«Ремонт» на 50 миллионов долларов
Строили и наполняли музей всем миром: например, тогдашний директор ФСБ Николай Патрушев передал документы, рассказывающие о шведском дипломате Рауле Валленберге, который спас от Холокоста тысячи венгерских евреев. А президент России Владимир Путин в 2007 году перечислил в фонд музея свою месячную зарплату. На открытии в 2012 году Путин сказал президенту Израиля Шимону Пересу: «Примерно такой же музей есть в Израиле, правда, поскромнее».
Пространство восстановленного Бахметьевского гаража действительно поражает размерами: площадь одной только постоянной экспозиции – 4,5 тысячи квадратных метров. А вместе с Центром толерантности, 4D-кинотеатром, Центром авангарда, библиотеками, детскими студиями и исследовательским центром, крупнейшая в Европе крытая выставочная площадка занимает 8500 «квадратов».
На создание образовательного комплекса потратили около 50 миллионов долларов, и сегодня его интерактивные экспозиции считаются одними из самых технологичных в России. Председателем Попечительского совета стал Виктор Вексельберг, входящий в десятку богатейших людей России (по версии журнала «Forbes»).
Самая впечатляющая экспозиция, центр Еврейского музея
Самой интересной в плане познавательности и качества оформления среди экспозиций музея большинство посетителей признает Штетл, поселение евреев в черте оседлости в Российской империи.
Черта постоянной еврейской оседлости была узаконена Екатериной Великой в 1791 году, определяя местности для их постоянного проживания. Это были западные и южные губернии Российской империи, общей площадью более 1,2 млн квадратных километров. Площадь территории нынешнего государства Израиль в 50 с лишним раз меньше!
В экспозиции еврейского местечка использованы и фотографии во всю стену, и здесь же самое большое количество привычных музейных экспонатов. Оживляют отдельные сюжеты уже знакомые белые скульптуры из гипса, одетые и расположенные согласно представленным сценкам. Культовое здание синагоги представлено изнутри, здесь молящийся с книгой и подлинная Тора в свитках с ручками – касаться священного текста нельзя, его прокручивают. Показаны уличные музыканты, жилище изнутри, сцена на базаре.
Библиотеки
Обладает московский еврейский музей и центр толерантности уникальными собраниями книжных изданий.
Библиотека Шнеерсона – это богатое собрание книг, собираемое на протяжении веков. После революции собрание раритетов было национализировано, а в 2013 году книги из библиотеки им. Ленина были переданы музею.
Библиотека центра толерантности содержит разнообразные издания книг в электронном виде. Основная тематика коллекции – этика и психология.
Библиотека центра авангардного искусства представляет собрания альбомов и книг, посвященных направлению искусства советский авангард.
Выставка музея
Экспозиция музея разделена на тематические зоны-сегменты, включающие письма, документы, фотографии, рассказывающие о жизни еврейского народа в России с конца XIX века и до сегодняшнего дня.
- Кинотеатр «Начало»: В кинотеатре в формате 4D предлагается посмотреть фильм, в котором показывается промежуток от сотворения мира и появления первых религий и до разрушения Второго Храма и появления еврейской диаспоры.
- Карта Миграции: В зале находится большой стол с интерактивной картой миграции еврейского народа. Прикасаясь к тем или иным участкам карты, вы будете получать дополнительную текстовую информацию о жизни евреев в разных странах.
- Иудаизм — живая религия: Зал знакомит с религиозными традициями и с тем, как они соблюдались на протяжении многих веков. Основу коллекции составляют предметы иудаики — символы, тексты и образы.
- Штетл: Тут мы увидим традиционное еврейское поселение в царской России. Тут также демонстрируются кадры жизни евреев в то время.
- Корни российского еврейства: Экспозиция рассказывает о еврейских общинах южных и западных границ.
- Города и дали: евреи в Российской Империи: Посетители музея попадают в атмосферу одесского кафе конца XIX века. Прикасаясь к сенсорным панелям, вы узнаете с какими проблемами сталкивались евреи в те времена.
- Война и революция: потрясения и перемены: Вы узнаете о революции в России, периоде Гражданской войны и роли евреев в ней. Тут же рассказывается о Бальфурской декларации 1917 года (первый шаг к появлению еврейского государства в Палестине).
- СССР: Зал посвящен периоду Советской власти и роли евреев в жизни страны. Также здесь показывают выдающихся евреев той эпохи.
- Великая Отечественная Война и Холокост: Самый важный зал, посвященный наиболее трагичному периоду в истории еврейского народа. Посетители музея изучат хронику, увидят фото, послушают интервью с ветеранами, а также узниками гетто и концлагерей.
- Мемориал: Место скорби, где посетители музея могут зажечь свечу в память о жертвах Холокоста и Второй мировой войны.
- Послевоенное время: В зале рассказывается об антисемитизме в СССР, легендарном «деле врачей», 6-дневной войне, эмиграции и других событиях того периода. А еще тут можно увидеть типичную кухню советской «хрущевки» и демонстрацию сценок из жизни людей 1960-х и 1970-х годов.
- От перестройки до наших дней: Рассказывается о разрушении СССР и появлении новой России. Этот период называют одним из самых благоприятных для российских евреев. Еврейский народ получает свободу и уважение.
Если вы собираетесь посетить музей, то следует выделить на его изучение целый день.
Елена Сиволобова
При музее работает библиотека Шнеерсона, которая является подразделением Российской государственной библиотеки. Здесь собраны книги из коллекции семьи Шнеерсон. Доступ к книгам открыт всем совершеннолетним гражданам России и других стран. Нужно только получить читательский билет РГБ (сделать это можно здесь же, в музее).
Музейная лавка
При музее работает лавка, в которой посетители могут приобрести книги, издания альбомов с репродукциями картин, разнообразные сувениры.
Среди книжной продукции представлены издания классической и современной прозы, мемуары, исторические материалы. Тут можно найти редкие издания, представляющие значительную историческую ценность. А также красочные альбомы с репродукциями картин, периодику, выпускаемую на разных языках и художественные каталоги, в которых представлены экспонаты выставок, проводимых в музее.
Кроме того, в лавке можно приобрести различную сувенирную продукцию на память о посещении:
украшения, созданные израильскими дизайнерами;
канцтовары и сумки с фирменным логотипом музея;
товары для детей: наборы для рисования, развивающие игрушки, издания еврейских сказок и пр.
Образовательный центр
Важной частью деятельности исследовательского центра является и просветительская работа, поэтому на базе музея постоянно проходят лекции, конференции, форумы, мастер-классы и другие интересные мероприятия
Проекты образовательного центра неразрывно связаны с экспонатами основной экспозиции. Насыщенная программа лекций позволит посетителям получить развернутые и всесторонние сведения и дополнить пробелы в своем образовании.
Образовательный центр предлагает также показы тематических фильмов, встречи с творческими людьми. Регулярно организуются разнообразные диспуты и форумы. При центре работает библиотека.
Новичкам разобраться в море информации помогают профессиональные консультанты. Мероприятия, проводимые образовательным центром, проходят либо в залах основной экспозиции, либо в помещениях библиотеки.
Основная экспозиция
В основной выставке музея представлено множество уникальных экспонатов. Выставка рассказывает об истории и культуре российской еврейской общины со времен правления императрицы Екатерины II до современности.
В действующую экспозицию включено 12 отдельных павильонов, каждый из которых посвящен определенной теме. Уникальность экспозиции – в ее интерактивности, экспонаты представляют собой аудио и визуальные инсталляции, панорамные экраны и прочие новейшие способы подачи информации. Основной экспозиции стали исторические документы, видео- и фото архивы.
Осмотрев постоянную экспозицию, посетители смогут узнать о жизни еврейской общины во время царской России, о месте прохождения черты оседлости, страшных погромах и других печальных и трагических событиях, унесших множество невинных жизней.
В музее представлен уникальный интерактивный экспонат: точная копия небольшого еврейского городка – штетла. Тут можно увидеть макеты небольших домиков, лавочек, синагоги и школы для обучения детей. Интересным решением является демонстрация фотодокументов на экране, имитирующем гладь воды, наполняющем бочку. Чтобы сменить кадр, нужно просто провести рукой над поверхностью «бочки».
Чтобы полностью окунуться в историческую атмосферу времени на рубеже XIX и XX веков, посетители могут посидеть в типичной кофейне того времени. Тут можно послушать разговоры посетителей, чтобы понять, какие вопросы и проблемы волновали молодежь того времени.
Столики в кофейне, хотя и стилизованы под историческую мебель, на деле являются интерактивными экранами, позволяющими получить всю интересующую посетителя информацию.
Незабываемые впечатления остаются после посещения Мемориала памяти, посвященного невинным жертвам, погибшим в результате погромов. Здесь имеется множество зеркал, в которых многократно отражаются горящие свечи, а на экране проходит череда имен евреев, которые стали жертвами репрессий.
Затем гости знакомятся с революционным периодом истории России и последующим преследованием людей по национальному признаку.
