Эбру: рисуем по воде. Мастер-класс для творческого офиса

Процесс живописи Эрбу, пошаговое описание

Подготовка бумаги

Смочите бумагу влажной губкой, смоченной в сульфате алюминия, разбавленного водой. Это помогает краске прилипать к бумаге. В традиционном варианте художники, правда, никогда не используют квасцы, но это делает искусство Эбру ещё более трудным.

Подготовка лотка с водой

Лоток должен быть заполнен порошком каррагинана (ирландские морские водоросли), смешанным с водным раствором, на глубину не менее 2,5 см дюйма, дать постоять не менее 6 часов.

Подготовка красок

Балансировка цветов является самой сложной и трудоёмкой задачей в искусстве Эбру. Начните с тестирования каждой цветовой смеси. Если цвет распространяется по воде слишком быстро, то его реакционную способность следует снизить путём добавления воды.

Между каждой серией проб, убеждайтесь, что поверхность воды чиста от краски. Сложив газетную бумагу, собирайте всю краску с поверхности.

После того, как все цвета распространяются по воде примерно с той же скоростью, вы можете начать посыпать краски с кисти из конского волоса в соответствии с цветовой последовательностью, установленной во время балансировки красок. Поверхность насыщена, или “полна”, когда дополнительные капли цвета больше не растекаются по поверхности или начинают тонуть.

Для рисования формируйте капли краски растяжением, перемещая цвет на поверхности. Каждый дизайн имеет определённые шаги и последовательность выполнения, и вы должны им следовать. Вы можете использовать гребни, булавки или другие инструменты, манипулируя цветами для превращения их в узор.

Перенос рисунка на бумагу

После того, как рисунок создан, аккуратно выложите бумагу на поверхность. Держите противоположные углы бумаги, сперва касаясь воды углом бумаги. Отпустите бумагу, она должна ложиться равномерно. Оставьте на 3-5 секунд для передачи рисунка. Аккуратно возьмите бумагу по углам, проведите по краю лотка для удаления излишков воды. Положите бумагу на плоскую поверхность для просушки.

Выравнивание бумаги

Готовый сухой рисунок можно поместить под тяжёлые предметы, годится пресс из стопки книг, для выравнивания бумаги.

Ваш рисунок готов!

Рисунок эбру

Работа на наш конкурс, ее прислала Эльвира из Челябинска. Номинация «Учусь быть волшебником».

«Это наша семейная творческая работа. В основном творила дочка Камилла, ей 4 года и 4 месяца.

Эбру (рисование по водной глади) — древнейший способ создания узоров на ткани и бумаге с эффектом мрамирования. Для нее использовали только натуральные кисти из древесины розового кустарника и конского волоса.

Берем умеренно глубокую емкость прямоугольной формы, заполняем водой не до краев. Использовали готовые краски, рекомендуемые для начинающих Artdeco. Но можно использовать краски (бойалар).

Разбрызгиваем, добавляем по каплям краску на воду с помощью кисточки и экспериментируем с узором.

Для получения «чешуйчатого» узора использовали гребень, длина которого соответствовала ширине поддона.

Размещаем на поверхность рисунка лист бумаги. Ждем несколько секунд, давая возможность рисунку прикрепиться к бумаге.

Затем аккуратно снимаем и переворачиваем.

Даем возможность высохнуть. Все, рисунок в технике эбру готов!»

Примечание:

Краски (бойалар)

Краски для эбру включают в себя натуральный пигмент, воду и желчь. Они очень жидкие по консистенции, по сути цветная вода. Для изготовления красок эбру используются следующие нерастворимые пигменты:

Желтый: сернистое соединение природного мышьяка.

Синий: лахорская синька, которую получают из корня растения. Рецепт ее изготовления создан в пакистанском городе Лахор.Зеленый: соединение синего и желтого. Если много мышьяка, цвет получается ближе к фисташковому, если много синьки – ближе к изумрудному.Тёмно-синий: особый сорт натуральной синьки.Черный: печная сажа, собранная вручную. Издавна сажа используется для изготовления чернил. В приготовлении это самая сложная краска. Она очень плохо впитывает воду из-за сажи, которая постоянно поднимается на поверхность воды. Поэтому ее нужно очень долго перемешивать. Чтобы облегчить этот процесс, в раствор добавляют сосновые иголки.Белый: карбонат свинца (свинцовые белила) в натуральном виде.Красный: оксид железа из листьев красной капусты.

Это я нашла в интернете, а сами мы использовали краски, рекомендуемые для начинающих — Artdeco.

Что такое Эбру? Эбру — это…

Эбру — это способ творческого самовыражения, заключающийся в особой графической технике, когда посредством оттиска красочное изображение переносится на бумагу с поверхности воды.

Эбру — это больше, чем рисование, больше, чем искусство. Это возможность погрузиться в энергию водной стихии, ощутить её простоту, гармонию и совершенство.

Это особенный способ самовыражения, полный мистического очарования, когда созревший в душе замысел воплощается в изменчивой воде, а потом запечатлевается на бумаге. Мастера сравнивают эбру с отпечатанной на бумаге молитвой.

Чтобы овладеть этим искусством нужно, прежде всего, обрести себя, открыть свои чувства познания для мира. Картина, выполненная в технике эбру, это своеобразное отражение души художника, его чувств.

Чтобы жидкость была более плотной, в неё добавляют экстракт растения гевен, которое встречается в горах Турции, Ирана, Пакистана и на Кавказе.

После этого, используя кисти и специальные инструменты, на поверхность воды наносят капли краски, которые начинают жить своей жизнью: расплываются, сужаются, расширяются.

Каждый слой краски не смешивается с предыдущим, а начинает взаимодействовать с ним, образую своеобразную движущуюся цветовую симфонию. Это достигается посредством особого состава используемых красок (пигмент, вода, желчь) и их очень жидкой консистенции.

Достаточно на несколько секунд положить бумагу на воду, чтобы рисунок полностью исчез с поверхности воды и отобразился на бумаге. Этот оттиск уникальный и неповторимый. Есть техники перевода изображения эбру не только на бумагу, но и на ткань, дерево, стекло, керамику.

Картины в технике эбру можно увидеть в дизайне помещений, на одежде и аксессуарах.

Историки не имеют единого мнения о времени и месте происхождения эбру. Это связано с тем, что художники, работающие в этой технике, никогда не ставили подписи на своих работах и не указывали дату создания. Есть версия, что эбру зародилось в Бухаре и Самарканде, а позднее, через Персию, дошло до Турции.

С персидского слово «эбру» можно перевести как «похожий на облака». По другой теории, зарождение эбру произошло несколько восточнее — в Туркестане, где сейчас находится Уйгурский автономный район КНР.

Кстати, на Алтае был обнаружен рисунок на куске кожи, похожий на эбру, которому около 2500 лет. Считают, что подобная техника произошла от шаманских ритуалов, которые использовали рисование на воде для связи с миром духов.

Преимуществом эбру является то, что даже новичок может легко создать свою первую картину. Для этого нужно купить необходимые ингредиенты и инструменты, приготовить раствор воды, краски.

Погружаясь в эбру, можно открыть для себя таинство общения с водой — изменчивой, переливающейся, составляющей основу всего живого.

Вода в эбру словно зеркало, как своеобразный барометр души, отражающий тончайшие переживания, о которых вы сами могли и не догадываться, пока капли краски на воде не сложились в особенный узор, тайна которого понятна только вам.

Эбру — это возможность погружения в настоящий момент, фотографирования его — здесь и сейчас. Мастера говорят, что начав работать в технике эбру, вы с каждым шагом будете обретать всё более глубокое понимание мира и себя.

Вода сама помогает творить прекрасное, если только человек готов научиться понять её язык и говорить на нём. Как писал Руми: «Слова не нужны, чтобы проникнуть в тайну. Просто будь, и вот она».

