Кубарь
Русские народные игры и забавы сложно представить без этого развлечения. Оно появилось в десятом веке и практически никак не изменилось за прошедшие столетия. Кубарь вытесывали топором и ножом из древесного цилиндра путем стесывания нижнего основания до формы конуса.
Обязательный элемент игры – веревочка на коротенькой палке (кнут). С ее помощью «деревяшку» раскручивали до быстрого вращения. Для запуска кубаря использовали разные методики. Иногда его раскручивали в ладошках, но чаще всего останавливались на веревочке. |
С помощью кнутика кубарю задавали вращательное движение, которое поддерживали хлыстом. При этом деревяшка не падала, а скакала, еще больше ускоряя темп.
Бабки
Игра получила распространение еще в шестом веке. Пользовалась большой популярностью. Для забавы требовались «бабки» – это предварительно обработанные кости суставов овец или свиней. Чаще всего славяне предпочитали использовать коровьи «фишки», поскольку они отличались большим размером и в них было легче попасть с любой дистанции.
Каждый игрок имел собственную биту и от трёх до десяти бабок. Для биты брали самую большую и увесистую кость, внутреннюю полость которой заливали свинцом. Разновидностей забавы было множество. Давайте рассмотрим одну из форм игры.
На ровной поверхности выставляют по гнезду на битку. Затем определяют примерную дистанцию – коны. Кому достанется право первого удара решает жребий. Игроки становятся на черте и по старшинству бьют. Если бабки, стоящие на кону, упадут, их забирают себе.
В игре принимало участие от двух до десяти детей
Забава помогала развивать скорость, силу и внимание
Ход ЗАНЯТИЙ
Дети входят в зал, перед детьми выставка любимых игрушек.
Василиса: «Здравствуйте, ребятишки,
Девчонки и мальчишки,
Все, кто вёл себя прилично,
Приглашаю всех Вас к нам.
(Перед детьми выставка любимых игрушек)
Посмотрите, как много красивых игрушек,
Которые Вы принесли.
Хотите рассказать, откуда появилась Ваша любимая игрушка,
Почему нравится с ней играть?
(Рассказы детей о любимой игрушке)
У вас современные интересные игрушки,
А как Вы думаете раньше были такие же игрушки?
(Ответы детей)
Во что играли наши прабабушки, прадедушки,
Какие у них были игры?
Хотите узнать?
Тогда отправимся в путешествие «Назад в прошлое».
Повторяйте за мной слова и движения.
(Ножки топ-топ-топ, ручки хлоп-хлоп-хлоп. Ёжики-ёжики, встань, повернись и в прошлом очутись)».
Бабушка Маланья: «Я Вам расскажу интересную историю,
Во что играли дети давным-давно,
Когда в магазинах игрушки не продавались».
(Дети сидят на стульчиках)
Сказка
Бабушка Маланья: «Жили-были Ванечка и Манечка.
(Ваня ведёт за руку Манечку в домик и сажает на стульчик)
Жили они с маменькой и папенькой.
Каждый день папа и мама уходили в поле.
А Ванечка и Манечка оставались одни дома.
Ваня был старше и присматривал за сестрой.
(Манечка начинает плакать)
Нечем развлечь Ване Манечку
(Ваня: «Не волнуйся Манечка, я что-нибудь придумаю. И тебе не будет грустно».)
Ходил Ваня по избе, ходил.
Вот, что он придумал – у мамы были клубочки
с нитками,
И решил он смастерить куколку для Манечка.
(Ваня делает куколку из ниток)
И получилась у него очень забавная кукла
(Ваня: «Вот тебе кукла, Машенька, играй.») –
Вот так появилась первая кукла.
А когда отец с матерью ездили на ярмарку,
То привезли Ване деревянного коня.
Спасибо Ванечке и Манечке,
Идите к ребяткам, вместе поиграем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
У Маланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке
Десять сыновей,
Все без бровей,
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой.
Ничего не ели,
На неё глядели.
И всё делали вот так (любое движение).
Бабушка Маланья: «Молодцы, ребятки, садитесь,
Давайте посмотрим, каким ещё были игрушки давным-давно.
(Презентация)
Василиса: «Да, я смотрю весело тут у Вас.
А давайте вспомним игру, в которую вы играли, когда были ма-ленькими, «Зайка беленький сидит».
(Игра «Зайка беленький сидит»)
Василиса: «Есть ещё хорошая игра, интересная она.
Но сначала надо всем выучить слова.
Повторяйте все со мной: «Жмурка, жмурка, что ты пил?
Я сегодня выпил квас.
Но тогда лови всех нас.»»
(Игра «Жмурки»)
Бабка Маланья: «Есть ещё одна игра.
Развесёлая она – это игра «Ручеёк»»
(Игра «Ручеёк»)
Василиса: «Молодцы, ребята, хорошо играли.
Игры Вы не забывайте, на прогулке в них играйте.
Ну а теперь будем возвращаться из прошлого в детский сад.
Встали покрутились и обратно возвратились.»
Бабушка Маланья: «Сегодня много узнали об игрушках,
В которые играли наши бабушки и дедушки.
Давайте повторим,
В какие игрушки и игры играли наши бабушки
и дедушки?»
Слон
Традиционные игры помогают проверить силу и выносливость участников. Суть забавы под названием «слон» заключается в том, что игроки делятся на две команды. Одна из них становится мощным животным, вторая теми, кто будет на него взбираться.
Участники первой команды подходят к стене и слегка нагибаются, упираясь в нее руками. Следующий игрок становится сзади и обхватывает его за талию, наклонив голову. Остальные члены команды делают то же самое. Получается своеобразный слон.
Противники по очереди разбегаются и стараются запрыгнуть на животное таким образом, чтобы на «спине» уместились все члены команды. Чтобы победить соперники в полном составе должны удержаться на слоне на протяжении десяти секунд.
Катание по шестам
Зимняя забава, которая ранее пользовалась популярностью в российских губерниях. На склоне горы под уклоном на расстоянии одного метра кладут парочку ровных жердей длиной от пятнадцати до двадцати метров. В результате получаются оригинальные рельсы, по которым можно кататься.
Шесты несколько раз поливают водой, чтобы они промерзли и стали скользкими. Чтобы протестировать подобное сооружение требовалось подобрать напарника, подходящего по росту и весу.
Они размещаются на шестах лицом друг к другу, придерживаясь за талию или плечи
Чтобы от души покататься, важно уметь держать равновесие и проявить ловкость
Веревочка
Старинное развлечение, которое проводили на свадебных торжествах, посиделках или девичнике. Также игру порой затевали на процедуре сватовства. В горницу заносят веревочку, концы завязывают узелком. Участники хватают ее обеими руками, формируя круг.
В середину получившейся фигуры становится сват или сваха. Обходя всех присутствующих, игрок должен каждому что-то сказать, спеть, чтобы поделиться знаниями о характере будущих родственников. На слова, причем порой обидные, нужно отвечать улыбкой и похвалой. |
Круговой (эту роль выполняет сват) стоит посредине участников и если заметит, что кто-то отвлекся или не слушает повествования, то тотчас бьет его по рукам.
Краски
Подвижное и веселое развлечение. Выбирают двух игроков. Одному достается роль «монаха», второму – продавца. Участники выстраиваются в шеренгу, а торговец шепотом называет им любой цвет. Затем происходит такой парадоксальный диалог:
Монах посещает магазин, где продают краски и говорит продавцу:
— Я монах в синих штанах, пришел за краской. — За какой?
«Покупатель» называет цвета (например, оранжевый). В случае, если подобный оттенок отсутствует, продавец отвечает:
— Нет такой! Скачи по красной дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси!
При этом, монаху дается поручение: пройтись уточкой или поскакать на одной ноге. Если, нужный цвет есть, то продавец отвечает:
— Есть такая! — Сколько стоит? — Десять рублей
Монах хлопает торговца по ладошке десять раз. После того как прозвучит последний хлопок, «краска» встает и бежит. Если монах сможет его поймать, то сам превращается в краску. |
Забава «Вишенка»
Игра пользовалась популярностью у парней и девушек на выданье. Они встают плечом к плечу в два ряда, размещаясь от соседа на расстоянии вытянутой руки. Игроки вытягивают вперед ладонь на уровне чуть выше пояса. Чтобы добиться лучшего соединения, руки сцепляют в замок. Получается своеобразный коридор.
Доброволец он же вишенка, разбегается и прыгает на руки в начало оригинального «построения». Главная задача игроков, донести «ягодку» до конца «туннеля». При этом вишенка вытягивает вперед руки, ноги держит вместе. |
Люди, сформировавшие «мост», слегка приседают и с задорным криком «Ээээ-х» подбрасывают добровольца вверх и «несут» по коридору. Главная задача вишенки, побольше разбежаться и подальше полететь. Остальное сделают товарищи, они добросят игрока до барышни, которую нужно поцеловать.
Виды игр
Старинные игры принято делить на три большие группы: дидактические (настольные), подвижные (в том числе хороводные) и театрализованные (ролевые, обычно по мотивам народных сказок). Эту классификацию можно расширить важными параметрами, выделив, например:
- игры с участием взрослого или без него;
- игры для разного количества игроков (к примеру, для пары или для 3–4 ребят);
- игры с определённым реквизитом, например, марблс;
- игры разных народов.
Приняв во внимание все эти характеристики, составим подборку самых интересных старинных игр
Старинные игры являются важной частью культурного наследия, поэтому знакомство с ними имеет ключевое значение для изучения истории страны и мира
Лапта
Старинная командная потеха, в которой применяли биту и мяч. Игру проводили на открытом пространстве, которое делили на две условные области «город» и «кон». Каждая команда занимала свой участок.
Суть развлечения заключалась в том, что игрок одной из команд должен лопатообразной битой ударить по мячу в сторону, принадлежащую соперникам. Главная задача – запустить его как можно дальше. За это время необходимо наведаться в «стан врага» и вернуться «домой»
Важно, чтобы игрока не осалили мячом, который поймали противники
Удачная вылазка приносила команде очко, у кого их наберется больше, тот и побеждает. Игра сплачивала людей, вырабатывала внимательность и ловкость. |
Старинные ролевые игры
Для ролевых игр в качестве реквизита можно использовать отдельные элементы одежды, например, кепка для «Деда» или передник для «Бабки».
«Репка» (русская)
- Возраст игроков: от 4 лет и старше.
- Количество участников: 6 игрока.
- Участие взрослого: не требуется.
Условия:
- Участники обхватывают друг друга за пояс. «Бабка» стоит первой, и она хватается за столб.
- «Дед» тянет последнего участника, «мышку», стараясь за минуту оторвать её от других. Так продолжается до тех пор, пока «дед» не «оторвёт» всех участников друг от друга или «бабку» от дерева. В этом случае участник-дед победил.
«Гуси-лебеди» (русская)
- Возраст игроков: от 3 лет и старше.
- Количество участников: более 6 человек.
- Участие взрослого: по желанию.
Условия:
- Определяют 2 «волков» и «вожака» «гусей».
- «Вожак» занимает одну сторону игровой площадки, «гуси» – противоположную. «Волки» прячутся.
- «Вожак» медленно прогуливается, когда видит волка, начинает хлопать руками-«крыльями» и разыгрывает с «гусями» такой диалог: — Гуси-лебеди, домой! — Зачем? — Бегите, летите домой — серые волки за горой. — А что им нужно? — Гусей щипать.
- «Гуси» бросаются врассыпную по площадке, стремясь добежать до «вожака».
- «Гусь» выбывает, если его поймал «волк». Если «гусь» добежал до «вожака», он в безопасности. Игра идёт до тех пор, пока «волк» не переловит всех «гусей», или пока птицы не спрячутся за «вожаком».
Для малышей роли вожака и волка в игре «Гуси-лебеди» могут исполнять взрослые
«Пузырь» (русская)
- Возраст игроков: от 2 до 6 лет.
- Количество участников: более 6 человек.
- Участие взрослого: взрослый выполняет функцию водящего.
Условия:
- Дети и взрослый берутся за руки, становятся в хоровод.
- Проговаривают слова: «Раздувайся пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся!» И одновременно расходятся в стороны, не размыкая рук.
- Водящий говорит: «Лопнул пузырь», и дети присаживаются (или сходятся у центра со звуком «ш-ш-ш»).
Игры способствуют всестороннему развитию личности ребёнка: умственному, физическому, эмоциональному. Старинные народные игры обладают мощным потенциалом для реализации дидактических и воспитательных целей. К тому же тематика и материал большинства из них не теряет своей актуальности и для современных ребят.