Значительная часть выставки посвящена Великой Отечественной и участию еврейского народа в этой страшной войне. В этой части экспозиции располагаются огромные экраны, на которых можно увидеть запечатленные на фото и видео документах моменты трагической и кровопролитной войны. Фото и свидетельства очевидцев, переживших то страшное время, создают впечатление причастности к историческим событиям.
В заключительной части экспозиции представлены экспонаты, которые рассказывают о жизни российской еврейской общины в послевоенный период. В этой части выставки можно посмотреть интерактивный спектакль, рассказывающий о печально знаменитом «деле врачей», о Моше Даяне и шестидневной войне, о волне эмиграции и создании движения «отказников» и многих других фактах истории.
В последнем павильоне выставка посвящена событиям, повествующим о времени распада СССР и возможностях, которые получили евреи в новой России.
В основной экспозиции музея регулярно проводятся экскурсии на 4 языках – русском, французском, английском и иврите. Стоимость билетов для основной категории граждан – 400 рублей, есть льготные категории билетов для студентов и школьников. Дети до 6 лет, ветераны боевых действий, престарелые граждане, находящиеся на попечении государств, инвалиды, а также военнослужащие, проходящие срочную службу, проходят бесплатно.
Центр толерантности
Судя по наименованию, это подразделение преследует цель пропаганды терпимости и уважения к самобытной культуре и религии, к людям, их придерживающимся. Подразумевается равенство прав и возможностей без какого-либо ущемления. Однако о каком ущемлении можно говорить, если на переписи населения 2010 года из назвавшихся евреями более 65% имели высшее образование, тогда как в среднем по России эта цифра втрое меньше? Тем не менее Центр толерантности существует, оснащение его великолепно.
Помещение оснащено демонстрационным экраном на стене, но главная фишка – оригинальные сиденья, а вернее – персональные компьютеры при каждом из посадочных мест. Всего здесь более полусотни мониторов, а заняты только несколько. Предлагаемые тесты на толерантность нашим корреспондентам показались настроенными на положительный итог, но это может самостоятельно проверить каждый пришедший в Еврейский музей.
Имеет Еврейский музей еще несколько подразделений с различными функциями, от Детского центра до сувенирной лавки и кафе. При этом больше всего запоминается историческая часть экспозиции, выполненная в совершенно необычной для музея, преимущественно интерактивной форме. Справедливо высказывание шефа американской фирмы, разработавшей и осуществившей концепцию музея, что все знания мира сейчас уместятся на карманном гаджете, а музей должен давать эмоции и настроение.
Историческая экспозиция
Геометрическим и смысловым центром исторической экспозиции Еврейский музей сделал макет части земного шара, и не без оснований. На глобусе отмечены пути миграции еврейского народа, как они изложены в священных книгах древнейшей человеческой религии. На окружности столешницы содержится хронологическая шкала с датами крупнейших событий в жизни евреев, их продолжительных скитаниях и расселении по миру. При этом желающие могут узнать сведения о евреях в любом регионе мира.
Своеобразное кругосветное путешествие посетители совершают поодиночке либо экскурсионными группами. Далее еврейский музей использует собственную находку – белые гипсовые фигуры, соответствующие отдельным разделам экспозиции. Они либо иллюстрируют происходящее в сюжетах, либо наблюдают вместе с реальными посетителями. Отсутствуют эти безмолвные персонажи только вокруг глобуса, что подчеркивает вводный характер этой части экспозиции.
Более развернутая информация, оформленная с расчетом на максимальное эмоциональное воздействие, состоит из нескольких смысловых линий. Главные из них – жизнь евреев в разные исторические периоды, бытовые и религиозные составляющие, которые представлены различными инсталляциями, фильмами и тематическими разделами. Есть центральная линия экспозиции, разделы которой посетителям не обойти, и боковая, уточняющая и детально конкретизирующая предыдущую информацию.
Не обошлись организовавшие Еврейский музей без некоторого усложнения воспроизведения и трактовки истории еврейства, что затрудняет восприятие информации посетителями, слабо знакомыми с предметом изложения. Информационный коридор сочетает описывающую исторические перипетии левую сторону с религиозной составляющей, размещенной с правой стороны прохода. Здесь посетители вольны выбирать более интересное каждому, перемещаясь между сторонами коридора.
Евреи в нашей стране
Историческую экспозицию Еврейский музей по понятным причинам сосредоточил на событиях в Российской империи и Советском Союзе. Подчеркиваются ограничения, налагаемые на евреев – запрет на некоторые занятия, религиозные ограничения, возможность селиться только на ограниченной территории (пресловутая черта оседлости). Обосновывалось это разницей веры, однако подспудно власти боялись конкуренции для русских со стороны предприимчивой и, прямо говоря, умной нации.
Приток евреев в Россию существовал из Палестины, но большинство прибывало из Европы, из числа германских евреев (ашкенази). Мощными импульсами к росту числа еврейского населения были разделы Польши, а также обретение Россией Крымского полуострова. Еврейский музей называет исторический рубеж, когда в России жило до 80% мирового еврейства. Описана здесь и роль лиц еврейского происхождения в народничестве, социал-демократии, российских революциях и Великой Отечественной войне.
Религиозные аспекты
Положительные черты еврейского народа сформировались вопреки, а частично – и благодаря многовековым преследованиям и притеснениям. Видимыми причинами стали как бытовые обычаи, так и, прежде всего, религиозные. Это тем более удивительно, что религиозные воззрения евреев стали основой других популярнейших мировых религий, христианства и ислама. Святыней трех ныне существующих религий стал Иерусалим, хотя первый храм там был возведен в честь языческого божества сирийцев (Шалем).
Экспозиция о религиозных устоях иудаизма достаточно информативна, чтобы ее комментировать перед посещением читателями обзора. Относительно взаимосвязи религий – общеизвестно, что в Библии весь Ветхий Завет взят из Торы, а евреи древности воспринимали христиан как образованную на основе их веры секту, а Христа одним из ее проповедников. Ислам же причисляет Иисуса к числу пророков наравне с Авраамом, Исааком и Иаковом, упрекая иудеев лишь в непризнании таковым Магомета.
Пророчество Веры Мухиной
Бахметьевский автобусный парк, 1927
Один из первоначальных эскизов Бахметьевского гаража, 1926-1927
Английские автобусы фирмы «Лейланд», 1930-1935
Стоит ли говорить, что постройка, как минимум, привлекала внимание – причем, не только работников московского транспорта. Однажды, к примеру, сюда наведалась сама Вера Мухина, которая не просто впечатлилась легкостью внутреннего пространства (еще бы: гигантскую крышу несли всего 18 изящных колонн), но и справедливо предположила, что в будущем никакого гаража здесь не будет
Как в воду глядела, не так ли?
Впрочем, все могло бы сложиться совсем по-другому и, увы, очень печально. В 1999 году 3-й автобусный парк действительно переехал отсюда – в Бибирево. Вот только достойного применения историческому зданию найти никак не могли. Гараж пришел в запустение, и вот над его крышей уже нависает угроза сноса. Марьина Роща – перспективный район, который давно очистил свою «темную» репутацию. Так почему бы не построить здесь элитное жилье или, скажем, ночной клуб?
Но к счастью, в 2001 году за Бахметьевский гараж вступилась «Московская Марьинорощинская Еврейская Община», которая предложила восстановить историческое здание и открыть в нем музей. Столичные власти согласились и передали ей объект в безвозмездное пользование. В конкурсе музейных концепций победила идея «Погружение в историю и культуру – через развлечения» американских архитекторов из бюро Ральфа Аппельбаума. И работа закипела.
Для детей
Особая часть музея – это детский центр. Это специально созданное пространство, предназначенное для развития и образования детей и родителей. В центре каждый гость найдет себе интересное и полезное занятие.
Мероприятия, проводимые в детском центре чрезвычайно разнообразны по содержанию и по форме. Тут проходят занимательные художественные классы, обучающие программы, интересные музейные квесты. Особо любят маленькие посетители различные праздники и развлекательные программы.
В центре работают не только опытные педагоги, но и другие специалисты – художники, лингвисты, психологи и пр. Цель проводимой центром работы – помочь каждому ребенку выявить присущие ему способности и научить выражать свои впечатления о мире.
При работе с детьми нужно избегать штампов и скуки, поэтому мероприятия Центра отличаются большим разнообразием. Дети на занятиях не сидят, а активно принимают участие в обучающем процессе. В Центре будет интересно и дошколятам, и ребятам постарше, а также, молодым родителям и учителям.
Полезная информация
Гостей столицы интересует, как добраться до здания музея. Точный адрес — Москва, ул. Образцова, 11, стр. 1а.
Вопрос, как доехать до здания музея можно решить по-разному:
На автомобиле. В этом случае удобно начинать движение ТТК, с которого нужно будет повернуть у Сущевского Вала на улицу Образцова. Проехав после поворота приблизительно 0,5 километра, нужно будет еще раз свернуть в Новосущевский переулок.
На метро. Следует доехать до станции «Марьина роща», отсюда до здания музея можно добраться пешком за 10-12 минут.
На общественном транспорте. От станции метро «Новослободская» можно добраться до музея на трамвае маршрута №19 (6 остановок) или маршрутном такси №119м или №444м до остановки «Улица Образцова».
С воскресенья по четверг часы работы музея с 12.00 до 22.00, в пятницу можно посетить выставку с 10.00 до 15.00. В субботу и во время еврейских праздников – выходной.
Еврейский музей и центр толерантности
Еврейский музей и центр толерантности размещаются под одной крышей — на территории реконструированного исторического корпуса Бахметьевского автобусного парка. Музей был открыт относительно недавно — в ноябре 2012 года, но успел стать сосредоточением культурной жизни столицы.
Пространство музея — крупнейшая мировая площадка, посвящённая жизни, истории, культуре и быту еврейского народа. Экспозиция располагается на 4500 м², общая площадь помещения — 8500 м². Здание построено в 30-е годы прошлого века (архитекторы К. Мельников и В. Шухов). В настоящее время в нём размещён один из самых технологичных европейских музеев. Основу его выставочного пространства составляют не только артефакты, но и информация, подающаяся в интерактивном виде. Среди экспонатов — документы, письма, танк Т-З4, самолёт У-2.
На создание музея было затрачено 50 000 000 долларов, которые собирались по всему миру. Свой месячный заработок в 2007 году перечислил В. Путин, а ФСБ передало документы, касающиеся судьбы Рауля Валленберга. Разработала концепцию и провела реконструкцию компания из США Ralph Appelbaum Associates. Создателям удалось показать не отдельный социальный пласт еврейского народа, а всю историю России через призму одной национальности.
Территория музея разделена на 12 залов. Гостей встречает павильон с 4D-кинотеатром. На его экране проходят рассказы представителей еврейского народа и события — от сотворения мира до сегодняшних дней. Аудио- и светоэффекты усиливают эффект присутствия. Посетителей интересует карта миграции, которая находится на столе. Она устроена так, что, касаясь её, можно составить представление о еврейских общинах в любых странах мира.
В зале Штетл демонстрируется жизнь еврейского местечка в дореволюционной России. Отдельные экспозиции посвящены одесской жизни на границе XIX—XX веков, революционных событиях, жизни в СССР. Огромная диорама рассказывает об участии народа в Великой Отечественной войне и ужасах Холокоста. На мемориале можно отдать дань памяти — зажечь свечу и вспомнить погибших поимённо. Послевоенное время ассоциируется у многих с «хрущёвками» и «отказниками», антисемитизмом и эмиграцией. Последний зал рассказывает о достижениях сегодняшнего дня — самых позитивных для еврейского народа.
При музее открыт Центр толерантности и авангарда, библиотека Шнеерсона, детский и исследовательский центр.
Начинаем осматривать Еврейский музей
В феврале 2018 года Еврейский музей открыл выставку Собибор: победившие смерть, которая рассказывает о восстании заключенных в концлагере на польской территории. Представлена имеющаяся информация об этом конвейере смерти, где под видом мытья в бане людей умерщвляли в газовых камерах. Основой экспозиции стали воспоминания выжившего узника, записанные его сыном. Отражен эпизод восстания безоружных узников, единственного удавшегося в фашистских концлагерях.
Выставка никаким образом не связана с фильмом Хабенского, не является его рекламой или материалом сценария. В этом смогут убедиться российские кинозрители, посетившие Еврейский музей. Во время визита в нашу страну выставку посетил премьер Израиля Нетаньяху в сопровождении Президента России Путина. Продолжилась традиция бывшего на открытии музея 9-го президента Израиля Шимона Переса, родня которого погибла в сожженной немцами польской синагоге.
Ограждающие конструкции кинозала сеткой не ограничиваются, в нем обеспечена изоляция от остального пространства огромного здания. Круговой экран из нескольких секторов обеспечивает демонстрацию панорамного фильма для сидящих по кругу зрителей, примерно сотни человек. Наличие в центре помещения круглого стола позволяет предположить проведение здесь не только киносеансов, но и иных мероприятий.
Содержание фильма пересказывать не хочется, чтобы не предвосхищать собственное восприятие читателей обзора при визите в Еврейский музей. Скажем только, что излагается история еврейской нации, от библейских времен до исхода из Египта, демонстрируется воображаемое устройство Иерусалимского храма и иные фантазии. Своеобразны зрительские кресла поглощают значительную часть внимания посетивших киносеанс.
Похожи на маски аквалангистов массивные очки, погружающие зрителей в виртуальную реальность демонстрируемой историко-фантастической картины. Техника кинопроизводства прогрессирует стремительно, обозреватель не стал вникать в маркировку системы, но Еврейский музей установил явно не устаревший вариант. Кинозал по сути тоже проходное помещение, из него посетители попадают сразу к основной экспозиции.