Сущность техники эбру как нетрадиционного способа рисования

Эбру — это старинная изобразительная техника, которая представляет собой рисование на воде жидкими красками. Суть данного способа заключается в том, что вода и краски имеют разную плотность, за счёт чего последние не растекаются и не растворяются, а оставляют на поверхности выразительный рисунок в виде тонкой плёнки. После создания рисунка на воде он аккуратно переносится на бумагу или ткань (материал просто прикладывается к жидкости).

Воду делает более плотной добавление специальных веществ. Изначально это был растительный экстракт, который добывали из колючек растения гевен и настаивали более недели. Сегодня же в художественных магазинах имеются в продаже специальные готовые основы для раствора. В процессе работы сложно предугадать, как растечётся краска, поэтому каждая композиция получается оригинальной и неповторимой.

Каждая композиция получается уникальной, поскольку нельзя предугадать, как именно растечётся краска

Краткий экскурс в историю

История эбру берёт своё начало в далёком прошлом. Достоверно неизвестно, в какой именно стране зародилась эта необычная техника. По одним источникам, это Индия, по другим — Туркестан. Большинство же искусствоведов и историков полагают, что этот способ рисования изобрели в Турции, поскольку там находится самое древнее изображение, нарисованное на воде.

Рисование эбру по сей день популярно в Турции, там проводятся мастер-классы для туристов и выставки

Через Великий Шёлковый путь эбру проникло в Европу, где за ним закрепилось название «турецкая бумага» (ещё один вариант — «мраморная бумага»). Эта изящная техника использовалась для оформления книг и ценных документов. Например, на красочной узорчатой бумаге делали важные записи (свидетельства, указы), подделать такой документ было очень трудно.

Что касается этимологии названия, здесь тоже нет полной ясности. Предполагается, что оно восходит к персидскому «об» (вода) и «ру» (на). В турецком же языке «обру» преобразуется в «эбру», что значит «на воде».

Видео: история и философия искусства эбру

Виды эбру

В современной живописи используются разные виды техники рисования на воде. Наиболее популярны следующие:

  • Akkase Ebru. На один лист бумаги последовательно по мере высыхания наносятся несколько слоёв краски.
  • Gel-Git (или волны). По воде просто разбрызгивается краска, затем по ней шилом или иным острым предметом проводятся параллельные друг другу линии.
  • Баттал эбру. Краска также разбрызгивается по поверхности воды. Затем полученный узор без каких-либо изменений переносится на бумагу. Таким образом, от уровня мастерства художника здесь мало что зависит: он просто одна из составляющих творчества наравне с водой и бумагой.
  • Осветлённое эбру. Краска сильно разводится водой. В итоге изображение получается очень светлым, будто нанесённое лёгкими штрихами. Используются такие рисунки в основном как фон.
  • Эбру Неджмеддина (по имени изобретателя). На основе рисуются концентрические окружности разного размера, которые затем преобразуются в узоры или образы. Таким способом очень хорошо изображать бутоны цветов.
  • Эбру шаль. Краска разбрызгивается по поверхности жидкости. Затем шилом проводятся движения влево-вправо или вверх-вниз. После этого делаются круговые движения по тому же рисунку. Получается так называемый узор «приливы-отливы».

Концентрические окружности кругов легко можно превратить в бутоны цветов, а также в листья и другие образы

Что потребуется?

Рисование в технике эбру не является особо сложным процессом, но все же требует ряд определенных материалов и инструментов.

Краски

Чтобы краска подошла для работы в технике эбру, она должна иметь в своем составе натуральный минеральный пигмент, воду и желчь животных. Она должна быть жидкой, практически как цветная водичка, чтобы иметь возможность держаться и растекаться по поверхности. Приобрести в магазинах для художников можно как готовую смесь, так и концентрат для разведения. Для начала работы подойдут и самодельные краски, полученные из масляных красителей и растворителей. В принципе, рисовать получается и с применением акриловых красок. Использование гуаши возможно только в том случае, когда в качестве основы задействуется молоко.

Загуститель

Жидкая основа для рисования должна быть плотной и густой, чтобы краска не опустилась. Получить ее удается, соединив воду с загустителем. Данный компонент может выпускаться в виде порошка или жидкого экстракта, требующих в дальнейшем разведения по инструкции на упаковке. Как правило, сперва покупной загуститель на протяжении 10 минут тщательно размешивают в воде. Затем смесь оставляют набухать на протяжении 5-10 часов, пока она не обретет консистенцию клейстера.

Профессионалы отдают предпочтение порошку под названием kitre, получаемому из гевеи. Задействуют они также целлюлозные препараты или каррагинан, полученный из морских водорослей. Новичкам специальный загуститель рекомендуется заменить крахмалом или мукой. К примеру, получить клейстер получится, если развести в литре воды пару столовых ложек муки так, чтобы не осталось комков. Полученную смесь ставят на огонь и, помешивая, доводят до кипения. Когда температура достигнет максимума, огонь нужно уменьшить и кипятить клейстер, пока он не загустеет. Готовую субстанцию остужают и процеживают.

Так же просто получается загуститель и на основе крахмала. В соответствии с этим методом, после того как смесь будет сварена, в нее рекомендуется добавить небольшое количество силикатного клея. Слишком густой кисель разбавляется водой. Перед началом рисования субстанция обязательно процеживается. Еще одним вариантом является использование в качестве основы молока 2,5% жирности, не требующего дополнительного загустителя.

Для эбру можно также разводить водный раствор из желатина или агар-агара. Согласно данному способу, порошок в количестве 1 чайной ложки разводится в стакане воды. Затем он переливается в емкость большего размера, куда постепенно добавляется чистая жидкость, пока субстанция не обретет консистенцию густого киселя. Закрыв емкость крышкой и встряхнув ее несколько раз, необходимо дать настояться ее содержимому 2-3 часа. Перед использованием основа процеживается.

Инструменты

Кисти для эбру создаются на основе конского волоса. Для творчества подходит как простая кисть, так и щеткообразная. Чтобы краски не смешивались между собой, для каждой подготавливается свой собственный инструмент. Особые гребни, представляющие собой несколько иголок, закрепленных на плоском основании, позволяют создавать симметричные узоры или делать фон. При помощи шила или спиц художник может создавать мелкие детали. Занимаясь творчеством вместе с детьми, можно воспользоваться зубочистками, спичками или палочками для суши.

К необходимым для работы средствам также относится обычная газета. Если положить ее на поверхность «жидкого листа», а потом аккуратно стянуть через бортик, то удастся избавиться от пузырьков воздуха. Бумагу для фиксации готового изображения лучше брать специальную, грунтовую, хотя подойдут и простые не слишком плотные листы. Емкость, в которой будет осуществляться весь процесс, должна быть прямоугольной, в меру глубокой и размером, соответствующим листу А4.

Разбираемся в технике

К сожалению, еще с детского сада у детей может пропадать тяга к рисованию. На это есть ряд своих причин: отсутствие умений, однообразие в рисунках, маленькое количество знаний. Как эксперимент в детском саду был проведен мастер-класс по эбру. Благодаря ему дети выражают свои чувства и эмоции.

Процесс живописи на воде можно посмотреть на примере мастер-класса.

Подготовка специальной клейкой основы можно сделать домашними средствами. Для эбру необходимо приготовить клейстер из крахмала и воды, его нужно немного остудить. После чего добавляем клея ПВА и перемешиваем основу. В случае того, что появляются пузырьки, необходимо положить на газету секунд 15-30, далее убрать.

Подготавливаем акриловые краски, разбавив их водой до жидкого состояния.

Теперь начинаем рисовать: возьмем кисточки и делаем пару точек, например, а затем вытягиваем линии и узоры. Можно сделать фон: набрать краску на кисточку и стряхиваем на клейкую основу. А далее нужно использовать свою фантазию и творить: рисовать цветы, деревья и многое другое.

Теперь давайте перенесем нашу живопись с воды на бумаге. Берем листик бумаги, который идеально подходит к размеру нужного лотка

Осторожно прикладываем лист бумаги к основе, подождем пару минут и достаем

Далее, необходимо дать высохнуть рисунку.

Во время работы очень тяжело предугадать, в какой последовательности растекутся краски. Ну а так как с такой техникой могут справиться даже дети, то она прекрасно подойдет и для начинающих. Главное – не боятся, а творить. И все получится.

С чего начать или эбру своими руками

Наши дети и их мамы – самые активные, изобретательные и находчивые в мире. Поэтому в рейтинге запросов в Google на первом месте стоит: как сделать что-то самостоятельно, своими руками. Расскажем и мы, как начать рисовать эбру дома. Но предупреждаем, что вариант этот не из экономных, скорее, наоборот! 

Понадобятся специальные краски для рисования на воде. Стоимость их в магазинах для творчества колеблется от 200 до 250 рублей за каждый цвет. Экономить на них не стоит, так как специальные краски для детского творчества будут, конечно же, более красочными и безвредными. Все зависит от ваших творческих планов и возможностей, но набор базовых цветов приобрести придется.

Специальный раствор для рисования – существенная часть расходов. Именно благодаря этому раствору получаются удивительные эффекты эбру – красочные пятна и узоры. Порошок для приготовления раствора стоит в магазинах для творчества по-разному, в среднем 1000-1500 рублей. 

Бумага для рисования эбру. Можно купить специальные листы или использовать бумагу для рисования акварелью. Если возьмете бумагу из магазина канцтоваров, то качество несколько пострадает. В зависимости от ваших творческих задумок и размеров лотка, формат рисунка эбру может быть А4, А3. А еще мастера эбру могут рисовать на чем угодно – на деревянных ложках и разделочных досках, на шарфиках и сумках, могут расписывать эбру пасхальные яйца – следите за анонсами творческих мастер-классов!

А еще вам понадобятся: лотки для рисования эбру (в домашних условиях можно использовать просто подносы, не забудьте подстелить клеенку!), специальные гребни и шила для рисования, фартучки и нарукавники для безопасности домашнего творчества. Посмотрев несколько видеороликов в интернете, можно собраться с силами и начинать экспериментировать!

Плюсы и минусы самостоятельного эбру-старта.

Плюсы: самый лучший опыт – это личный, путем проб и ошибок. Для поклонников самостоятельных экспериментов нет ограничений по времени и потраченным материалам, необходимости искать подходящее время и группу. Финансовые затраты можно минимизировать, заказав материалы на Aliexpress или других эконом-сайтах.

А какие же минусы?

Самый главный: если вы еще не решили заниматься эбру постоянно, а планируете “просто попробовать”, то приобретать качественные материалы для эбру накладно. В то же время покупать у случайных поставщиков все-таки не стоит, лучший выход – мастер-класс у специалиста.

Минус второй: как бы внимательно вы ни изучали ролики с YouTube, при первом опыте все равно обнаружатся пробелы в знаниях и результат вряд ли будет блестящим.

Плюсы мастер-класса по эбру у мастера. 

Знания – наш главный капитал. Мастер, рисующий эбру давно и знающий самые разные нюансы и техники, обязательно поделится с вами своими находками, секретами, подскажет, как правильно создавать узоры и сочетать цвета для самых эффектных и неожиданных рисунков! Поэтому если вы хотите с первого раза получить красивые эбру-рисунки и только самые лучшие впечатления – записывайтесь на творческий мастер-класс по эбру. Ведущие мастер-классов для детей знают способы, как заинтересовать юного художника и помочь ему создать свой уникальный эбру-шедевр. 

Материалы для Эбру “с нуля”, полный список

Материалы (ниже — подробное описание, что зачем):

  • Лоток
  • Бумага
  • Каррагинан
  • Кисти
  • Краски
  • Бычья (воловья) желчь
  • Банки
  • Капельницы
  • Бутылка с водой
  • Металлические штифты
  • Расчёска
  • Скипидар
  • Газетная бумага

Сегодня всё стало проще: вы можете приобрести готовый профессиональный набор, в который входит всё необходимое:

Тазик-поднос — это контейнер, в котором вы будете наливать воду и рисовать по воде. Он должен быть на 1-2 см больше по каждой стороне, чем размер материала (бумага, ткань и т. д.). Размер типичного подноса — 35х50 см, 5 см в глубину.

Бумага должна быть хорошим абсорбентом и лучшее качество бумаги даёт лучшие результаты. Лист должен быть чистым, гладким, примерно на 1 см меньше с каждой стороны, чем лоток. Идеальные листы бумаги бескислотные, но они очень дороги и их трудно купить. Любой вид абсорбирующей бумаги подойдёт. Наиболее предпочтительным цветом является кремовый, так как он обеспечивает очень хороший контраст со всеми яркими цветами.

Каррагинан. Мраморность начинается с растворения порошка из водоросли в воде, белого материала, полученного из морского растения. Морские водоросли дают воде некоторую степень вязкости. Лоток заполняется этой жидкостью на глубину около шести сантиметров. Добавьте 2,5 столовые ложки порошка на один литр воды, смешайте. Подождите, пока пузырьки рассеются, по крайней мере в течение 6 часов, и только потом можно приступать к рисованию по воде.

Щётки сделаны из конского волоса с ручкой из стебля розы. Они предпочтительнее современных кистей из-за лёгкого веса стебля розы, а также его гибкости и того, что конский волос не впитывает краски. Они тщательно делаются самим художником с помощью специальной техники, чтобы связать конские волосы. 

Можно контролировать количество краски для посыпки, используя соответствующие современные кисти из щетины с разной толщиной и длиной.

Краски. Цвета для красок получают от различных естественных веществ. Пигменты различных цветов нерастворимы в воде и не подвержены воздействию солнечных лучей. Они продаются в виде оксидных и органических пигментных красок в порошкообразном виде, а также уже измельчённых пигментов в кремовой консистенции.

Способ приготовления красок самостоятельно: художник должен смешивать пигменты на мраморной или стеклянной доске и тщательно измельчать пигменты специальным мраморным или стеклянным пестиком в течение полутора или двух часов с использованием специальной техники. Затем краски нужно оставить стоять на 12 месяцев. После этого вы получаете готовые измельчённые формы, которые используется в Эбру. Каждая из этих красок помещается в отдельную стеклянную банку и смешивается с небольшим количеством воды. Разные пигменты имеют разные характеристики, приготовление красок требует смешения с водой и бычьей желчью.

Бычья (воловья) желчь (художники обычно берут её на скотобойнях) — это вещество, которое художник должен лучше всего понимать в процессе Эбру. Это здесь ключевой материал. Желчь понижает вязкость базовой жидкости и позволяет наносить краску на поверхность воды. Краски без желчи просто опустятся на дно лотка. Вещество также предотвращает смешивание цветов друг с другом и помогает краскам цепляться за бумагу. Кроме того, воловья желчь позволяет художнику создавать различные оттенки одного цвета, позволяет краскам рассеиваться по воде без осаждения.

Стеклянные банки нужны потому, что готовые краски хранятся в банках, иметь пустые для смешивания очень полезно.

Две небольших капельницы нужны для бычьей желчи и скипидара, используются для добавления небольших количеств этих веществ к краскам. Соотношение краски, воды и бычьей желчи должно быть тщательно отрегулировано с учётом желаемого результата, который изучается лишь со временем и практикой.

Бутылка воды нужна для добавления воды в краски.

Металлические штыри различных размеров нужны для манипуляции с красками. Каждый из них по-разному влияет на живопись

Мраморщики осторожно используют булавки для специальных целей. Этому можно научиться на практике

Расчёски ручной работы используются для абстрактного дизайна.

Скипидар используется для изготовления красок, придавая объёмный вид. Скипидар должен иметь свою собственную щётку-кисть, которую нельзя использовать для что-нибудь, за исключением скипидара.

Газетная бумага используется для подготовки и очистки воды до и после каждой печати.

Вода требуется с низким содержанием кальция, хлора и извести, подходит питьевая вода хорошего качества, а дистиллированная вода является идеальной.

Техника мраморирования

В первой части мы научились основам эбру, этой интереснейшей техники рисования, узнали, что необходимо иметь для работы.

До этого (в первой части) наше влияние на конечный результат было косвенным — мы не прикасались к самой основе. Но можно рисовать непосредственно по поверхности воды (вернее густой основы для эбру) как по бумаге.

Для это используются тонкие палочки, иглы, перья, гребешки, шпатели, даже обратная сторона кисти.

Рисунки эбру как абстрактные и тематические картины

Для тех, кто уже сделал хотя бы несколько отпечатков эбру на бумаге, остался доволен результатом, предлагаю идти дальше. Как вы думаете, всегда ли в технике эбру получаются абстрактные изображения? Можно ли, реально ли получить рисунки на конкретные темы, чтобы было узнаваемо то, что изображено на картинке, применяя те техники рисования по воде, что вы знаете?

Урок 1 смешивание цветов

Метелочкой краски распределяются (разбрызгиваются) по воде. А острой палочкой или шпателем слегка смешиваются до получения мраморного рисунка.

Такой прием иллюстрирует фото ниже.

Приемы рисования эбру в картинках

Красные и серые цвета комбинируются, редкие желтые пятнышки оживляют общий вид картинки.

Как получаются подобные разводы, иллюстрирует схематичная картинка внизу текста.

Схема смешивания цветов в эбру

Урок 2. Соединение цветовых пятен

Для двух последующих примеров цветовые пятна тупо нанесены концом кисточки или пипеткой. Ровными рядами они посажены рядом друг с другом. После чего палочкой кисти или шпателем они были соединены между собой. Проводим мы от верхнего края ванночки к нижнему или наоборот — получается все время разная картинка.

Соединение пятен на поверхности воды

Можно попробовать провести палочкой по диагонали. Таким приемом получаются интересные образцы рисунков. Но слишком много увлекаться этим методом (непосредственно рисования по поверхности) не стоит. По той причине, что тогда часть краски может смешаться с основой, тогда придется чаще ее менять.

Узоры эбру

Урок 3. Смешивание цветов пером

Работа начинается с того, что рядами с одинаковым расстоянием наносятся капли зеленого красителя. После сажаются капельки в середину зеленого. Синий разбрызгивается при помощи «метелки». Синий мало расплывается и образует веселые точечки.

Далее вместо того, чтобы как мы уже научились работать шпателем, деревянным концом кисти или иголкой, используем птичье перо. Причем не острие, а другой конец. Вытянутые пятна упорядочиваются теперь друг за другом.

Эбру птичьим пером

Урок 4. Марморирование в технике «улитки»

Следующая техника — улиткой. Ряды пятен выполняются не особенно точно, а потом пером закручиваются как домик улитки.

В старину сделанный в виде улитки узор часто использовали для украшения обложек книг. Это была «классика» техники эбру, правда, выполненная иглами.

Пример занимает большую площадь, очень интересно цветовое решение. Перо придает рисунку особый орнамент, картинка перышком получается более живой, чем сделанная иголкой.

На что нужно обратить внимание: когда улитка закручена, вы хотите рисовать дальше на другом месте, на пере остается краситель. На перышке остается еще и основа

Если мы сразу же переместим инструмент на другое место, то там лягут «нити» поперек узора.На готовой работе останутся некрасивые белые или цветные штрихи. Если иголка посадит один штрих, то перо — множество.

Поэтому перо нужно аккуратно доставать, держать под рукой тряпочку, которой можно почистить его. Достаточно просто провести им по ткани.

Техника улитки в марморировании

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий