмы Фаберже.

Картины в музее

Любители живописи в частном музее наслаждаются полотнами мастеров:

  • В. Поленова;
  • К. Маковского;
  • И. Айвазовского;
  • В. Аммона;
  • А. Харламова;
  • П. О. Ренуара;
  • К. Коровина;
  • Анри Мартена;
  • Г. Семирадского;
  • К. Брюллова;
  • Луи Вальта;
  • К. Горбатова.

Ювелирные яйца музея «Фаберже»

На витринах дворца-музея – 15 драгоценных яичек-сюрпризов, 11 – императорские:

  • Ренессанс;
  • Курочка;
  • Бутон розы;
  • Коронационное;
  • Ландыши;
  • Петушок;
  • Лавровое дерево;
  • 15-я годовщина царствования;
  • Орден Святого Георгия;
  • Воскресение;
  • Весенние цветы;
  • Курочка Кельха;
  • Шантеклер;
  • Скандинавское;
  • Яйцо герцогини Мальборо.

Фонд «Связь времен» и музей Фаберже

Торжественное открытие первого в России негосударственного музея состоялось в ноябре 2013 года. Создатель музея – культурно-исторический фонд «Связь времен», основанный российским миллиардером Виктором Вексельбергом. Цель фонда – возвращение на родину утраченных в XX веке художественных ценностей.

Ювелир Его Императорского величества Карл Фаберже

Карл Густав Фаберже (1846-1920) – знаменитый российский ювелир, уроженец Санкт-Петербурга с франко-немецкими корнями. Основал ювелирное дело отец Густав, но прославил фамилию сын, обучившись мастерству в Германии и продолжив дело отца.

Карл Фаберже, носивший звание ювелира Его Императорского Величества, Мастера Парижской гильдии ювелиров и кавалера Ордена Почетного легиона, прославился как автор серии пасхальных императорских изделий – драгоценных яиц.

Первое ювелирное яйцо «Курочка» он создал для Александра III, который преподнес необычный дар на Пасху супруге, урождённой датской принцессе Дагмар. Выполненный по примеру вещицы датского двора, хорошо знакомого императрице, подарок напомнил Марии Федоровне о далекой родине и так понравился, что Фаберже удостоился звания придворного ювелира дома Романовых.

Вслед за первым яйцом пошли новые заказы: традиция пасхальных подарков укрепилась в семействе императора, ее члены преподносили ювелирные шедевры друг другу. По заказу императоров в мастерской Фаберже изготовили 52 пасхальных яйца.

После революции Карл Фаберже покинул Россию и спасался с семьей в Европе. Большую часть своей драгоценной коллекции он оставил в России швейцарскому послу, который в августе 1918 года вернулся на родину. Посол объявил о пропаже редчайших экспонатов, отрицая свою причастность к событию.

В 1920 году Карл Фаберже умер в Швейцарии, его сыновья основали ювелирную фирму в Париже, но с 1937 года бренд не принадлежит Фаберже. В 2007 году права на него купил южноафриканский бизнесмен Б. Гилбертсон.

Наследие Фаберже – дома

Постепенно ценные изделия ювелира появились на аукционах. Американский мультимиллионер и газетный магнат Малькольм Фобс обзавелся частной коллекцией из 220 предметов, в том числе ювелирными пасхальными яйцами Фаберже.

В 2004 году Виктор Вексельберг приобрел коллекцию Карла Фаберже у потомков Фобса и создал фонд, для того чтобы скупить шедевры русского ювелирного искусства на аукционах в разных точках земного шара. Работа продолжалась 10 лет.

В это же время велась сложнейшая реставрация в арендованном в 2006 году для нужд музея дворце Шуваловых – бывшем Доме дружбы с народами зарубежных стран. Здесь Вексельберг и сотрудники фонда обустроили экспозицию.

Красивейшее петербургское здание, построенное в конце XVIII века, принадлежало титулованным владельцам: Воронцовым, Нарышкиным и Шуваловым. Здесь гремели праздники и пышные балы. Дворец площадью 4700 квадратных метров хранит 1000 экспонатов.

Музей Фаберже и интерьеры Шуваловского дворца

Посетив музей Фаберже, можно не только прикоснуться к уникальной коллекции, но также и прогуляться по отреставрированным помещениям бывшего Шуваловского дворца, интерьеры которого впечатляют уже сами по себе.

Парадная лестница

Парадная лестница была выстроена в 1840-х годах Николаем Ефимовичем Ефимовым на месте главного проезда и окаймлена галереей для демонстрации скульптуры. Позднее архитектор Рудольф Богданович Бернгард возвел над лестницей роскошный декорированный лепниной купол.

Рыцарский зал

В зале представлена военная тема в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, которая объединяет акварели Карла Карловича Пиратского и Петра Ивановича Балашова, с изделиями фарфора и предметами из серебра.

Рыцарский зал получил название по фризу с изображением средневекового рыцарского турнира.

Красная гостиная

Красная гостиная отведена под коллекцию русского художественного серебра 18 – начала 20 веков. В отдельных витринах представлены выдающиеся произведения лучших столичных фирм (К. Фаберже, П. Сазикова, Никольса и Плинке, братьев Грачевых, Тигельштейна), носивших высокое звание Поставщиков Высочайшего Двора.

Синяя гостиная

В центральной гостиной дворца представлены императорские пасхальные яйца, принадлежавшие последним Романовым. Именно эти изделия, каждое из которых имеет свою уникальную историю, прославили фирму Фаберже на весь мир.

Золотая гостиная

В зале представлены царские подарки, objets de fantaisie фирмы Фаберже и презентационные коробки.

Значительная часть экспонируемых в Золотой гостиной предметов связана с представителями династии Романовых и их родственниками за границей.

Особого внимания заслуживают фантазийные произведения, выполненные мастерами фирмы Фаберже, и золотые коробки с портретами российских императоров.

Аванзал

В Аванзале представлена коллекция предметов быта состоятельных людей, демонстрирующая богатую цветовую палитру эмалей-гильоше, и драгоценные ювелирные украшения – в наименьшей степени сохранившаяся часть наследия фирмы Фаберже.

Белая и Голубая гостиные

В залах представлен русский фарфор 19 века. Белая гостиная открывает тему русского эмальерного искусства предметами из мастерских Павла Овчинникова.

Выставочный зал

В Выставочном зале, который при первых Шуваловых назывался «Большим кабинетом» и в котором находился домашний музей, сегодня экспонируются камнерезные изделия фирмы Фаберже и живописные полотна русских мастеров 19 столетия.

Готический зал

В Готическом зале, некогда бывшем кабинетом графа Петра Шувалова, собрана коллекция русских икон 16-20 веков, большая часть из которых украшена богатыми драгоценными окладами известнейших ювелиров Москвы и Петербурга.

Верхняя буфетная

В Верхней буфетной собраны картины русских и французских мастеров конца 19 – начала 20 вков, имена которых связаны с импрессионизмом и неоимпрессионизмом.

Особого внимания заслуживают произведения Пьера Огюста Ренуара и выдающегося русского импрессиониста – Константина Коровина.

В зале также представлены образцы русского фарфора, ведущее положение среди которых занимает дворцовая ваза с росписью Федора Ивановича Красовского.

Бежевый зал

В Бежевом зале можно составить представление о формах и фасонах посуды, имевшей хождение в быту императорской России. Также как и представленные в зале портсигары, они демонстрируют различные техники обработки серебра и декорирования эмалями.

Серебро и иконы

Красная гостиная во дворце Шувалова оформлена в соответствии с названием (или названа по характеру дизайна). В одной тональности окрашены стены, шторы подобраны того же цвета. Потолок арочной формы расписан орнаментом, у торцевой стены стоит высокое зеркало.

Помещение используется для демонстрации коллекции изделий из серебра, которых представлено немалое количество, в том числе выполненные в период с XVII до XX века.

Внимание посетителей часто обращается на объемистый серебряный ковш с красными вставками, выставленный в одной из витрин экспозиции. На вставках написаны благодарственные тексты, адресованные поощренному этим ковшом князю Голицыну

Вельможа был награжден императором за вклад в развитие российского виноделия. Самые замечательные детали изделия – ручки ковша в виде сидящих птиц, выполненные мастером фабрики Фаберже.

Еще одна витрина Красной гостиной содержит серебряную посуду уникального исполнения. Представлены самовар, кофейник и заварочный чайник, корзинка для бисквитов и сахарница из благородного металла. Здесь же ситечко для улавливания чаинок, пинцет для сахара и ложечка для размешивания, также серебряные.

Все изделия представляют единый комплект, выполнены они в едином художественном стиле. Такие изделия пользовались популярностью в состоятельной части российского общества как за их красоту, так и из-за убежденности в целебных свойствах серебра, особенно по отношению к воде и напиткам на ее основе.

История коллекции и музея

В 1882 г

император Александр III на крупной художественной выставке обратил внимание на изделия местного ювелира Карла Густава Фаберже. Они очень понравились самодержцу, и он решил заказать мастеру пасхальный подарок для императрицы Марии Федоровны

Так в 1885 г. было изготовлено ювелирное изделие «Курочка», положившее начало серии императорских яиц Фаберже. После кончины Александра III традицию заказа возобновил его сын Николай II. Всего было создано более полусотни царственных яиц, ставших самыми знаменитыми творениями Фаберже.

К сожалению, после революции большинство уникальных ювелирных работ Фаберже оказалось за границей в руках частных коллекционеров. К таковым относился и американский медиамагнат Малькольм Форбс. В 2004 г. его наследники выставили на продажу собранную им коллекцию. Ее приобрел крупный отечественный предприниматель Виктор Вексельберг. Так, спустя почти век, шедевры ювелирного искусства вернулись на родину.

Для того чтобы купленную им коллекцию смогли посмотреть все желающие, Вексельберг задумал основать частный музей Фаберже. Его было решено разместить в одном из прекрасных дворцов Северной столицы – Шуваловском. Возглавляемый Вексельбергом фонд «Связь времен» арендовал его у городской администрации на 50 лет. Семилетняя реставрация дворца закончилась в 2013 г., после чего он приобрел прежнее великолепие. В этом можно убедиться и во время нашей экскурсии по набережной Фонтанки, статья о которой есть на сайте.

История создания музея

?ачало формированию экспозиции музея положила покупка Виктором
Вексельбергом в 2004 году коллекции произведений Фаберже,
принадлежащей потомкам американского миллиардера и гения
издательского бизнеса Малкольма Форбса. Господин Форбс был
страстным коллекционером изделий фирмы Фаберже, потратившим
несколько десятков лет на их поиск и приобретение на крупнейших
мировых аукционах. В 2004 году его коллекция должна была быть
выставлена на аукцион для продажи в виде отдельных лотов. Однако
господину Вексельбергу удалось договориться о продаже ему коллекции
Форбса единым лотом. Таким образом уникальная коллекция шедевров
Фаберже была не только спасена от распыления по всему миру, но и
переехала в Россию.


Ninaras @ WikiCommons

На основе коллекции, приобретенной у Малкольма Форбса, было
решено создать экспозицию Музея Фаберже в
Санкт-Петербурге. Для размещения экспозиции был выбран дворец
Нарышкиных-Шуваловых в Санкт-Петербурге, в котором до этого
находился Дом дружбы. Фонд «Связь времен» заключил с администрацией
Петербурга соглашение о передаче дворца в аренду фонду сроком на 50
лет. В 2006 году стартовала реставрация дворца, продолжавшаяся 7
лет и стоившая около 1,2 млрд рублей. Следует отметить, что
ремонт производился без привлечения государственных средств.

Экспозиция

Восстановленные внутренние помещения Шуваловского дворца – прекрасный антураж для размещенных в нем уникальных экспонатов. Гордость коллекции частного музея Фаберже, открытого для посетителей с апреля 2014 г. – 9 императорских пасхальных яиц. Среди них можно выделить изделия:

  • «Курочка»;
  • «Ренессанс»;
  • «Бутон розы»;
  • «Коронационное».

Внутри яиц всегда таился какой-либо сюрприз. Так, в первом яйце золотая курочка находилась внутри эмалевой «скорлупы». А открыв курочку, можно было увидеть миниатюрную рубиновую императорскую корону.

Первым яйцом по заказу Николая II стал «Бутон розы», преподнесенный императрице Александре Федоровне в праздник Пасхи 1895 г. Покрытое алой эмалью на орнаментальном фоне, яйцо украшено алмазными стрелочками и золотыми веночками, символизирующими верность и любовь. Под верхним алмазом на пластине из слоновой кости помещен микропортрет Николая II. Сюрприз этого яйца – бутон чайной розы, на стебле которого есть кнопка. При нажатии на нее лепестки розы раскрываются.

Фонд «Связь времен» выбрал своим символом «Коронационное» яйцо. Оно было создано к Пасхе 1897 г. Через верхний алмаз проступает вензель императрицы, а через нижний – дата. Сюрприз – идеально точная мини-копия коронационной кареты, принадлежавшей еще Екатерине II. При реставрации настоящей кареты сотрудники Эрмитажа ориентировались именно по этой мини-копии.

В экспозицию частного музея Фаберже входят и другие прекрасные образцы ювелирного искусства, а также иконы и живописные работы многих выдающихся русских художников.

comments powered by HyperComments

Синяя гостиная и ее экспонаты

Синяя гостиная избрана для демонстрации выкупленных Вексельбергом 14 пасхальных яиц из 50 известных экземпляров подобных изделий фабрики Карла Фаберже во всем мире.

Каждое яйцо представляет собой законченное произведение, поэтому каждому отведена отдельная витрина из небьющегося стекла, позволяющая досконально рассмотреть каждый экспонат.

Большинство своих изделий знаменитый ювелир создавал по заказу царствующих особ, последних российских императоров Александра III и Николая II, и в собрании музея Фаберже имеется первое и последнее изделия этой известной серии.

Последним изделием из серии пасхальных яиц было произведение Орден Святого Георгия, выполненное во время Первой мировой войны, а именно в 1916 году. Изделие украшено миниатюрными портретами Николая II и наследника Алексея, обвитыми георгиевской лентой.

Изображения снабжены откидными изображениями ордена у портрета отца и медали у сына.  Лента завязана в бант над портретами, вьется завитками по всей поверхности, вздымаясь между изображениями к тупому концу яйца и образуя еще более пышные банты. На обеих концах в кругах изображен вензель вдовствующей императрицы.

Микроскопические изображения георгиевского креста помещены в клеточки сетки, покрывающей поверхность изделия. Это подаренное ей яйцо мать императора Мария Федоровна вывезла из России лично в 1919 году, отпущенная большевиками восвояси, и сохраняла весь остаток жизни.

Яйцо с часовым механизмом изготовлено в 1902 году по заказу герцогини Мальборо, Консуэло Вандербильд. После развода с герцогом Консуэло пожертвовала яйцо для благотворительного аукциона, после ряда перепродаж оно попало к Форбсу. Известно как Яйцо герцогини Мальборо или Часы с розовой змеей.

Снабженный ручками яйцеобразный корпус напоминает древнюю вазу. Внутри спрятан часовой механизм роторного типа, вращающий циферблат при неподвижной часовой стрелке в виде головы змеи, своим туловищем обвивающей ножку изделия.

Сделано из золота разных оттенков с использованием жемчуга и алмазов, в том числе голова пресмыкающегося – из бриллианта. Постамент  имеет форму трехгранной призмы со скошенными углами, на украшенных эмалью из перламутра плоскостях — накладные герцогские эмблемы.

Яйцо Коронационное, изготовленное по поводу восшествия на престол Николая II и подаренное его супруге, исполнено как изделие с сюрпризом и может считаться предшественником популярных у детворы шоколадных киндер-сюрпризов.

Но сюрприз в этом яйце поистине уникальный, один из миниатюристов фабрики Фаберже изготовил умещающуюся в скорлупе копию кареты Екатерины Великой. Точность модели такова, что смогла помочь реставраторам при восстановлении первозданного облика исторического экипажа.

Золотая оболочка яйца украшена насечкой из повторяющихся ромбов и покрыта прозрачной эмалью. На поверхность наложена решетка из листьев лавра, выполненных из золота зеленого цвета, в узлах помещены черные орлы с алмазами. На концах яйца бриллианты специальной огранки, позволяющие видеть год коронации и вензель Александры Федоровны.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий