Как написать киносценарий?

От классики к современности

Повествование и его теорию изучает отдельная дисциплина, нарратология. Эта дисциплина становится ценным источником сведений о мышлении — об особенностях восприятия в разных культурах и о когнитивных процессах как таковых.

Вот нарратологические понятия, которые вам наверняка встречались и могут пригодиться при написании своего сценария.

Чеховское ружьё

Знаменитый драматургический принцип, который гласит, что всякий обозначенный в повествовании элемент обязательно должен сработать по ходу действия. Современное искусство склонно нарушать это правило, иногда намеренно развешивая «чеховские ружья» по стенам — для жизнеподобия или иронии.

Приостановка неверия

Все мы в определённой степени прощаем любимым авторам художественные допущения. Не говоря уже о театральном искусстве, которое особенно легко «разоблачить»: смотрите, у актёра на костюме молнии, чего во времена действия пьесы быть не могло, да и приме вовсе не шестнадцать, как её героине! Однако нас останавливает намеренная вера в предлагаемую ситуацию, позволяющая наслаждаться постановкой.

Флешбэк

Аналог ретроспективы в литературном творчестве, ситуация в фильмах и видеоиграх, при которой зритель наблюдает события прошлого. Если в эпоху классицизма считалось, что постановке требуется «единство времени, места и действия», то сегодняшнее искусство располагает к экспериментам. Флешфорвард — приём, посредством которого зрителю дают возможность заглянуть в будущее.

Клиффхэнгер

Иногда повествование обрывается в самый ответственный момент. Например, когда герой готов увидеть последствия своих поступков, либо когда решается его судьба или открываются некие новые обстоятельства, требующие действий. Жестоко по отношению к зрителям и читателям? Возможно, однако этот приём отлично работает на удержание внимания, когда планируется продолжение.

Приквел, сиквел и спин-офф

Не просто слова из лексикона фаната сериалов. Эти приёмы помогут наладить отношения между несколькими ветками повествования, разнесёнными во времени.

Тематическая концертная программа

Не ошибемся, если скажем, что тематическая концертная программа самая распространенный вид концертной деятельности.

В такую программу можно заложить сюжет, но и без него она должна выглядеть целостно. Номера тематической программы объединяет выбранная тема, например, победа, любовь к Отечеству, местная традиция, знатная персона. Обычно тематическую программу используют, когда проводят государственный праздник, например, «День России» или «День Победы». Этот вид вполне подойдет, когда присутствует на концерте один сценический жанр искусства: «День русской частушки», «Праздник танца» и подобные праздники.

Тематическая концертная программа требует раскрытия заданной темы, четко придерживаться сверхзадачи.

В реализация идеи тематической программы требуется работа с вспомогательным материалом, разного рода информацией.

Тематический концерт, как и другие строится динамическим методом, включает завязку, развитие и финал. Каждый номер концерта должен соответствовать выбранной теме.

Костюмы

Декорации

Пройдет киновечеринка в помпезном зале, дома, на природе – неважно, детали оформления мало отличаются своей сутью. Правило то же, что при построении сценария: улавливаем главное, упрощаем до приемлемой формы (не тащить же НЛО или Титаник в кафе?!), воплощаем идею

Например, вечеринка в стиле советского кино – обыскиваем «бабушкины» кладовки на предмет «сокровищ» времен СССР плюс киношные атрибуты.

Пираты, Аватар, Гэтсби или Форсаж? Комедия или ужасы? Кинофестиваль? Выделите самую суть! В этом вам поможет палочка-выручалочка всех организаторов, по запросу в поиске «ассоциации к слову ххх». И просмотр тематических фильмов, конечно.

Как и сценарий, оформление зала тоже строится шаблонно:

по возможности избавьтесь от лишнего, скройте ненужные детали большими декорациями;

сделайте гирлянды – вертикальные и горизонтальные, в стиле кино, жанра или направления. Для вечеринки это самый праздничный декор, поэтому в нем должны быть отражены самые яркие ассоциации, первые в списке;

продумайте оформление цветом и светом. Этот прием позволяет добавить антуража. Например, ретро-подсвечники и абажуры для советских фильмов, пиратов и т.п. Неон, полутьма ночного города для супергероев. Яркие электрические гирлянды для Гэтсби, кинофестиваля. Таинственный полумрак и зловещие тени для ужасов.

так как это вечеринка в стиле кино, непременно используйте для украшения дома/зала постеры, афиши, фото актеров и киногероев, сцены из фильмов. Оформление соответственно теме: порванные края и потертая выцветшая бумага – ужасы, хаотично висящие яркие картинки – комедии, лаконичные «золотые» рамы – Гэтсби и прочий высший свет.

уделите внимание мелочам. Тематические композиции и незаметные на первый взгляд детали играют важную роль, подобно усиливающим образ аксессуарам

Цветы, шарики, «случайно» оставленные на столе или у входа предметы, вешалки, коврик у двери, горшки на подоконниках – оцените, насколько мелочи вписываются в тему;

если киновечеринка пройдет дома или в зале нет сцены, организуйте ее сами. Зону сцены можно выделить ростовыми фигурами, аркой из шаров, гирляндами и т.п. Направьте на сцену свет и кинокамеры (картонные?). Костюмерная тоже пригодится – ширма, трюмо и ворох аксессуаров для перевоплощения перед конкурсами (и для забывших о дресс-коде);

фотозона или баннер поднимут уровень вечеринки на новую высоту! Например, для кинофестиваля подойдет баннер с названиями фильмов или «рекламой». Для определенного жанра/кино – тантамареска с героями, значимая сцена, украшенный кадрами фон.

Театрализованная концертная программа

Основное требование при создании театрализованной концертной программы наличие действующих лиц, персонажей и крепкого сюжета. Кстати, мюзикл, который преподносят как отдельный жанр сценического искусства, не что иное, как театрализованная концертная программа с наличием крепкого сюжета.

Таким образом, театрализованная концертная программа требует от режиссера и сценариста построение сюжета на основе драматургического материала: сценки, миниатюры, интермедии, диалоги… То есть сами номера должны жить в контексте с сюжетом, нести определенную мысль, направленную на достижении общей сверхзадачи, а театрализованные сценки так же являются концертными номерами. Именно этими критериями и отличается театрализованная программа от концерта обозрения, где сценки носят вспомогательный характер.

Театрализованная программа, как и спектакль имеет конфликт, развитие сюжета и развязку. Для воплощения замысла должно быть наличие сквозного действия, которое в итоге должно привести к разрешению конфликта между персонажами. Такая программа строится на поворотах в сюжете, на изменении предполагаемых обстоятельств.

Чаще всего театрализованную концертную программу готовят для постановки таких праздников, как День Победы, на Новый год, для детей и молодёжи. Не редко используются такой режиссерский ход, когда в сценическое действие вовлечен зритель.

Меню, сервировка

кинофестиваль – фуршет, шампанское и морепродукты, порционные блюда, изысканные угощения, звезды-хлопушки и Оскары-бобины;

ужасы – пальцы, глаза, пауки и прочие съедобные и картонные ужастики;

комедии – те же пальцы и глаза, но «случайно попался в салате», яркие кексы и россыпь конфет, все почти детское-мультяшное, забавные названия, соленый шоколад и прочие неожиданности (в меру);

супергерои, фантастика – необычные блюда (за счет оформления), странные названия, многослойные напитки и десерты.

Это просто для обозначения «фарватера». Основная идея в том, чтобы сервировка и меню тоже вписались в выбранную тему. Используйте цветную обсыпку, мастику, растопленный шоколад и фигурную нарезку овощей/фруктов. Подберите посуду: ну не может Гэтсби пить из бумажного стаканчика. Переклейте этикетки: пусть коньяк станет пиратским ромом, томатный сок – кровью девственницы. Фантазируйте!

Не нужно ломать голову над каждым бутербродом. Пусть некоторые блюда будут в «теме», а остальные – просто не слишком выпадать из нее. А для целостности картины распечатайте украшения для шпажек и натыкайте тут и там. Для тематической вечеринки в стиле кино важнее сценарий, а на оформлении стола и составлении меню можно сэкономить немного драгоценного времени.

Сборная концертная программа

Вид сборной концертной программы носит направление в форме досуга, подразумевает проведение концерта, где не требуется конкретика в теме. Такую программу еще называют «солянкой», то есть – простой культурный продукт. Это не означает, что вам достаточно набросать туда концертных номеров в разных жанрах и подать их людям.

Сборная концертная программа имеет четкую последовательность номеров. Номера программы нужно расставлять по нарастанию. Не нужно при этом показывать более слабые номера вначале, а сильные в финале. В каждом отрезке концерта должна быть динамика.

Вообще любая концертная программа строится по треугольнику есть — начало — кульминация — финал.

То есть выигрышные номера должны быть и вначале и в середине, и в финальной части концерта.

Многое зависит от ведущих концерта или конферансье, они — главные действующие лица сборной программы.

Именно конферансье или ведущие придают программе нужную стройность. Для них то и нужно заложить в сценарий словесные подводки, репризы, монологи, чтобы через них проходила ясная мысль.

Словесное действие ведущих сборной концертной программы зависит от идеи организатора. Если это простой эстрадный концерт, значит упор нужно делать на представление исполнителей: музыкантов, солистов, танцоров и прочих участников концерта. Нужно интересно их представить, их заслуги, жанр искусства, который они представляют. Если у вас обычные плановый концерт, учитывайте злободневные и местные темы в диалогах ведущих

Сборная концертная программа обычно, это эстрадный концерт, где важно показать больше жанров, учесть вкусы аудитории, особенно, если она целевая

Итак, секрет первый: узнайте, чего хотят дети

Приходилось ли вам слышать сетования
учителей, что современные дети стали апатичными и безынициативными? Что их
невозможно оторвать от компьютеров и гаджетов? Что подростки часами просиживают
перед экранами мониторов или телевизоров? Такие учителя жалуются, что все их
попытки провести классный час или тематический вечер заканчиваются неудачей.
Даже если школьники остаются после уроков, они с трудом высиживают положенное
время и не проявляют интереса к тому, о чем рассказывает классный руководитель
или другой педагог.

Почему это происходит? Да потому, что дети
не принимали участия на самом начальном этапе подготовки мероприятия – тогда,
когда выбиралась тема, содержание и форма его проведения. Ученые-педагоги
настаивают на том, что в процессе целеполагания обязательно должны быть
задействованы школьники. Это значит, что учителям и классным руководителям
следует чутко прислушиваться к тому, что
интересует их подопечных. Можно провести анкетирование или устную беседу, в
процессе которой обсудить план работы на год или четверть. Тогда легче будет
увлечь, зажечь детей. Они почувствуют свою значимость и сами предложат сотни
тем для школьных мероприятий.

Далее дело пойдет быстрее: после
определения конкретной темы будет проще представить конечный результат и
осознать, как его реализовать на практике.

Универсальные сценарии событий для примера

Рассмотрим сценарий на примере детского праздника

Перед началом ведущий может немного расслабить детей и прочитать им смешные стихотворения. Показать, как украшено помещение.

Далее детям предлагается пройти в красиво украшенный зал. Это уже займет половину сценария.

Кульминация не должна растягиваться на длительное время. Ставится задача, как она достигла своего кульминационного момента, она должна закончиться и перейти в следующий этап.

Концовка обычно растягивается на пару минут не более. Например, заключительная песня с поклоном.

Из чего состоит детский сценарий:

  • Определитесь с темой.
  • Продумайте сюжетную линию и образ героев.
  • Определитесь с ходом событий.
  • Обязательно стоит включить театрализованные представления.
  • Не забывайте включать в сценарий детские песни.
  • Сюжет должен закончиться сюрпризным моментом (угощения, подарки).

Временная сетка

Сценарий определяет, что и в какое время должно быть сделано непосредственно в день праздника, но к некоторым мероприятиям придется подготовиться заранее. Поэтому хороший сценарий начинает работать как минимум за неделю до дня Ч.

Для начала укажите в сценарии:

  • дату, время начала и окончания праздника;
  • сколько времени займет дорога от места сбора сотрудников до места празднования, в котором часу сотрудники должны прибыть к месту сбора (если вы занимаетесь их доставкой);
  • во сколько начнется застолье;
  • сколько будут длится перерывы (перекуры) и когда они будут;
  • сколько времени отведено под развлечения.

Когда первоначальная временная сетка будет готова, ее можно заполнять событиями и детализировать.

Развлечения

После всего, что вы уже вписали в сценарий, вряд ли на развлечения осталось много времени.

Тем не менее запишите все, что вам хотелось бы устроить на празднике, а затем вычеркните те мероприятия, организовать которые не получится.

Предварительный список развлечений может быть таким:

  • пейнтбол;
  • картинг;
  • фейерверк;
  • мастер-класс по танцам;
  • живая музыка;
  • выступление иллюзионистов;
  • спортивные соревнования;
  • стрельба;
  • прогулки на лошадях;
  • экскурсия;
  • выборы мисс и мистера праздника;
  • прогулки на теплоходах или катерах;
  • рыбалка;
  • конкурсы и игры;
  • квесты;
  • дискотека.

Прибросьте, сколько приблизительно по времени может длиться каждое развлечение. Также отметьте, каких специалистов нужно будет нанять и что понадобится докупить.

Приглашенные музыканты, певцы, ведущие должны знать свою задачу и появиться вовремя. Позаботьтесь о транспорте для них, их размещении и питании, а также о юридическом оформлении их услуг.

Из чего складывается история?

Об этом теоретики размышляли ещё до начала нашей эры. Важнейший для европейской культуры трактат написал Аристотель: в «Поэтике» он рассказывает о принципах, по которым должна строиться драма.

Это может быть интересно


Где получить образование в сфере разработки игр

Вот некоторые классические советы о том, что должно быть в драматическом произведении. Сегодня не все эти пункты строго обязательны (тем более, вряд ли вы собираетесь написать античную трагедию), однако они могут стать отправной точкой для самых разных творческих работ.

  • Процессуальное действие. Согласно Аристотелю, главное в драме — изображаемое действие. С этим поспорить трудно: речь в сценарии должна идти о чём-то, и именно это содержание должно отображаться через реплики и действия героев.
  • Контрдействие или противодействие. Конфликт — это еще одна важная составляющая любой истории. Он совершенно не обязан сводиться к ссоре условных Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича. Речь может идти о противодействии идей в сознании главного героя. Впрочем, чтобы ясно выразить эти идеи, обычно всё равно вводят персонажей, которые транслируют полярные принципы, а в задачу протагониста входит выбор или синтез.
  • Фабула — это события, обстоятельства и действия, которые образуют фактологию произведения. Иногда они выстраиваются хронологически («Сперва Петя съел незрелых фруктов, а потом у него разболелся живот»), иногда — так, чтобы требовалось расследование («Отчего у Пети болит живот? Час назад он наелся незрелых фруктов!»), либо по каким-то другим принципам, важным для автора. Главное, чтобы за оформлением сюжета стояла определённая идея.
  • Тема — это общее направление, в рамках которого происходят события (любовь, война, наука), а сюжет — конкретное развитие событий в рамках темы (Ромео и Джульетта любят друг друга, Наполеон воюет с Россией, Фауст заключает сделку с Мефистофелем ради познания).
  • Интрига — ситуация, при которой один герой стремится реализовать свои цели в ущерб целям других. Скажем, политическая интрига состоит в том, что группа вельмож собирается, чтобы устроить дворцовый переворот, а интрига любовная — в том, что персонаж хочет разлучить пару, чтобы добиться внимания какой-то из сторон.
  • Перипетия — в первичном значении смена милости богов на гнев, когда дела героя становятся плохи. Сейчас этим словом обозначают неожиданную перемену ситуации на противоположную.
  • По Аристотелю, нужную напряжённость в трагедию привносят чередование «счастья» и «несчастья», а также сцены узнавания (например, когда царь Эдип узнаёт тайну своего происхождения). Это справедливо и для обучающих видео или школьных постановок — информация запомнится зрителям лучше, если сперва они увидят негативные последствия неверного решения (например, взрыв в лаборатории), а потом разберутся, почему так вышло (результатом станет знание, какие вещества смешивать ни в коем случае не следует).
  • Катарсис — мощное эмоциональное переживание, полученное от произведения искусства, оказывающего на человека сильное воздействие. Греки полагали, что катарсическое переживание имеет очищающую и воспитательную силу.

Секрет второй: создайте ситуацию причастности для большинства школьников

Тема выбрана. Что дальше? А дальше
начинается подготовка к проведению мероприятия

На этом этапе очень важно
привлечь к общей деятельности как можно больше детей. Это нелегко, но если
педагог хорошо знает школьников, он справится с этой задачей

Кто-то «на ты» с
компьютером и интернетом? Можно поручить найти интересные материалы в сети. В
классе есть художники? Они смогут оригинально оформить предстоящий праздник и
создать реквизит. Гуманитарии предложат собственный сценарий. В общем,
поручения найдутся для каждого.

Кстати, процесс подготовки считается даже
более важным с точки зрения воспитания, чем само мероприятие. Именно в этот
период осуществляется развитие личности, ее самореализация и
самоусовершенствование. А праздник – это лишь краткий итог того, чего достиг
коллектив единомышленников, пока шла подготовка к концерту, брейн-рингу или
тематической дискотеке.

Что касается ситуации причастности, то
психологи давно установили такой факт: каждый человек чувствует потребность
быть причастным к тому, что происходит в его коллективе. И если учитель на
уроке или классный руководитель во время классного часа не смогли привлечь к
общей деятельности кого-то из учеников, те сами создают себе ситуацию
причастности. И она не всегда бывает позитивной

Попробуйте вспомнить, бывали ли
у вас случаи, когда кто-то из школьников нарушал дисциплину и фактически срывал
урок? На самом деле ребенку просто хотелось обратить на себя внимание. Но он не
знал, как это сделать.

Также рекомендуем:

Как научить ребенка заниматься наукой

Маленькие хитрости

Подчиняясь законам драматургии, сценарий должен обладать трехактной структурой. Экранное время разбивается на три акта: завязка, кульминация, развязка. Это даже на уроках литературы в школе проходят (в мое время, по крайней мере, проходили). А дальше мы повторяем этот процесс еще раз: завязку делим на три части, кульминацию и развязку снова делим на три части. Количество этих актов зависит как от хронометража, так и от внутреннего чутья (опыта, мастерства, таланта) сценариста и режиссера.

У меня чутье отсутствовало. Поэтому я просто сделал так: 90 минут поделил на 3 и получил три получасовых эпизода, а те, в свою очередь, поделил на 3 десятиминутные истории, объединенные общими героями и сюжетной линией.

И напоследок — совет. Обязательно посмотрите какой-нибудь любимый фильм, но уже с точки зрения сценариста. Отметьте чередование сцен и попробуйте их описать.

Другие сценарии событий

  • Сценарий военно-патриотического праздника для школьников
  • Сценарий конкурса воспитатель года для видео визитки
  • Сценарий литературно-музыкальной композиции о войне СЛУШАЙТЕ
  • Сценарий концерта на открытие Дома культуры в селе
  • Сценарий дискотеки с играми и викторинами в школе
  • Сценарий юбилея общества краеведения “60 страниц истории”
  • Сценарий открытия реконструированной дороги в селе
  • Сценарий спортивного праздника «Спорт в каждую семью»
  • Сценарий капустника на юбилей дирижёра духового оркестра
  • Сценарий концерта на День пожилых людей в Доме культуры
  • Универсальный сценарий выпускного 2020 на стадионе или площаде
  • Сценарий выпускного вечера в школе или ресторане
  • Сценарий на День учителя в Доме культуры 2020
  • Новогодние сценарии для детей и взрослых участников
  • Сценарий праздника русской псовой охоты

Сценарий ремесленно-промысловых подворий

Сценки для концерта и праздничного события

Это скорее не сценарий ремесленно-промысловых подворий, а сценарная заготовка, которую вы можете преобразовать в сценарный вид, уникальная подсказка организаторам… Читать полностью

На самом деле, универсального решения для всех организаторов и режиссёров не существует, но всегда есть материал, который может быть шаблоном. Наши универсальные сценарии событий и мероприятий и служат основой, которая существенно облегчит творческий и организационный процесс.

Наш журнал работника культуры ПАСПЕР публикует универсальные сценарии событий и мероприятий только свои, у каждого есть автор и каждый сценарий рекомендован к постановке профессионалами, или прошел проверку на практике. Ниже представлены примеры событийных сценариев нашего партнерского сайта Донковье:

  • Сценарии событий
  • Сценарий вывод войск из Афганистана
  • Сценарий открытия нового Дома культуры
  • Сценарий благотворительного вечера

Наймите сценариста

Также вы можете найти кого-то другого для написания сценария к вашему фильму. Если у вас интересная идея, но вы не сильны в писательской деятельности, то найдите того, кто силен.

Безработных сценаристов почти столько же, сколько и безработных актеров. Но будьте внимательны: большинство из них не напишут вам ничего стоящего. Вашей целью является встретить самого лучшего из них.

Существуют гильдии сценаристов кино и телевидения, специальные учреждения, обратившись в которые можно получить базы данных всех доступных вам писателей.

Альтернативным вариантом может стать проведение конкурсов среди местных сценаристов или подбор сценария на специализированных сайтах.

Если какой-то одаренный студент предложит вам интересную идею, попросите его изложить все в письменном виде. Дайте знать, что данная работа не оплачивается, и вы можете предложить, что его имя появится в титрах и он получит процент от прибыли в случае успеха.

Для него это будет хороший шанс: человек будет польщен, что ему предоставили такую возможность, и он попробует реализовать свои идеи. Если он захочет оплаты, спросите, сколько денег было заплачено за предыдущие его работы. Если будет настаивать на своем, вы можете уклониться от сделки.

Пара замечаний: прежде всего, ваши сценаристы должны быть действительно одаренными писателями. Нанимайте их только тогда, когда почувствуете, что их предыдущие работы действительно тронули вас, что жанры близки к вашему, и вы полагаете, что ваша Отличная Идея будет так же интересно раскрыта. Во-вторых, решите вопрос о приобретении прав на данный сценарий, подпишите договор.

В заключение: шпаргалка по написанию сценария

  • Перед тем, как составить
    текст сценария, определите, кто именно будет выступать и в какой
    последовательности. Желательно придумать несколько «изюминок», которые позволят
    поддерживать постоянный интерес участников праздника. Кроме того, нужно
    предусмотреть кульминационный момент – оригинальный номер, который приведет в
    восторг всех присутствующих.
  • Подберите
    музыкальное сопровождение и продумайте художественное оформление мероприятия.
  • Определите,
    сколько времени будет идти мероприятие. Если более часа-полутора, то желательно
    предусмотреть небольшой перерыв. Участники и зрители теряют интерес, если им
    приходится сидеть в зале слишком долго.
    Исходя из этого, обязательный элемент подготовки к празднику –
    хронометраж.
  • Составляя план
    проведения мероприятия, следует чередовать сильные и слабые части. Например,
    запланировано выступление кого-то из гостей и вы подозреваете, что оно будет
    нудным. После него желательно поставить такой номер, который вызовет интерес
    зрителей. Или впервые будет выступать хор младших школьников. Вдруг они
    растеряются и не справятся? После них смогут показать свое мастерство более
    опытные артисты.
  • Тексты для ведущих
    должны быть насыщены живой, выразительной лексикой. Юмор, шутки, конкурсы для
    зрителей – все это может оживить мероприятие. Желательно, чтобы ведущих было
    двое. А еще лучше, если они будут «в образе»: например, на Новый год – Дед
    Мороз и Снегурочка. Ведущие-пираты или сказочные герои заинтригуют зрителей,
    заставят с нетерпением ожидать каждого следующего появления на сцене.

Мы предложили вам лишь краткие
рекомендации по написанию сценария. Эти советы имеют общий характер, но они
могут помочь приобрести собственный опыт в подготовке мероприятия, которое
запомнится школьникам надолго.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий