Конкурс “Богатырская сила”

Ход развлечения:

Дети входят в зал под музыку «Богатырская наша сила», рассаживаются на скамейки. Жюри занимает свое место.

Ведущий. Давным-давно на Руси-матушке жили-были богатыри славные. Силу они имели необыкновенную, обладали независимым и свободолюбивым характером, отличались беззаветной любовью к Родине и к своему народу, во имя которых совершали они свои подвиги в борьбе с иноземными захватчиками.

Пригласила я вас сегодня в этот зал на соревнования. Поиграем с вами в «богатырей», померимся силушкой богатырскою да удалью молодецкою.

Приглашаю подойти к месту старта одного капитана. Ты скажи-расскажи, добрый молодец, как тебя звать – величать?

Ребенок. Святогор.

Ведущий. Выезжал ли Святогор во чисто поле.

С кем бы силой богатырскою помериться?

Сам же чует в себе силу он великую,

Чует – живчиком по жилам разливается…

Святогор. Эй, дружина моя верная, вы большого брата слушайте,

Повелено дело делайте. Становитесь – ка за мной.

Команда выстраивается за своим капитаном – Святогором.

Ведущий. В это время на ту на просторину

Выезжал на коне Колыван – великан.

Колыванов конь – выше дерева он,

Колыванова головушка со шлемом в облаках.

На место старта выходит второй капитан.

Колыван. Эй, дружина моя верная, вы большого брата слушайте,

Повелено дело делайте. Становитесь-ка за мной.

За капитаном – Колываном выстраивается его команда.

Конкурс № 1. П/и «Кто быстрее соберется».

Бег врассыпную под музыку, по сигналу (остановка музыки)

построиться за своим капитаном.

Ведущий. Богатырство на Руси не родом красно,

Не отцом и не матерью, и не племенем.

Богатырство сильно смелой удалью

В бранном поле, в победном богатырском бою

За святую Русь за православную.

Конкурс №2: «Перетягивание каната».

Ведущий. Подъезжал Святогор ко сыру дубу.

Ко сыру дубу, кряковистому.

Дуб с кореньями выворачивал.

Ту дубиночку за вершину брал,

Той дубиночкой стал помахиват.

Конкурс №3: «Бой мячами на скамейке» (мячи с ручками)

Ведущий. И пустил Колыван коня своего доброго.

Чрез Непру- реку перескакивал.

Не мочил копыт его добрый конь.

Конкурс № 4—эстафета с кеглей «Перепрыгни реку».

Ведущий. За полями – поля, за холмами – холмы,

Перелески, леса, реки быстрые…

Вот три перепутья,

Три дороги, да три пустынные.

Перед всеми камень повыставлен.

Конкурс №5: «Три дороги»

Капитан Святогор выбирает одно из направлений, написанных на «камне». Дети выполняют задание. Затем капитан Колыван выбирает направление, дети выполняют. Оставшееся задание читает ведущий. Дети выполняют.

1) «Метким быть»— по типу «Передал-садись».

Капитан встает лицом к своей команде на расстоянии 3 м и ловит брошенный игроком мяч, катит его следующему в колонне игроку.

2) «Умным быть» — эстафета «Собери пирамидку».

Прыгая на мяче с ручками, каждый игрок надевает на пирамидку по одному кольцу.

3) «Ловким быть» — соревнования парами.

Бег под музыку вокруг стульчиков (2 шт, между которыми на полу лежит скакалка. По сигналу (окончание музыки, успеть сесть на стул и взять скакалку.

Пока жюри подводит окончательные итоги, ведущий читает детям «Завет богатырю».

Ведущий. Молоды вы еще, несмышлены. А осмыслить вам это надобно.

Ты берись, богатырь, за такие дела, чтобы славные были они, да великие.

Чтобы всем от них было радостно.

Чтоб не ты собой, а люди тобой гордились бы по делам твоим.

Честно – храбро служи земле русской.

Богатырское званье береги-блюди.

Перед ворогом назад шагу не делай.

Будь защитником для вдов, для сирот, малых детушек.

Для всего для народа православного.

Жюри объявляет счет, подводит итоги, проводит награждение.

В дамки!

Чуть ли не единственная игра, из названия которой не изгнали нашу национальную принадлежность. Русские шашки, между прочим, упоминаются не то что в летописях, а даже в богатырских былинах, где Добрыня Никитич «двигает шашки по тавлеям золочёным» и начисто обыгрывает некоего хана Бахтияра. А вот дальше чередуются периоды расцвета и упадка. При Владимире Мономахе всё путём, в шашки увлечённо рубятся почти все слои населения Руси. При Иване Грозном они под церковным запретом — наряду с пьянством и скверно­словием. Патриарх Никон, заядлый игрок, продавливает шашкам амнистию. Пётр Великий велит ставить набор для шашек на каждом балу-ассамблее, считая, что это развивает у русского офицера стратегическое мышление, а у купца — торговую хитрость. А во времена Чехова это уже чуть ли не мужичья, «дворницкая» игра.

Сейчас о массово­сти русских шашек говорить не приходится. Максимум — игра для пенсионеров, наряду с домино.

Битой по чуркам

Статья по теме

«Спортивная элита». В какие игры играли наши правители? Что такое городки для рус­ского национального характера, лучше всего сказалАлександр Суворов: «Игра сия развивает глазомер, быстроту, натиск. Битою мечусь — это глазомер, битою бью — это быстрота, битою выбиваю — это натиск!» Городкам у нас повезло, пожалуй, больше, чем лапте. Если та считается деревенской, то в городки до недавнего времени увлечённо играли даже в таких мегаполисах, как Москва. Они попали и в мультипликацию — помните, как Волк в «Ну, погоди!» падает на городошную площадку, разваливает фигуру «бабушка в окошке» и получает тяжёлой битой в шнопак?

Почему сейчас в городки играют редко — большая загадка. Городошная бита длиннее и тяжелее, чем бейсбольная, она окована железом, и на разборки с ней ходить куда сподручнее. А главное — патриотичнее.

Навозом в репу

Хоккей с мячом — пожалуй, один из немногих видов спорта, где наша страна имеет безусловный приоритет. Клюшка есть не что иное, как немного изменённое слово «клюка». Буквально — палка с загнутым концом. Под названием «клюшкование» эта забава упоминается в русских летописях XI века.

Статья по теме

Русский хоккей: кому побеждать в этом виде спорта, как не России Иностранцы, побывавшие в России в эпохуИвана Грозного, с удивлением писали о том, что «гнутыми палками московиты гоняют по льду замороженные овощи, подобно тому как голландцы забавляются своей игрой кольвен». Простим иностранцам невнимательность. Голландский кольвен всё-таки сродни гольфу, хоть и играют в него и впрямь на льду. К тому же не та у нас страна, чтобы баловаться продуктами, хотя бы и замороженными. Гоняли же клюшками не обычные яблоки, а конские. То есть подмёрзший лошадиный помёт, по форме похожий на мячики. Цель игры была примерно та же, что и сейчас: «взять город», загнать мячик в ворота. Учитывая специфику древнерусского «мячика», проигрыш был позорен вдвойне — выходило, что тебя буквально закидывали навозом. В городе Уппсала год назад был открыт первый в мире «Зал славы шведского бенди» (так часто называют хоккей с мячом). В Москве же или в Новгороде пока никакого зала славы «клюшкования» что-то не видно.

Гвардейский мяч

Статья по теме

Стрельба по голубям и другие виды спорта, исключенные из Олимпиады При раскопках Новгорода Великого в слоях XIV в. были найдены классические деревянные биты для игры в лапту. А в комплекте к ним — кожаные мячи, туго набитые конским волосом.

Ещё сравнительно недавно, в 1959 г., лапта была официально включена в программу Спартакиады народов РСФСР. Лапту любил Пётр I и ввёл её как обязательное «учение ратного строя» для солдат Семёновского и Преображенского полков. Да и этнографы писали о ней следующее: «Русская игра лапта есть особенный род какой-то войны, где проворство, ловкость, быстрота почитаются отличными качествами игрока, или, лучше сказать, бойца». Между прочим, наш со­временник, писатель Виктор Астафьев был твёрдо уверен в том, что лапта способствовала нашей победе в Великой Отечественной: «На войну Колька ушёл и погиб смертью честного бойца, потому что в лапте никогда не хлюздил». То есть не трусил, не жульничал и старался прикрыть своих. Сейчас в лапту профессионально играют более 100 тыс. человек. Как правило, это провинция и малые города России.

Азартные игры на Руси

Кости и зерн — род азартной игры, бывшей в великом употреблении у греков и римлян. К нам принесена она, как весьма вероятно, иностранцами, но когда именно — определить трудно. По времени игра эта сделалась для многих столь разорительною, что царь Алексей Михайлович принужден был строжайше запретить оную, как то видно из Уложенья его гл. 21. ст. 15. Что касается до жмурок, свайки и бабок, то они, по всей вероятности, заимствованы от греков, и первые суть тоже, что у них была игра chytrinda называемая; свайку же и бабки сочинитель книги, dissertations sur les antiquites de Russie, почитает за Греческую имиллу, а последние за их астрагалы.

Карты, изобретенные, по мнению одних, в Италии, а по уверению других — во Франции в XIV столетии по Рождестве Христовом, к нам принесены также иностранцами, приезжавшими как в службу, так и для торговли и других промыслов в последней половине XVI или в начале XVII века. Царь Алексей Михайлович, по силе 15 статьи 21 главы Уложенья, игру в карты запретил. Петр I карточною игрою сам никогда не занимался, и при Дворе его была она весьма мало употребительна. В армии и во флоте, хотя не была совсем запрещена, однако же и не дозволялось проигрывать больше рубля.

Какие увеселения знали на Руси?

Самым благороднейшим увеселением не только простых дворян и бояр, но даже и наших Государей в древности была звериная и птичья охота, и первая особливо, как можно заключать из Духовной великого князя Владимира Мономаха, составля­ла главное или даже единственное упражнение наших князей и бояр, то есть в такое время, когда они были свободны от войны, так, что искуснейший в ней признавался за удальца и приобретал от своих сверст­ников похвалу и отличное уважение. Звериная ловля в то время прино­сила юношеству, готовившемуся к войне и обучавшемуся ратоборным подвигам, великую пользу; так как такого рода звериная ловля, какую описал в Духовной своей Владимир, есть не иное что; как образ войны, заставляющая переносить голод, жажду, зной и холод, подвергающая необходимо многим трудам, а часто и опасностям, не меньшим, как и война.


Светские развлечения. Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Москву»

Также любимую забаву наших предков составляла шахматная игра, о которой того времени иностранцы говорят, что весь народ, или по крайней мере в лучших городах мужчины от самого знатнейшего вельможи до последнего поденщика, от украшенного сединами старца до мальчика, все без исключения, особливо в столице, занимались ею. Даже самые Государи наши в этой игре находили особенное для себя удовольствие, как то можно видеть из истории царя Иоанна Ва­сильевича. Употребление ее у наших предков должно быть весьма древнее, и она по всей вероят­ности заимствована ими от персов или индейцев.

К числу самых, можно сказать, обыкновенных забав в древности, а особливо между простым народом, принадлежали борьба и кулачный бой, из коих последний составлял род забавы во­енной, приучая молодых людей к неустрашимости против неприятелей. О нем в древних летописцах наших упоминается в самом начале XIII века, при случае войны великого князя Киевского Мстислава III. вместе с союзниками его против великого князя Юрия Всево­лодовича. Здесь, когда Мстислав и Владимир князь Псковский поощряли своих новгородцев и смолян к храброму сопротивлению неприятелю, предоста­вляя им на выбор, на конях или пеши хотят они сражаться, то новгородцы отвечали с бодростью: «Мы не хотим на конях, но по примеру предков наших пеши и на кулаках биться, а в древних летописях сказано: на кулачек и пеши. Из этого видно, что кулачный бой употребителен был и в самых сражениях с неприятелями; по времени составил одну только забаву простого народа.


Б. Кустодиев. Кулачный бой на Москва-реке

Современный великому князю Василию Иоанновичу писатель барон Герберштейн эту забаву наших предков описывает следующим образом: в праздничные дни мальчики и взрослые люди собираются в такие места или за город, где их могли бы многие видеть. Свист служит знаком, чтобы бойцы собрались в кучи. Как скоро толпы эти станут одна против другой, то немедленно начинается кулачный бой. В короткое время он делается столь ужасным, что бьющиеся, кроме рук, употребляют ноги и колена, стараясь пора­зить своего противника в брюхо, грудь, лицо и даже самые детородные части. Кто более других простоит на месте побоища, больше сразит противников и сам пе­ренесет большее число ударов, тот заслуживает от всех и большее уважение. Нередко случается, говорит он, что некоторые из таковых бойцов лишаются на месте самой жизни». Эти беспорядки были причиною, что многими указами, как то Ноября 2-го 1684, Марта 19-гo 1686 годов и потом другими кулачные бои запрещены; нередко, однако же, а особливо на сырной неделе и в другие праздничные дни, в малых городах и деревнях бывают оные и ныне.


Всехсвятский каменный мост. Конец 17 века. Фрагмент. Аполлинарий Васнецов

Кроме сих к древним забавам Русских принадлежат известные и ныне: качели, кости или зерн, жмурки, свайка, бабки, карты и премногие другие.

Качели, которые у нас есть разных видов, как то: вислые, горизонтальные и круглые, упо­требительны были в России еще до времен великого князя Владимира I. и назывались колыски, на которых люди забавлялись во дни Святых Апостол Петра и Пала в Св. Иоанна Крестителя. О древности их Георгий в описании Санкт-Петербурга между прочим говорит: все эти роды качелей весьма употребительны также в Персии и других восточных странах, и может быть оттуда употребление их заняли и наши предки.

Ход мероприятия:

Звучит аудиозапись песни С. Намина “Богатырская сила”, в зал заходят дети, маршеруют по залу, перестраиваются в две колонны – команды. Представление команд.

Ведущий: -Здравствуйте, люди добрые!

-Здравствуйте, добры молодцы!

-Здравствуйте, красны девицы!

Приветствую вас на празднике, посвященном Дню защитника Отечества. А праздник наш будет не простой, сегодня мы будем богатырями.

Капитаны команд читают стихи.

Богатырь,он вот каков:

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко- зорко наблюдал!

Русь-матушку защищал.

Силён, как вольный ветер.

Могуч как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман.

Он силой, удалью богат.

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей!

Ведущий: -Правильно сказали ребята, богатыри-защитники нашей Родины- сильные, храбрые. В стародавние времена наша Родина называлась Русь. Сегодня мы покажем силу богатырскую, удаль молодецкую и, конечно, приглашаем наших пап стать участниками нашего праздника.

Итак, мы начинаем наши богатырские состязания.

1 конкурс “Разминка” (для детей).Отгадайте загадки:

1 загадка:

Рубашку такую не вяжут, не шьют,

Её из колечек железных плетут. (кольчуга)

2 загадка:

Железная шапка с острым концом,

А спереди клюв навис над лицом. (шлем)

3 загадка:

Оружие это трудно поднять,

Не просто поднять, а в руке удержать,

Снести им легко было голову с плеч,

Ну что догадались? Конечно же… (меч)

4 загадка:

Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит,

Тяжелый, блестящий, раскрашенный… (щит)

2 конкурс “Богатырская мудрость”. Богатыри русские отличались не только силой великою, но и мудростью. Предлагаю участникам наших команд вспомнить пословицы о силе, взаимовыручке и храбрости воинов. Папы помогают своим детям.

Пословицы:

• Трудно в учении – легко в бою.

• Один в поле не воин.

• Один за всех и все за одного.

• Смелость города берёт.

• За правое дело стой смело.

• Храбрый побеждает – трус погибает.

• Родину предать – воином не стать.

• Кто смел – тот и цел.

• Сам погибай, а товарища выручай.

• С родной земли умри – не сходи.

• Жить – Родине служить.

3 конкурс “Эстафета с флажком” Вот теперь приглашаю команды на эстафету с флажком, участвуют и дети, и взрослые.

Наши воины-богатыри

В беге очень хороши.

Чтобы им врага догнать,

Нужно быстро им бежать.

Каждый участник команды добегает до конуса-ограничителя, обегает его, возвращается, передает флажок следующему участнику.

4 конкурс “Богатырская сила” (для пап)

Богатырская наша сила:

Сила духа и сила воли.

От каждой команды приглашаем самого сильного папу. Папы будут приседать со своими детьми на плечах.

5 конкурс “Метание копья”

Крепкая рука и зоркий глаз-

Копье врага настигнет враз!

У каждого участника-богатыря “копье”(палочка). Метаем “копье” во врага (корзину). В какой команде самые меткие богатыри?

6 конкурс “Стрельба из лука” (для пап)

Все враги нам покорились,

И мы дальше в путь пустились.

Но увы, не тут-то было,

Вихрем все вдруг закружило!

Змей Горыныч трёхголовый

Повстречался на пути,

Тут спасенья не ищи!

Но тут папы не зевали,

Свои “стрелы” доставали!

На ширме висят воздушные шарики – головы Змея Горыныча, в которые надо попасть дротиком. От каждой команды приглашаются 3 папы.

Метко били все по цели

И змеюку одолели!

Он в овраг большой свалился,

Тут же наземь повалился,

Там издал последний вздох,

Да и сразу же издох.

7 конкурс “Веселая цепочка”

Змей Горыныч побежден,

Богатырь скорей домой!

Там босые ребятишки

Уж за ним бегут гурьбой!

От каждой команды приглашается папа (или по желанию все папы). Папа оббегает конус, добегает до своей команды, берет за руку следующего участника, оббегает конус вместе с ним и так далее, образуя цепочку.

Ведущий: Молодцы, все постарались

И довольными остались.

Все награды получите,

Подарки папам всем вручите.

А нам, ребята, стоит помнить заслуги богатырей былинных перед своей Родиной. И сами мы должны беречь своих родных и близких, не обижать девочек.

Воином быть совсем не просто,

И я, друзья, скажу вам так,

Что быть отважным, сильным, ловким,

Поверьте, это не пустяк!

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Всех с праздником!

Звучит аудиозапись “Богатырская Сила”. Все приглашаются на общее фото.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий