Старинные русские народные игры

Кубарь

Русские народные игры и забавы сложно представить без этого развлечения. Оно появилось в десятом веке и практически никак не изменилось за прошедшие столетия. Кубарь вытесывали топором и ножом из древесного цилиндра путем стесывания нижнего основания до формы конуса.

Обязательный элемент игры – веревочка на коротенькой палке (кнут). С ее помощью «деревяшку» раскручивали до быстрого вращения. Для запуска кубаря использовали разные методики. Иногда его раскручивали в ладошках, но чаще всего останавливались на веревочке.

С помощью кнутика кубарю задавали вращательное движение, которое поддерживали хлыстом. При этом деревяшка не падала, а скакала, еще больше ускоряя темп.

Бабки

Игра получила распространение еще в шестом веке. Пользовалась большой популярностью. Для забавы требовались «бабки» – это предварительно обработанные кости суставов овец или свиней. Чаще всего славяне предпочитали использовать коровьи «фишки», поскольку они отличались большим размером и в них было легче попасть с любой дистанции.

Каждый игрок имел собственную биту и от трёх до десяти бабок. Для биты брали самую большую и увесистую кость, внутреннюю полость которой заливали свинцом. Разновидностей забавы было множество. Давайте рассмотрим одну из форм игры.

На ровной поверхности выставляют по гнезду на битку. Затем определяют примерную дистанцию – коны. Кому достанется право первого удара решает жребий. Игроки становятся на черте и по старшинству бьют. Если бабки, стоящие на кону, упадут, их забирают себе.

В игре принимало участие от двух до десяти детей

Забава помогала развивать скорость, силу и внимание

Ход ЗАНЯТИЙ

Дети входят в зал, перед детьми выставка любимых игрушек.

Василиса: «Здравствуйте, ребятишки,

Девчонки и мальчишки,

Все, кто вёл себя прилично,

Приглашаю всех Вас к нам.

(Перед детьми выставка любимых игрушек)

Посмотрите, как много красивых игрушек,

Которые Вы принесли.

Хотите рассказать, откуда появилась Ваша любимая игрушка,

Почему нравится с ней играть?

(Рассказы детей о любимой игрушке)

У вас современные интересные игрушки,

А как Вы думаете раньше были такие же игрушки?

(Ответы детей)

Во что играли наши прабабушки, прадедушки,

Какие у них были игры?

Хотите узнать?

Тогда отправимся в путешествие «Назад в прошлое».

Повторяйте за мной слова и движения.

(Ножки топ-топ-топ, ручки хлоп-хлоп-хлоп. Ёжики-ёжики, встань, повернись и в прошлом очутись)».

Бабушка Маланья: «Я Вам расскажу интересную историю,

Во что играли дети давным-давно,

Когда в магазинах игрушки не продавались».

(Дети сидят на стульчиках)

Сказка

Бабушка Маланья: «Жили-были Ванечка и Манечка.

(Ваня ведёт за руку Манечку в домик и сажает на стульчик)

Жили они с маменькой и папенькой.

Каждый день папа и мама уходили в поле.

А Ванечка и Манечка оставались одни дома.

Ваня был старше и присматривал за сестрой.

(Манечка начинает плакать)

Нечем развлечь Ване Манечку

(Ваня: «Не волнуйся Манечка, я что-нибудь придумаю. И тебе не будет грустно».)

Ходил Ваня по избе, ходил.

Вот, что он придумал – у мамы были клубочки

с нитками,

И решил он смастерить куколку для Манечка.

(Ваня делает куколку из ниток)

И получилась у него очень забавная кукла

(Ваня: «Вот тебе кукла, Машенька, играй.») –

Вот так появилась первая кукла.

А когда отец с матерью ездили на ярмарку,

То привезли Ване деревянного коня.

Спасибо Ванечке и Манечке,

Идите к ребяткам, вместе поиграем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке

Десять сыновей,

Все без бровей,

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой.

Ничего не ели,

На неё глядели.

И всё делали вот так (любое движение).

Бабушка Маланья: «Молодцы, ребятки, садитесь,

Давайте посмотрим, каким ещё были игрушки давным-давно.

(Презентация)

Василиса: «Да, я смотрю весело тут у Вас.

А давайте вспомним игру, в которую вы играли, когда были ма-ленькими, «Зайка беленький сидит».

(Игра «Зайка беленький сидит»)

Василиса: «Есть ещё хорошая игра, интересная она.

Но сначала надо всем выучить слова.

Повторяйте все со мной: «Жмурка, жмурка, что ты пил?

Я сегодня выпил квас.

Но тогда лови всех нас.»»

(Игра «Жмурки»)

Бабка Маланья: «Есть ещё одна игра.

Развесёлая она – это игра «Ручеёк»»

(Игра «Ручеёк»)

Василиса: «Молодцы, ребята, хорошо играли.

Игры Вы не забывайте, на прогулке в них играйте.

Ну а теперь будем возвращаться из прошлого в детский сад.

Встали покрутились и обратно возвратились.»

Бабушка Маланья: «Сегодня много узнали об игрушках,

В которые играли наши бабушки и дедушки.

Давайте повторим,

В какие игрушки и игры играли наши бабушки

и дедушки?»

Слон

Традиционные игры помогают проверить силу и выносливость участников. Суть забавы под названием «слон» заключается в том, что игроки делятся на две команды. Одна из них становится мощным животным, вторая теми, кто будет на него взбираться.

Участники первой команды подходят к стене и слегка нагибаются, упираясь в нее руками. Следующий игрок становится сзади и обхватывает его за талию, наклонив голову. Остальные члены команды делают то же самое. Получается своеобразный слон.

Противники по очереди разбегаются и стараются запрыгнуть на животное таким образом, чтобы на «спине» уместились все члены команды. Чтобы победить соперники в полном составе должны удержаться на слоне на протяжении десяти секунд.

Катание по шестам

Зимняя забава, которая ранее пользовалась популярностью в российских губерниях. На склоне горы под уклоном на расстоянии одного метра кладут парочку ровных жердей длиной от пятнадцати до двадцати метров. В результате получаются оригинальные рельсы, по которым можно кататься.

Шесты несколько раз поливают водой, чтобы они промерзли и стали скользкими. Чтобы протестировать подобное сооружение требовалось подобрать напарника, подходящего по росту и весу.

Они размещаются на шестах лицом друг к другу, придерживаясь за талию или плечи

Чтобы от души покататься, важно уметь держать равновесие и проявить ловкость

Веревочка

Старинное развлечение, которое проводили на свадебных торжествах, посиделках или девичнике. Также игру порой затевали на процедуре сватовства. В горницу заносят веревочку, концы завязывают узелком. Участники хватают ее обеими руками, формируя круг.

В середину получившейся фигуры становится сват или сваха. Обходя всех присутствующих, игрок должен каждому что-то сказать, спеть, чтобы поделиться знаниями о характере будущих родственников. На слова, причем порой обидные, нужно отвечать улыбкой и похвалой.

Круговой (эту роль выполняет сват) стоит посредине участников и если заметит, что кто-то отвлекся или не слушает повествования, то тотчас бьет его по рукам.

Краски

Подвижное и веселое развлечение. Выбирают двух игроков. Одному достается роль «монаха», второму – продавца. Участники выстраиваются в шеренгу, а торговец шепотом называет им любой цвет. Затем происходит такой парадоксальный диалог:

Монах посещает магазин, где продают краски и говорит продавцу:

— Я монах в синих штанах, пришел за краской. — За какой?

«Покупатель» называет цвета (например, оранжевый). В случае, если подобный оттенок отсутствует, продавец отвечает:

— Нет такой! Скачи по красной дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси!

При этом, монаху дается поручение: пройтись уточкой или поскакать на одной ноге. Если, нужный цвет есть, то продавец отвечает:

— Есть такая! — Сколько стоит? — Десять рублей

Монах хлопает торговца по ладошке десять раз. После того как прозвучит последний хлопок, «краска» встает и бежит. Если монах сможет его поймать, то сам превращается в краску.

Забава «Вишенка»

Игра пользовалась популярностью у парней и девушек на выданье. Они встают плечом к плечу в два ряда, размещаясь от соседа на расстоянии вытянутой руки. Игроки вытягивают вперед ладонь на уровне чуть выше пояса. Чтобы добиться лучшего соединения, руки сцепляют в замок. Получается своеобразный коридор.

Доброволец он же вишенка, разбегается и прыгает на руки в начало оригинального «построения». Главная задача игроков, донести «ягодку» до конца «туннеля». При этом вишенка вытягивает вперед руки, ноги держит вместе.

Люди, сформировавшие «мост», слегка приседают и с задорным криком «Ээээ-х» подбрасывают добровольца вверх и «несут» по коридору. Главная задача вишенки, побольше разбежаться и подальше полететь. Остальное сделают товарищи, они добросят игрока до барышни, которую нужно поцеловать.

Виды игр

Старинные игры принято делить на три большие группы: дидактические (настольные), подвижные (в том числе хороводные) и театрализованные (ролевые, обычно по мотивам народных сказок). Эту классификацию можно расширить важными параметрами, выделив, например:

  • игры с участием взрослого или без него;
  • игры для разного количества игроков (к примеру, для пары или для 3–4 ребят);
  • игры с определённым реквизитом, например, марблс;
  • игры разных народов.

Приняв во внимание все эти характеристики, составим подборку самых интересных старинных игр

Старинные игры являются важной частью культурного наследия, поэтому знакомство с ними имеет ключевое значение для изучения истории страны и мира

Лапта

Старинная командная потеха, в которой применяли биту и мяч. Игру проводили на открытом пространстве, которое делили на две условные области «город» и «кон». Каждая команда занимала свой участок.

Суть развлечения заключалась в том, что игрок одной из команд должен лопатообразной битой ударить по мячу в сторону, принадлежащую соперникам. Главная задача – запустить его как можно дальше. За это время необходимо наведаться в «стан врага» и вернуться «домой»

Важно, чтобы игрока не осалили мячом, который поймали противники

Удачная вылазка приносила команде очко, у кого их наберется больше, тот и побеждает. Игра сплачивала людей, вырабатывала внимательность и ловкость.

Старинные ролевые игры

Для ролевых игр в качестве реквизита можно использовать отдельные элементы одежды, например, кепка для «Деда» или передник для «Бабки».

«Репка» (русская)

  • Возраст игроков: от 4 лет и старше.
  • Количество участников: 6 игрока.
  • Участие взрослого: не требуется.

Условия:

  1. Участники обхватывают друг друга за пояс. «Бабка» стоит первой, и она хватается за столб.
  2. «Дед» тянет последнего участника, «мышку», стараясь за минуту оторвать её от других. Так продолжается до тех пор, пока «дед» не «оторвёт» всех участников друг от друга или «бабку» от дерева. В этом случае участник-дед победил.

«Гуси-лебеди» (русская)

  • Возраст игроков: от 3 лет и старше.
  • Количество участников: более 6 человек.
  • Участие взрослого: по желанию.

Условия:

  1. Определяют 2 «волков» и «вожака» «гусей».
  2. «Вожак» занимает одну сторону игровой площадки, «гуси» – противоположную. «Волки» прячутся.
  3. «Вожак» медленно прогуливается, когда видит волка, начинает хлопать руками-«крыльями» и разыгрывает с «гусями» такой диалог: — Гуси-лебеди, домой! — Зачем? — Бегите, летите домой — серые волки за горой. — А что им нужно? — Гусей щипать.
  4. «Гуси» бросаются врассыпную по площадке, стремясь добежать до «вожака».
  5. «Гусь» выбывает, если его поймал «волк». Если «гусь» добежал до «вожака», он в безопасности. Игра идёт до тех пор, пока «волк» не переловит всех «гусей», или пока птицы не спрячутся за «вожаком».

Для малышей роли вожака и волка в игре «Гуси-лебеди» могут исполнять взрослые

«Пузырь» (русская)

  • Возраст игроков: от 2 до 6 лет.
  • Количество участников: более 6 человек.
  • Участие взрослого: взрослый выполняет функцию водящего.

Условия:

  1. Дети и взрослый берутся за руки, становятся в хоровод.
  2. Проговаривают слова: «Раздувайся пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся!» И одновременно расходятся в стороны, не размыкая рук.
  3. Водящий говорит: «Лопнул пузырь», и дети присаживаются (или сходятся у центра со звуком «ш-ш-ш»).

Игры способствуют всестороннему развитию личности ребёнка: умственному, физическому, эмоциональному. Старинные народные игры обладают мощным потенциалом для реализации дидактических и воспитательных целей. К тому же тематика и материал большинства из них не теряет своей актуальности и для современных ребят.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий