Игра “Самый внимательный”

Игры с залом в лагере

В лагерях нередко бывают общие собрания в большом зале. Вместе детей сводит предстоящее кино, концерт, КВН. Если начало задерживается и ребятам становится скучно, они могут шумно вести себя – кричать и шалить. Избежать этого поможет занимательная игра с залом. Предлагаем несколько таких игр. Они помогут вам убедиться в том, что развлекательные игры для детей в лагере, организуемые вожатыми в зале, где дети вынуждены сидеть на одном месте, могут быть не менее разнообразными и интересными, чем проводимые на игровых площадках.

Выбирается ведущий, который должен показать детям три несложных движения. Например, следующие:

  • Руки подняты и согнуты в локтях, пальцы рук на уровне плеч.
  • Руки вытянуты вперед.
  • Руки подняты вверх.

Каждому движению присваивается свой номер, детям предлагается запомнить эти номера. Затем ведущий называет номер одного какого-то упражнения, а делать при этом может другое. Детям нужно повторять за ведущим только те движения, присвоенный номер которых был им назван правильно. Выявляется самый внимательный играющий.

Ведущий предлагает детям назвать предметы, которые могут пригодиться в дальнем путешествии. Нужно предлагать вещи, которые понадобятся в первую очередь. Раз, два, три, начинаем сражение! (Победителем считается ребенок, назвавший действительно нужную вещь последним.)

Ведущий называет группе детей разные слова. Если эти предметы могут летать, дети должны сказать “Летает!”. При этом взмахами рук изображают полет. Если ведущий называет предмет, который не может летать, нужно молчать. Слова ведущий должен произносить достаточно быстро. Названия “летающих” предметов, животных и птиц чередуются в случайном порядке с “не летающими”.

А эта игра поможет проверить, насколько ребята дружные и внимательные. Им предлагается петь какую-то известную песенку. Ведущий держит в руках три больших круга желтого, красного и зеленого цвета. Когда ведущий показывает залу зеленый круг – все громко поют песенку. Если поднят желтый круг – песенка поется тихо. Красный круг – в зале воцаряется тишина, петь нужно про себя.

Ведущий предлагает играющим представить, что они находятся на чемпионате по футболу. Одна половина ребят болеет за “Спартак”, другая за “Динамо”. Когда Ведущий поднял правую руку, команды кричат слово “ГОЛ!”, если поднята левая рука – нужно прокричать слово “МИМО!”. Если ведущий поднял сразу обе руки – слово “ШАЙБУ!”. Руки скрещены на груди – играющие кричат слово “ШТАНГА!”.

Ведущий игры рассказывает детям, что часы – это очень важная вещь, нужная каждому человеку. Затем просит всех вместе прислушаться и узнать, как же часы ходят, и что может произойти при неаккуратном обращении с ними. Правила этой игры следующие: если ведущий хлопает в ладоши один раз – левая половина зала кричит “Тик”; если звучат два хлопка в ладоши – правая половина игроков громко хором произносит “Так”.

Несколько раз в начале игры ведущий чередует хлопки правильно, затем начинает “запутывать”, хлопая “не по порядку”.

Ведущий встает на сцену и называет разных животных. Дети отвечают ему звуком, который это животное издает:

Кошка – “Мяу!”

Собака – “Гав!”

Когда ведущий говорит: “Черепаха!”, дети замолкают, голову опускают вниз, касаясь подбородком тела и обхватывают себя руками.

Примечание: ведущий может называть любых животных, в том числе, диких, редких и сказочных.

Ряды детей по очереди называют числа, а вместо запрещенного, например, оканчивающегося на “три”(3, 13, 23, 33 и т.д.), хлопают в ладоши.

Требуется спеть знакомую мелодию звуками какого-то животного. Например, промяукать “Чунга-чанга”.

Что предложить самым маленьким

Существует много развивающих игр для дошкольников. Они стимулируют не только умственные способности, но и физическую активность.

«Повторяй за мной»

Детей ставят полукругом. Напротив них становится воспитатель и называет предметы, различные по своей величине (слон, иголка, трактор, мышка и т. д.). Если предмет большой, детям необходимо стать на цыпочки и вытянуть руки вверх, демонстрируя размер объекта. Если маленький — присесть на корточки и опустить руки к полу, указывая, насколько предмет мал.

Воспитатель выполняет упражнение вместе с детьми, при этом он может специально путать их и показывать неправильно. Однако дети должны быть внимательными и не всегда повторять за педагогом. Кто допустит ошибку, тот выбывает из игры.

Играют до тех пор, пока в команде не останется 1 ребенок.

«Чего не хватает для чаепития»

Педагог называет предметы, необходимые для чаепития:

  • чашка;
  • блюдце;
  • заварка;
  • кипяток;
  • сахар;
  • ложка.

Можно придумать и свою игру, в которой будут фигурировать другие объекты.

«Поиск отличий»

На одной или разных карточках нарисованы одинаковые предметы. Однако на рисунке присутствуют отличия. Их количество должно соответствовать возрасту ребенка: чем он старше, тем больше отличий он сможет найти. Чем младше ребенок, тем более детальными должны быть рисунки.

Другие упражнения с визуальной составляющей

Эффективным является упражнение «Верни на место». Взрослый раскладывает на полу 5-7 разных предметов, а ребенок должен посмотреть на них в течение некоторого времени и запомнить их положение. Затем он отворачивается, а взрослый в это время меняет несколько предметов местами. Когда ребенок повернется, он должен найти эти предметы и вернуть на место.

Часто используют для маленьких детей игру «Хозяюшка». Для этого в одной емкости смешивают горох, фасоль и рис. Достаточно взять по 1 ст. л. каждого. Или же можно заменить крупы другими мелкими предметами, такими как пуговицы. Они должны иметь разную форму или цвет, чтобы ребенок мог рассортировать их по разным кучкам.

Для развития внимательности к слуховым раздражителям

Чтобы ребенок хорошо воспринимал информацию на слух, нужно практиковать с ним следующие игры:

  1. «Именины». Ребенку сообщают, что у куклы сегодня день рождения и необходимо позвать гостей, в качестве которых выступают другие куклы. Приглашенным придумывают имена, а затем ребенок должен назвать каждого из них по имени, пригласить за стол и предложить угощения. Количество игрушек не должно превышать 6-7.
  2. «Хлопки». Перед началом игры нужно договориться, что дети, услышав некоторое количество хлопков, примут договоренную позу. При 1 хлопке — сымитируют лягушку, сев на корточки и коснувшись руками пола. При 2 — станут на 1 ноге, показывая аиста, при 3 — опустятся на 4 «лапы», как волк. Дети должны запомнить и сопоставить количество хлопков с нужным животным и не ошибиться.

Ошибки Буратино

Цель игры: развивать у ребят интерес к изучению русского алфавита, внимательности, сообразительность, желание и умение правильно писать буквы.

Научить находить ошибки в написании знакомых букв.

Оборудование: карточки с крупными буквами, в написании которых допущена ошибка: €, F, НЬ, 6, Л, У, Ц, N, V, W, R (на обратной стороне листов правильное написание данной буквы, т. е. Э, Г, Н, Э, Л, У, Ц, И, Л, М, Я); несколько карточек с другими буквами, написанными безошибочно, игрушка Буратино.

Возраст: 7 лет.

Ход игры: данная игра проводится в группе детей, которые не только знакомы с буквами алфавита, но и умеют их писать

В период обучения письму дети очень часто допускают типичные ошибки в написании букв (например, Я – R, Э – 6, И – ? и др.), поэтому очень важно вовремя обратить на это внимание и побудить их к правильному письму

Воспитатель говорит детям, что сегодня к ним в гости пришел Буратино, который пошел в школу и научился писать многие буквы, а какие именно, он вам сейчас покажет. Руководитель по очереди поднимает подготовленные карточки в следующем порядке: €, К, П, НЬ, 6, Р, Л, А, У, О, Ц, Ю, N, Ж, V, Н, W, R, С и просит ребят проверить, верно ли написал буквы Буратино, на что дети отвечают, что в некоторых из них допущены ошибки.

Для того чтобы исправить все то, что написал Буратино, воспитатель должен вывешивать правильные варианты написания на доску, чтобы ребята видели, как должна выглядеть та или иная буква.

В случае, если малыши затрудняются в определении ошибки, можно сравнить между собой верное и неверное написание определенной буквы, предложив детям определить, где допущена ошибка, а где – нет.

Таким образом, ребята в игровой форме запоминают правильное написание букв русского алфавита.

Упражнения

Юлий Цезарь

Вместе с упражнением «Корректура» (нахождение и вычеркивание в тексте одной или более букв) включите аудиозапись с интересной детской сказкой. Проверьте текст, а потом спросите, что ребенок понял и услышал из сказки.

Чтение с ритмом

Разучите с ребенком любой, самый простой ритмический рисунок, потом попросите его читать текст и одновременно карандашом выстукивать ритм.

Счет наоборот

Требуется считать от 1 до 20, одновременно записывать на листочке те же цифры в обратном порядке. Говорим 1, пишем 20, говорим 2, пишем 19, и так далее.

Цифры по порядку

Задана таблица из одинакового количества строк и столбцов. В каждой клеточке написаны цифры от 1 до 50, вразброс, не по порядку. Требуется переписать их в такую же таблицу (чистую), расположив в порядке возрастания.

Немного усложнить задание можно, записав цифры в условии разными цветами.

Копирка

Без ошибок переписать слова вида:

Енажлобы береюре лиддозока миноцапримапавотил ессанессас етальтаррс куфтироладзлоекунм

Тест «Мюнстерберга»

Найти спрятанные слова:

БСОЛНЦЕДЕКЖАРАЭЪЗИРЫБАЙЦЖЭСОБАКАПРИКОРОВАЛДКАБАНЭЪЦЙЛОШАДЬКМ

Вариант этого теста – разделить сплошной текст на слова (в качестве примера хорошо подойдут пословицы и поговорки).

БЕЗТРУДАНЕВЫТАЩИТЬИРЫБКУИЗПРУДА

Шифровка

Закодировать слово при помощи цифр. Каждой букве алфавита присвоить свою цифру, затем записать слово или фразу цифрами. В зависимости от возраста ребенка можно не использовать весь алфавит, а только те буквы, которые встречаются в словах.

Арифметический диктант

Важно, чтобы арифметические действия ребенок производил в уме, а записывал только полученный результат. В зависимости от возраста детей задания усложняются

Хлопки и круги

Предложите ребенку рисовать кружочки. Одновременно с этим хлопайте в ладоши и просите сосчитать хлопки. Задание выполняется 1 минуту.

Вопросы

Это игра-соревнование, в ней должно участвовать как минимум двое детей.

Детям читают небольшой текст. Задача: составить как можно больше вопросов к тексту. Выигрывает тот, чей список вопросов длиннее.

Игры для детей 5–7 лет

У старших дошкольников уже достаточно хорошо развита речь и мелкая моторика пальцев

Для них подойдут более сложные игры на внимание

Картинки из пуговиц

Можно развивать внимательность ребёнка, имея под рукой всего лишь несколько ярких пуговиц. Нарисуйте на листе бумаги какое-нибудь простое крупное изображение: цветок, насекомое, геометрическую фигуру. Дайте ребёнку 2–3 минуты посмотреть на картинку, а потом спрячьте её. Пусть он с помощью пуговиц повторит на столе этот же рисунок, только меньшего размера

Таким способом развивается не только пространственное мышление и внимание, но и понятие о масштабе

Выкладка пуговицами увиденного рисунка тренирует внимание и память

Домино

Основное правило игры в домино: сформировать цепь фишек, соединяя друг с другом их одинаковые стороны. Много разновидностей детского домино продаётся в магазинах игрушек, но сделать его самим — простор для фантазии и творчества! Можно пустить в дело:

  • плоскую и продолговатую морскую гальку;
  • кусочки разноцветной плотной ткани;
  • маленькие деревянные дощечки;
  • палочки от мороженого и т. п.

Детям 5–6 лет подойдут яркие элементы с изображениями хорошо знакомых животных или предметов. Ребятам постарше будет интересно геометрическое домино или фигурки с точками, которые нужно считать.

Цветное домино из палочек для мороженого подойдёт для малышей.

Домино с наклейками можно изготовить с помощью самоклеящихся картинок.

Геометрическое домино будет интересно детям, уже знакомым с фигурами.

На плоские камешки точки наносятся белым лаком для ногтей.

Настольная игра «Хамелеон»

Игра «Хамелеон» – на скорость реакции и внимательность. Это интересная, азартная и весёлая игра. Участвовать могут от 2 до 7 ребят. У каждого есть карточка с определённым рисунком, цветом и числом. Дети внимательно смотрят на открывающиеся карты. Ребёнок должен быстро, опередив соперников, схватить появившуюся нужную карточку, если она совпадает с той, что есть у него, по одному из этих трёх параметров. Это происходит подобно тому, как хамелеон ловит языком мух. И особенная карта с этим животным в игре тоже есть!

В набор игры «Хамелеон» входят 54 карты с комбинациями рисунков, цифр и цветов, а также специальная карта «Хамелеон».

Дедушкины штанишки

Это вариация игры смешинки, также способна создать весёлое настроение. Вначале всем игрокам нужно придумать кодовое слово, которое будет служить универсальным ответом на любые вопросы водящего. Желательно придумать смешное слово или словосочетание, например, «дедушкины штанишки». Удержаться от смеха в этой игре будет непросто. Вот как это может выглядеть:

– Что лежит в твоей тарелке?

– Дедушкины штанишки.

– Чем ты любишь играть?

– Дедушкиными штанишками.

Тот, кто не выдержал и рассмеялся, выбывает из игры. Самый серьёзный из игроков, дольше всех удерживавшийся от смеха, должен быть обязательно вознаграждён небольшим призом.

Другие дидактические игры для среднего дошкольного возраста

Существуют разные дидактические игры, призванные развить память и внимательность ребенка.

«Лови — не лови»

Игроки становятся в круг. Им выдают 2 мяча — темный и светлый. Они перебрасываются ими по очереди. При этом светлый мяч нужно ловить всегда, а темный — только тогда, когда его бросают молча. Если же произнесли «лови», то делать этого нельзя. Тот, кто его поймает, выбывает из игры.

В центре круга стоит ведущий и подбирает мячи, которые упали внутри. Игру останавливают, когда остаются 2 победителя.

«Съедобное — несъедобное»

В эту игру можно играть как вдвоем, так и большой группой. Участники становятся в круг. Один бросает другому мяч, называя какой-либо предмет. Если он съедобный, то мяч нужно поймать. Если же нет — отбить. Далее, если игрок угадал, он бросает мяч следующему и загадывает слово. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся 2-3 участника.

«Зеваки»

Дети становятся в круг и берутся за руки. Под ритмичную музыку начинают двигаться в одном направлении. По команде ведущего «стоп» они останавливаются, 4 раза хлопают в ладоши, разворачиваются на 180° и начинают маршировать в другую сторону.

Направление меняют после каждого сигнала. Если ребенок запутался, он выходит из игры и садится на стул. По окончании в команде остаются 2 человека.

Библиография

1. Волина В. Праздник числа. М.: АСТ-ПРЕСС,1996.

2. Калугин М., Новоторцева Н. Развивающие игры для младших школьников. Ярославль: Академия развития, 1997.

3. Кенеман А., Осокина Т. Детские народные подвижные игры. М.: Просвещение, 1995.

4. Лямина Г. Воспитание и развитие детей раннего возраста. М.: Просвещение, 1981.

5. Максаков А., Тумакова Г. Учите играя. М.: Просвещение, 1979.

6. Сборник песен для детского сада «Мы любим музыку». 1982. № 2. С. 24.

7. Сказка на ночь. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.

8. Степанов В. Гусь и цыпленок. М.: Фламинго, 2005.

9. Стихи для малышей: Сборник. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.

Таблица задач по развитию внимания с подходящими упражнениями

Перечисленные в таблице задания можно использовать, начиная с двух лет. Однако необходимо учитывать уровень их сложности, а также навыки и способности ребенка. Такие игры подойдут и для детей 8-10 лет (и старше).

Возраст ребенка
Возрастные особенности
Цели
Игры
2-3 года
Ребенку трудно распределить внимание между 2 предметами или действиями. Он активно вслушивается, старается воспринять и запомнить информацию
Развитие речи и произвольного внимания, выработка навыка находить общие черты у нескольких предметов, зарождение чувства причастности
«Самый внимательный»: взрослый перечисляет предметы, которые принадлежат к одной категории (животные, цветы и пр.)

Ребенку необходимо назвать только те, которые относятся к этой категории.
«Найди тень»: ребенок смотрит на изображения предметов и их теней по отдельности, а затем соединяет совпадающие фрагменты

3-4 года
Появление способности сосредотачиваться на нужном объекте, развитие свойств памяти (скорости запоминания и воспроизведения, устойчивости к отвлекающим факторам) и пр.
Развитие умения концентрировать внимание и удерживать его. Возникновение навыка планировать свою деятельность и выполнять задуманное
«Лабиринт» — ребенок проводит карандашом линию от одного предмета к другому, изображенному на бумаге, прокладывая таким образом путь.
«Поиск отличий» — детям предлагают несколько похожих картинок, на которых нужно найти отличия

5-6 лет
(и старше)

Активное развитие произвольного внимания, тренировка памяти и навыка составления несложных инструкций, а также их выполнение
Формирование способности находить общее и различное у нескольких предметов, составлять алгоритм действий; развитие речи и памяти
«Сравнение двух предметов»: ребенку предлагается 2 объекта, которые нужно сравнить между собой, найти сходства и отличия. Предметы могут быть похожими или разными.
«Дорисуй»: детям дают картинки, на которых не хватает деталей (хвоста у котенка, ручки у двери). Им нужно дорисовать недостающий элемент

6-7 лет
Появление чувства ответственности, возрастание устойчивости внимания, умения контролировать свои эмоции
Совершенствование слухоречевой памяти, способности распределять внимание. Появление тесной взаимосвязи зрительной памяти и внимания, умения концентрироваться на предмете
«Наблюдатель»: ребенок в точности описывает свой путь от дома к детскому саду во всех деталях.
«Подсчеты»: детям раздают карточки, на которых изображены крестики и круги. Задача — посчитать, сколько тех и других по отдельности находится на картинке. При этом нельзя использовать ручки, карандаши и пр. Нужно визуально определить количество предметов

Как только ребенок переходит на более высокий уровень, предыдущие задачи не исключают из списка, а добавляют к новым. Кроме того, те задания, которые он выполнял ранее, усложняют (нужно найти не 2 отличия, а 5-7, и т. п.).

Такие упражнения подойдут и для детей 8-10 лет и старше.

Какие методы используются в играх

Чтобы содействовать правильному развитию всех видов внимания, применяют речевой и наглядный (демонстрационный) методы, или приемы. Они внедряются во время занятий и развивающих игр.

Речевой

Без развития речевых навыков невозможно развить память, т. к. они взаимосвязаны. Поэтому с детьми необходимо много разговаривать, а также выполнять устные задания. Подойдет игра, по правилам которой взрослый читает детям сказку, а они зарисовывают ее персонажей во время повествования.

Загадки в форме стихотворений в существенной мере стимулируют мозговую активность и развивают память. Кроме того, в их тексте уже зашифрован ответ (разгадка). Дети могут соревноваться между собой, кто быстрее отгадает.

Демонстрационный

Наглядные образы, как и словесные приемы, активизируют внимание. В таких упражнениях применяются различные предметы:

В таких упражнениях применяются различные предметы:

  • картинки;
  • игрушки;
  • карточки и пр.

Практические занятия

К практическим заданиям можно отнести:

  1. Аппликации — вырезание из цветной бумаги отдельных предметов. Вместе с тем дети должны сопоставить цвет предмета с выбранным листом цветной бумаги (дыня — желтая, елка — зеленая, клубника — красная и пр.).
  2. Поделки — дети вместе с воспитателем или родителями лепят из полимерной глины различные фигуры, соответствующие окружающим предметам. Затем они ищут отличия и сходства у вылепленной фигурки и оригинала.

Подвижные игры

Следи за флажком

Для игры понадобятся флажки разных цветов. Условия игры: поднимается синий флажок – хлопнуть в ладоши, красный флажок – подпрыгнуть, желтый – присесть и так далее. По мере того, как дети осваиваются в игре, темп ускоряется.

Повторять запрещено

Под музыку ведущий показывает какое-нибудь движение, а остальные повторяют его. Перед началом игры следует договориться, что одно из движений повторять нельзя. Когда ведущий покажет его, нужно отрицательно покачать головой. Кто ошибется, выбывает из игры.

Самый внимательный

«Если хочешь надежно спрятать вещь, положи ее на самое видное место».

На этой поговорке строится игра. Ведущий прячет в комнате заранее условленную небольшую вещь так, чтобы ее было хорошо видно. На это время другие игроки из комнаты выходят. Требуется найти эту вещь.

Ночной сторож

В этой игре двое ведущих – два сторожа. Ведущим завязывают глаза. Они становятся лицом друг к другу на расстоянии одного шага, берутся за руки. Дети по очереди пробуют проползти между сторожами так, чтобы их не заметили. Когда сторожа почувствуют прикосновение, они должны схватить лазутчиков.

Зеркало

Ведущий показывает разные физические упражнения или меняет выражения лица. Игрок-зеркало должен точно повторить их.

Найди пару

Игра предназначена для группы детей. Для игры нужны два комплекта одинаковых карточек с изображением животных. Каждый ребенок получает одну карточку, потом в зале выключают свет.

Требуется найти свою пару. Человеческим языком разговаривать нельзя, только по-звериному (мяукать, кукарекать, гавкать и так далее). Свет включается через 2 минуты.

Не пропусти хлопок

Эта игра предназначена для группы детей. Дети садятся в круг так, чтобы было удобно положить свои ладони на бедра или колени соседа. По команде первый игрок легонько хлопает по бедру (колену) соседа справа. Тот возвращает хлопок – хлопает первого игрока. Потом второй игрок в свою очередь хлопает соседа справа. Тот тоже возвращает хлопок и хлопает следующего. Темп постепенно ускоряется. Игра заканчивается, когда кто-нибудь собьется.

Летает — не летает

Ведущий называет птиц, животных, разные средства передвижения. Если названный объект летает, дети поднимают руки и машут ими, как крыльями. Ведущий тоже поднимает руки, а иногда специально запутывает детей. Так, назвав пароход или лошадь, поднимает руки. Кто ошибся, выбывает из игры.

Штандер

Это очень популярная у наших бабушек и дедушек дворовая игра с мячом. Считается, что ее название произошло от немецкого выражения «Stand hier!», которое переводится «Стой здесь!».

Водящий встает в центр круга, на расстоянии шага от него по периметру круга стоят игроки. Водящий подбрасывает мяч и одновременно называет по имени одного из игроков. Тот, кого назвал водящий, должен подбежать и поймать мяч. Если это удалось сделать, игрок становится водящим. Игра начинается заново.

Если мяч не пойман и упал на землю, водящий бежит к мячу. Одновременно игроки разбегаются в стороны от водящего. Когда водящий поднимет мяч и вернется в центр круга, он кричит «Штандер!». Игроки замирают на месте. Водящий бросает мяч в любого игрока. Игроки не имеют права двигаться с места, но могут уворачиваться от мяча. Тот, в кого попали, выбывает из игры или становится водящим (по предварительной договоренности).

Вышибалы

А эта игра была очень популярна у наших родителей.

Два водящих игрока располагаются на расстоянии 10-15 метров друг от друга. Остальные – между ними. Водящие перекидывают друг другу мяч и стараются попасть в одного из игроков («выбить»). Тот, в кого попадут, выбывает из игры или становится водящим (по договоренности).

Игроки могут перебегать от одного водящего к другому, а также попытаться поймать мяч.

Гвалт

Это групповая игра. Нужно выбрать ведущего и удалить его из комнаты. Затем взять пословицу, строку из стихотворения, из песни таким образом, чтобы количество слов было равно количеству остальных участников игры.

Каждому игроку достается по одному слову. Когда ведущий зайдет, дети одновременно начинают повторять свое слово. Задача ведущего – внимательно слушать и догадаться, какую фразу загадали игроки.

Пение

Выбирается популярная детская песня. Если ведущий держит большие пальцы вверх, песня поется вслух, если вниз — про себя. Кто собьется, выбывает из игры.

Начать игру нужно с пения вслух, и оно должно быть достаточно продолжительным.

Царевна Несмеяна

Ребенок, играющий роль царевны Несмеяны, должен замереть и не двигаться после команды «Замри!», с которой начинается игра. Остальные участники стараются рассмешить и расшевелить Несмеяну любыми способами, запрещается только прикасаться к Несмеяне.

Ха-ха и хи-хи

К этой весёлой игре вполне могут подключиться и взрослые, которым также будет неплохо размяться. Первый из игроков громко должен произнести восклицание «ха!», следующий игрок несколько иначе – «хи!» и далее остальные игроки должны так чередоваться по кругу. Когда очередь вернётся к первому игроку, он должен уже произнести «ха-ха!», второй – «хи-хи!» и так далее. С каждым новым кругом к «монологам» должно прибавляться по одному слогу. С удлинением фразы должен расти и темп игры. В конце концов, игра заканчивается всеобщим смехом, среди которого, помимо «ха-ха» и «хи-хи», слышатся также «хе-хе», «хо-хо» и прочие варианты.

Задай вопрос

Цель игры: научить детей правильно ставить вопросы к различным словам и сочетаниям, развивать речь детей, расширять словарный запас, обращать внимание ребят на необходимость быть предельно внимательными. Оборудование: карточки с вопросами (Как? Почему? Зачем? Кого? Когда? После чего? Сколько? Где? и др.)

Оборудование: карточки с вопросами (Как? Почему? Зачем? Кого? Когда? После чего? Сколько? Где? и др.).

Возраст: 7 лет.

Ход игры: данная игра проводится в группе детей, которые достаточно хорошо подготовлены к школе и уже знают алфавит и самостоятельно читают. Если в коллективе детей не все могут справиться с этим, то это не страшно, так как они все равно научатся правильно ставить вопросы к предложенным словам.

Итак, воспитатель рассаживает детей таким образом, чтобы всем было видно наглядный материал, который расположен на доске.

Затем руководитель объясняет правила игры, которые заключаются в том, что следует верно задать вопрос, когда это будет необходимо.

Воспитатель предлагает на выбор несколько вопросов, которые при помощи магнитов закреплены на доске, и обращает внимание на то, что следует быть очень внимательными. Задания руководителя могут быть такими:

Задания руководителя могут быть такими:

1) задайте вопрос к словам «на небе» (где или на чем?);

2) какой вопрос вы зададите, если захотите узнать время (сколько времени?);

3) что вы спросите, если нужно узнать дорогу домой (как пройти…?);

4) задайте вопрос к слову «вчера» (когда?);

5) какой вопрос вы зададите, если захотите узнать план дальнейших действий (что делать?);

6) что вы спросите, если вам нужно купить что-либо, а вы не знаете цены (сколько стоит?). Ребята, которые хорошо умеют читать, выбирают из предложенных карточек те, на которых написаны необходимые вопросы. Остальные дети отвечают на вопросы воспитателя устно.

Кратко о развитии внимания у детей

Внимание — это психологический процесс сосредоточения сознания на каком-либо объекте. Благодаря ему человек из общего информационного потока улавливает наиболее нужную и важную для себя информацию

Развивать этот навык нужно в раннем возрасте, когда ребенок ходит в детский сад. C этой целью используют игры для развития внимания, ведь благодаря этому методу воздействия мозг легче воспринимает и запоминает нужный материал.

Виды внимания

Поскольку внимание имеет избирательную направленность, его делят на следующие виды (в зависимости от уровня волевой регуляции):

  1. Непроизвольное — не зависящее от усилий воли и возникающее спонтанно как ответная реакция на внешний раздражитель (резкий звук, свет и пр.). Человек моментально реагирует на такой возбудитель, ему не нужно для этого напрягаться.
  2. Произвольное — концентрация на действии или предмете, которая достигается благодаря волевым усилиям: изучение нового материала, запоминание и т. д.
  3. Послепроизвольное — увлеченность действием, которая возникает в процессе выполнения задачи.

Дети начинают использовать произвольное внимание после достижения 4-5 лет. Формированию этого навыка предшествует развитие некоторых качеств личности ребенка, в частности психологических

К ним относятся осознанное восприятие окружающей реальности и происходящих в ней событий, умение анализировать опыт прошлого, использовать речевые навыки.

От степени владения речью зависит уровень восприятия

Чем он выше, тем быстрее развивается произвольное внимание. Пока ребенок не начал ходить в школу, у него доминирует непроизвольный вид

Кроме того, внимание классифицируется по умственной, физической и сенсорной активности:

Интеллектуальное — нацелено на улучшение протекания умственных процессов (мышления, воображения, запоминания). Благодаря ему человек легко запоминает и воспроизводит информацию, создает в своем воображении четкие образы, абстрактно мыслит. Этот вид внимания наименее изучен, т. к. его трудно отследить и измерить.
Моторное — нацелено на действия и движения, позволяет контролировать и упорядочивать их, в особенности тогда, когда деятельность требует четкости и точности выполнения операций.
Сенсорное (работа органов чувств) — формируется при воздействии разных объектов на органы чувств. Отвечает за эмоции, которые возникают при взаимодействии с внешними раздражителями, и делится на зрительное, обонятельное и слуховое

Наиболее изучено зрительное внимание, т. к

оно поддается измерению и сопоставлению.

Какие свойства нужно развивать

Существует 6 свойств человеческого внимания, которые следует развивать, т. к. нарушение хотя бы одного из них может негативно отразиться на жизнедеятельности:

  1. Объем — влияет на способность концентрироваться одновременно на выполнении нескольких задач, удерживать их в сознании.
  2. Устойчивость и концентрация — позволяют не отвлекаться на посторонние раздражители во время выполнения какого-либо действия.
  3. Избирательность — умение сконцентрироваться на одном предмете, доводить начатое дело до конца.
  4. Распределение внимания — способность сосредотачиваться на выполнении нескольких задач, при этом не упуская из виду ни одну из них. Это самый сложный навык при развитии внимания.
  5. Переключение — умение быстро и без усилий переключаться с одного предмета на другой, не зацикливаться на одном действии (гибкость мышления).

Если ребенку сложно концентрироваться на одном действии, его внимание постоянно блуждает, он плохо запоминает изученный материал, то следует выбрать упражнения на развитие внимания

Прятки с мячом

Цель игры: развивать быстроту реакции и мышления, меткость, внимание, умение быстро находить укромные места, чтобы спрятаться от водящего, воспитывать чувство коллективизма и желание играть со сверстниками. Оборудование: 3–4 разноцветных кубика; мяч среднего размера; небольшой круг диаметром 20–30 см, начерченный мелом на полу в середине игровой площадки

Оборудование: 3–4 разноцветных кубика; мяч среднего размера; небольшой круг диаметром 20–30 см, начерченный мелом на полу в середине игровой площадки.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: воспитатель собирает детей вместе и объясняет всем правила игры:

1) прятаться можно начинать, только когда мяч попал по кубикам и разбил кучку;

2) искать спрятавшихся можно только после того, как будут собраны все кубики в круг;

3) если водящий нашел одного из игроков, то он должен назвать его имя, бросить ему в руки мяч и раньше него добежать до кубиков;

4) если первым добежал до круга не водящий, а игрок, то он вправе выбить водящего мячом. При этом ребята меняются ролями. Когда ребята выслушают правила, воспитатель организовывает игру. Первым этапом необходимо начертить в центре площадки небольшой круг, в центр которого сложить приготовленные кубики.

Затем следует выбрать водящего, который будет собирать кубики, когда они разлетятся, а затем искать спрятавшихся.

Когда водящий займет свое место, игроки выстраиваются в ряд на расстоянии 2–3 м от круга, и один из них бросает мяч таким образом, чтобы он попал по кубикам. Если игрок не попал, то он бросает мяч еще раз.

Когда кубики будут выбиты, все начинают быстро прятаться, а водящий – собирать разлетевшиеся предметы в центр круга. Только когда кубики будут на месте, игрок может начинать искать всех.

После того как водящий найдет одного из игроков, он называет его имя, бросает ему мяч, затем бежит к кубикам. Водящий должен опередить игрока, иначе может выбыть из игры.

Игры на внимание для самых маленьких

Развивать внимание ребёнка можно с самого раннего возраста. Малышам 2–4 лет можно предложить поиграть в следующие игры

Сундучок знаний от БрэйнБокс «Мои первые картинки»

Динамичная и увлекательная игра «Мои первые картинки» научит выражать свои мысли и отвечать на вопросы, поможет быстро расширить свой лексикон. Набор состоит из 55 карточек различной тематики. Играя, малыши должны:

  1. внимательно рассмотреть картинку;
  2. запомнить, что на ней;
  3. перевернуть её изображением вниз;
  4. кинуть кубик;
  5. ответить на вопрос, который на нём выпал.

Всё это нужно проделать быстро и в условиях конкуренции. Выигрывает самый внимательный участник! Преимущество игры в том, что в неё может играть даже 1 ребёнок.

Игра «Мои первые картинки» от БрэйнБокс включает сундучок-коробку, набор из 55 карточек, кубик с цифрами, правила и песочные часы.

«Родной край»: лото для малышей

Игра «Родной край» настолько проста, что в неё можно играть с полутора лет. Это лото развивает внимательность и пополняет знания о животных российской стороны. Красивые, узнаваемые картинки, 5 игровых полей. Участвовать могут от 2 до 5 человек.

Лото для малышей «Родной край» состоит из ярких, красочных, добрых изображений животных России.

Правила игры предусматривают 3 уровня сложности, в соответствии с которыми нужно:

  • Просто рассматривать животных, вспоминать, что они едят и где живут.
  • Закрывать жетонами всех обитателей на своём поле.
  • По словесному описанию ведущего угадывать животное и накрывать его.

Настольная игра «Дубль»

Упрощённый вариант популярной во всём мире игры «Дубль» можно сделать для малышей своими руками. Вам понадобятся 57 прямоугольных карточек, на каждой из которых — 2–3 изображения. Каждое из них должно повторяться на различных карточках от 3 до 8 раз. Используйте наборы самоклеящихся картинок. Изображения также можно напечатать на цветном принтере и вырезать.

На каждой карточке для игры «Дубль» изображено 2 или 3 картинки.

Для игры все карточки раздаются поровну участникам, а в центр кладётся главная. Задача детей — найти пару: совпадение картинок на главной и на одной из своих карточек.

Внимание

Здесь также нужно сопоставлять слова и действия. Игроки выстраиваются в шеренгу, а ведущий выдаёт каждому индивидуальное задание

Но приступать к его выполнению можно только после того, как ведущий произнёс слово «Внимание!», а если оно произнесено не было, то и делать ничего не нужно. Допустившие ошибку игроки выбывают из игры

В игре могут участвовать две команды, тогда победителем объявляется тот коллектив, в котором к концу игры уцелеет больше участников.После таких игр дети обязательно развеселятся и смогут продолжить игры без помощи взрослых. За один вечер они могут так сдружиться, что не захотят расставаться с новыми друзьями. Почему бы им вновь не встретиться и не поиграть в весёлые игры-смешинки ещё?

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий