Чувашская свадьба

РАЗДЕЛ I. СЕМЬЯ И БРАК В ЭТНОЛОГИИ.

История научного изучения семьи и брака, основные научные концепции происхождения и эволюции брачно-семейных норм.

Античные мыслители (Платон, Аристотель, Плутарх) о сущности семьи и ее значении. Представители раннего и позднего Возрождения о семейных ценностях.

Появление теории эволюции и ее влияние на гуманитарные науки. Бахофен – основоположник теории эволюции семейной организации. Развитие идей Бахофена Мак-Леннаном. Концепция эволюции семьи и брака Генри Льюиса Моргана.

М.М.Ковалевский о сущности семьи. Критика семейной теории М.М.Ковалевского М.О.Косвеном. Гегель о трех типах взаимоотношений внутри семьи. Значение труда Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Новые подходы к изучению семейно-брачных отношений в рамках школы «культура и личность», с использованием психологических теорий, З.Фрейда и др., Маргарет Мид –основоположник «этнографии детства».

Социологическая теория семьи П.А.Сорокина.

Классики социальной и культурной антропологии об институтах семьи и брака. Исследования семьи и брака в современных междисциплинарных науках.

Внешность и народный костюм

Представители этноса мало чем отличаются жителей средней полосы России. Европеоидный тип внешности с чертами монголоидной расы и средний рост – этими словами можно описать обычного жителя Чебоксар.

Характерной чертой нации считается прямой аккуратный нос, низкая переносица, лицо округлой формы, четко очерченные скулы и небольшой рот. Среди чувашей можно встретить и голубоглазых блондинов и темнооких брюнетов.

Национальные одеяния также похожи на наряды жителей средней полосы России. В основе женского костюма лежит ярко расшитая сорочка, дополненная халатом, передником и поясом. Барышни обязательно надевали головной убор (тухью) и многочисленные украшения, щедро обсыпанные блестящими и звенящими монетками.

Костюм мужчин отличался простотой и скромностью. Наряд включал в себя рубаху, штаны и пояс. Вещи шили в основном из сукна и холста. На ноги одевали онучи, сапоги или лапти. В холодное время года наряд дополняли кафтаном (шупар) и шубой на овчине (кёрёки). Традиционная вышивка чувашей представляла собой геометрический узор и символический рисунок древа жизни.

Ни один представитель народности не имел права покидать дом с непокрытыми волосами. Барышни творчески походили к декорированию головного убора. Тухью конусообразной формы надевали незамужние девушки, а вот дамы, связанные семейными узами, облачались в округлую хушпу. Изначально шляпка выполняла роль своеобразного оберега, позже её использовали для украшения внешнего облика.

Язык и письменность

Наречие народности относится к тюркской лингвистической группе. Историки считают, что это единственный сохранившейся язык из булгарской ветви. Внутри этноса он поделен на два диалекта, который отличается в зависимости от региона проживания. Также язык подразделяют на верховой («окающий») и низовой («укающий») говор. На основе последнего сформирован литературная лингвистика.

Историки уверяют, что в древние времена народ чуваши имел собственную руническую письменность. Современный алфавит появился лишь в 1873 году благодаря стараниям педагога И. Я. Яковлева. Помимо кириллицы он содержит ряд уникальных символов, которые отражают фонетические различия между диалектами.

Первым официальным языком республики считается русский, вторым – чувашский. Оба наречия входят в школьную программу и являются обязательными для изучения. Местное население бегло говорит на обоих языках.

Выбор невесты и знакомство с женихом

Как и многих народов, чувашские традиции не допускают выбор себе в жены или мужья человека из числа родственников до седьмого колена. С восьмого колена браки разрешались. Запрет, конечно, связан с тем, чтобы соблюсти все условия для рождения здорового потомства.

У чувашей часто было так, что жители одной деревни происходили от одного какого-то предка. Поэтому молодые чувашские женихи искали себе будущих жен в соседних и более дальних поселениях.

Чтобы молодые люди имели возможности знакомиться, часто устраивались посиделки со всевозможными играми, праздниками и общением представителей нескольких деревень из округи. Еще один вариант присмотреть себе жену или муж – это общие работы в поле, например, сенокос.

Как и в других народностях, если молодой чувашский парень говорил о своем намерении жениться, то его родители, первым делом, принимались выяснять о невесте. Из какого она рода, какое у нее здоровье, какая она хозяйка. Не лентяйка ли, какого ума и характера, да и внешность девушки имела значение.

Встречалось такое, что невеста была несколько старше жениха. Разница в возрасте могла доходить до 10 лет. Это объясняется тем, что родители жениха старались женить его быстрее, чтобы в доме появились дополнительные руки. А родители невесты наоборот, старались подержать дочь подольше возле себя, из тех же соображений.

В чувашской традиции было принято считать, что чем больше возраст невесты, тем она более ценна, так как больше умела и имела, как правило, более богатое приданое. Приданое чувашским невестам начинали готовить с детства.

Было такое, что родители и сами выбирали детям будущих супругов, но согласие на брак самих детей, конечно, было необходимо.

До свадьбы

Когда выбор невесты был сделан, родители желали познакомиться с семьей невесты, и следовало устроить предварительный сговор. Для этого в дом к невесте отсылались сваты из числа близких родственников или хороших знакомых.

Сваты шли в дом невесты с подарками и кнутом, а вести себя было положено не как обычно. Например, кто-то из сватов мог усесться в середине дома и завести речь о покупке. Родители невесты, конечно, понимали о чем речь и поддерживали разговор, делая вид, что ничего не продают.

Тогда сваты просили пригласить к разговору дочь. В завершении разговора, если сватовство прошло удачно, то сваты в доме невесты оставляли кнут.

Спустя несколько дней происходило окончательное сватание. В дом к невесте приезжали родители и близкие родственники от юноши, привозили гостинцы с продуктами. С другой стороны тоже собирались родственники, чаще старшие члены рода.

Перед тем как сесть за стол, было принято приоткрыть дверь и помолиться, держа кусочек хлеба и сыра в руках. Затем начинался праздник с песнями и весельем. Невеста одаривала будущую родню подарками. Это были и полотенца, и рубахи, а еще угощала пивом.

Гости, опустошив ковш пива, клали в него несколько монет. Сваты договаривались о дне свадебного торжества и размере калыма, а также приданом.

Незадолго до свадьбы, родители жениха снова приходили к родителям невесты, чтобы окончательно решить вопрос о дне свадьбы.

  • Свадебное застолье устраивалось во дворе. Накрывали стол, устанавливали скамейки.
  • Калым мог состоять из денег, продуктов для свадьбы, шкур для пошива шуб и прочего.
  • Приданое состояло из различной одежды, платков, полотенец, перин и подушек, сундуков, мелкого и крупного домашнего скота.

Выбирался своеобразный тамада. Он был из числа близких родственников. Это чаще всего был мужчина добряк, весельчак, балагур, хорошо помнящий все обычаи свадебного ритуала. Он к тому же вел и переговоры с родителями.

Его называли – старший дружка. У него был помощник – младший дружка. Он выбирался из числа молодых родственников жениха. В его обязанности входило вести переговоры со свитой невесты, а также он был запевала и коновод в свадебном поезде.

Традиции и обычаи

Праздники и обряды. Среди самарских чувашей в отношении обрядовой культуры исторически выделялись две группы, различавшиеся по их конфессиональной принадлежности — чуваши-христиане и чуваши-язычники.

В праздничный календарь крещеных чувашей вошли православные праздники, многие из которых широко отмечались среди местного населения, а некоторые из них — преимущественно зимние праздники — стали «престольными» праздниками конкретных чувашских селений. У крещеных чувашей Самарского края исчез огромный пласт обрядности — моления типа чук.

У некрещеных чувашей чук – один из ключевых моментов в обрядовой жизни и составляет суть большинства календарных обрядов. Большое моление аслă чук совершается раз в три года при участии все жителей селения.

Праздники зимнего календарного цикла Раштав Рождество, çěнě çул Новый год, Кěшэрни Крещение совпадали по времени и по содержанию со святочной неделей у русских. Они сопровождались гаданиями с целью предсказания судьбы, магическими приемами, направленными на обеспечение благополучия в делах на будущий год.

Обряды весенне-летнего периода начинались с çăварни, чувашской масленицы, и завершались в конце июня проводами игрищ уяв или вăйă.

В течение весны и лета самарские чуваши отмечали еще несколько праздников: мункун, соответствовавший православной Пасхе и совпадавший с ней у крещеных чувашей.

Весенне-летние игрища молодежи уяв/вăйă начинались обычно после Николы летнего (9 мая), а завершались торжественными проводами на Петров день (29 июня) и длились, таким образом, 7 недель.

Праздник çинçе обозначал «пору отдыха земли», в течение которой строго соблюдался запрет на выполнение земледельческих, строительных работ и т.д. В ряде селений началу çинçе предшествовал акатуй (или сабантуй, проводившийся перед çимěк в среду. Жители селений устраивали складчину, и из собранных продуктов варили кашу, а принесенные из дома яйца и лепешки пашалу закапывали в борозды, символически проводившиеся на окраине деревни. Праздник сопровождался играми молодежи, исполнением специальных песен.

Обряды осеннего цикла были связаны с уборкой урожая и представляли собой серию благодарственных молений в честь бога и предков Одно из первых молений посвящалось новому урожаю и носило название кěрхи сăра «осеннее пиво», автан сăри «петушиное пиво» или кěр çурти «осенняя свеча».

Язычество законсервировало традиционный образ жизни и способствовало длительной сохранности элементов национальной культуры. Это касается и календарной, но особенно, похоронно-поминальной обрядности. Один из таких ярких моментов — установление намогильного столба юпа Некрещеные чуваши имеют свои кладбища, располагающиеся иногда рядом, а чаще, в некотором удалении от кладбищ христиан.

Примечательной стороной религиозно-обрядовой культуры самарских чувашей являлось поклонение духам местности. Последнее известно также и у правобережных чувашей, однако в Заволжье, у потомков переселенцев, оно приобретало достаточно оригинальную форму. Самарские чуваши даже по прошествии столетий продолжали молиться духам тех местностей, откуда переселились в XVII-XVIII вв. их предки. К примеру, туарминские чуваши, а также переселившиеся затем из этой деревни рысайкинцы устраивали совместное жертвоприношение карсунскому киреметю.

Семейные обряды

У чувашей были распространены три формы заключения брака: 1) с полным свадебным обрядом и сватовством (туйла, туйпа кайни), 2) свадьба «уходом» (хĕр тухса кайни) и 3) похищение невесты, часто с ее согласия (хĕр вăрлани). (См Родионов, В. Г. )

Жениха в дом невесты сопровождал большой свадебный поезд. Tем временем невеста прощалась с родней. Ее одевали в девичью одежду, накрывали покрывалом. Hевеста начинала плач с причитаниями (хĕр йĕрри). Поезд жениха встречали у ворот с хлебом-солью и пивом. После продолжительного и весьма образного поэтического монолога старшего из дружек (мăн кĕрÿ) гостей приглашали пройти во двор за накрытые столы. Hачиналось угощение, звучали приветствия, пляски и песни гостей. Hа другой день поезд жениха отъезжал. Hевесту усаживали верхом на лошадь, или она ехала стоя в кибитке. Жених три раза ударял ее нагайкой, чтобы «отогнать» от невесты духов рода жены (тюркская кочевническая традиция). Веселье в доме жениха продолжалось с участием родственников невесты. Первую брачную ночь молодые проводили в клети или в другом нежилом помещении. По обычаю, молодая разувала мужа. Утром молодую одевали в женский наряд с женским головным убором «хушпу». Первым делом она ходила на поклон и приносила жертву роднику, потом начинала работать по дому, готовить пищу. Первого ребенка молодая жена рожала у своих родителей. Пуповину резали: у мальчиков — на топорище, у девочек — на ручке серпа, чтобы дети были трудолюбивыми. (см. Туй сăмахлăхĕ // Чăваш литератури : учебник-хрестомати : VIII класс валли / В. П. Никитинпа В. Е. Цыфаркин пухса хатĕрленĕ. — Шупашкар, 1990. — С. 24-36.)

В чувашской семье главенствовал мужчина, но и женщина имела авторитет. Разводы случались крайне редко.

Бытовал обычай минората — младший сын всегда оставался с родителями, наследовал отцу. Tрадиционный характер имеет у чувашей обычай устройства помочей (ниме) при строительстве домов, хозяйственных построек, уборке урожая·

В формировании и регулировании морально-этических норм чувашей всегда большую роль играло общественное мнение селения (ял мĕн калать — «что скажут односельчане»). Резко осуждалось нескромное поведение, сквернословие, а тем более редко встречавшееся среди чувашей до начала ХХ в. пьянство. За воровство устраивали самосуд.

Из поколения в поколение чуваши учили друг друга: «Чăваш ятне ан çĕрт» (не срами имени чуваша).

Литература:

Адидатова, Н. И. Мӑн куна кӗтсе илни : / Н. И. Адидатова // Халӑх шкулӗ = Народная школа. — 2018. — № 2. — С. 55-56.

Афанасьева, Л. Г. Мӑнкун : (класс тулашӗнчи мероприяти сценарийӗ) / Л. Г. Афанасьева, В. З. Петрова // Чӑваш чӗлхипе литератури: теори тата методика : статьясен пуххи / И. Я. Яковлев ячӗллӗ Чӑваш патшалӑх педагогика университечӗ. — Шупашкар, 2017. — 31-мӗш кӑларӑм: [Конкурс материалӗсем «Чӑваш чӗлхипе литератури. Уҫӑ урок тата класс тулашӗнчи чи лайӑх ӗҫ». — С. 34-36.

Федорова, И. Н. Мӑн кун : (5-6-мӗш классемпе ирттермелли уяв сценарийӗ) / И. Н. Федорова // Халӑх шкулӗ = Народная школа. — 2018. — № 2. — С. 36-39.

Школьникова, Л. П. Мӑн кун : (5-мӗш классемпе Мӑн кун уявне ирттермелли сценари) / Л. П. Школьникова, В. Д. Петрова // Халӑх шкулӗ = Народная школа. — 2016. — № 2. — С. 29-30.

Традиции и обычаи чувашского народа

Этнос бережно хранит старинные обряды, которые зародились во времена их предков. Многие древние традиции народ соблюдает и в наши дни. Одним из национальных торжеств, которые праздновали несколько веков назад, является Улах. В Чебоксарах его отмечает и современная молодежь.

Организатором веселья является девушка, которой посчастливилось остаться без родителей. Когда старшее поколение покидало дом по своим делам, барышня приглашала в гости местную молодежь. Хозяйка вместе с остальным девушками усаживается в круг и занимается рукоделием. В это время юноши устраиваются неподалеку и наблюдают за происходящим.

Также молодежь пела под гармонь, танцевала и веселилась. Изначально цель мероприятия была поиск второй половинки. В современном мире – это просто возможность от души повеселиться без присмотра отцов и матерей.

Еще один традиционный обычай чувашей – Саварни. Это празднество, посвященное проводам зимы. Народные гулянья проходят с плясками, песнями и многочисленными играми. Люди наряжают чучело, символизирующее матушку-зиму. Также в этот день принято кататься на запряженных в сани лошадей. В основном подобным развлечением увлекаются детишки.

Чувашская Пасха или праздник Манкун – это одно из самых светлых и чистых празднеств. Накануне торжества хозяйки прибирались в доме, мужчины наводили порядок во дворе. К празднику ведется тщательная подготовка, наполняются пивом бочонки, пекутся различные пироги. Также женщины красят яйца и занимаются готовкой национальных яств.

Манкун растягивается на семь дней, на протяжении которых народ веселится, танцует, поет и проводит разные конкурсы. Перед праздником на улицах устанавливают качели, на которых могли покататься не только дети, но и взрослые.

Существует у чувашской народности ряд торжеств, связанных с земледелием: Акатуй, Симек, Пукрав, Питрав. Их отмечают в честь начала и окончания посевных работ, сбора урожая или прихода зимы.

Еще один национальный праздник жителей Чебоксар – Сурхури. В этот день у молодых девушек принято гадать. В кромешной темноте они отлавливали овечек и повязывали им на шею ленточку. Ранним утром барышни отправлялись в загон, чтобы посмотреть цвет шерсти животного.

Если она белоснежная, то у второй половинки будут светлые локоны. Тёмный окрас свидетельствовал о том, что барышне попадется темноволосый кавалер. Если овечка оказывалась пестрой, то считалось, что пара будет не слишком красивой.

История появления

Первые упоминания народности датируются шестнадцатым веком. Существует множество разнообразных версий происхождения этноса. Вероятней всего, потомками чувашей были тюркские племена. Во втором веке до нашей эры они начали мигрировать по направлению к западу.

В поисках лучшей жизни люди добрались до территории, которая в наши дни именуется городом Чебоксары. Регион был заселен тюрками в седьмом веке и лишь спустя триста лет было организовано отдельное государство, известное в те времена под названием Волжская Булгария.

В десятом веке оно считалось одним из сильнейших поселений на территории Руси, причем точные границы республики до сих пор известны. В те времена численность нации, обитающей в Булгарии, насчитывала почти полтора миллиона человек и представляла собой смесь из разного этноса. Рядом с болгарами мирно сосуществовали мордва, армяне, славяне и т.д.

История чувашского народа могла развиваться иначе, но в 1236 году на территорию вторглись враждебно настроенные монголо-татары. Они практически до основания разрушили Булгарию. Часть люди, спасаясь от захватчиков, двинулись по направлению к северу, где образовали Казанское ханство. Оно вошло в состав Руси в 1552 году во времена похода Ивана Грозного.

РАЗДЕЛ II. КУЛЬТУРА И ТИПЫ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Основные виды и универсальные формы брака и брачных отношений. Формы брака по критериям: особенности выбора брачного партнера, количество брачных партнеров, локализация брака, социально-экономические условия заключения брака. Разновидности эндогамного и экзогамного брака. Неравные браки. Формы и практики выкупного брака. «Священный брак» (Дж.Фрезер). Брак по расчету в культуре различных народов. Патрилокальные и матрилокальные браки. Кувада.

Большие и малые семьи; пульсирующая семья. Матрилинейность и патрилинейность.

Типология семьи по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилая супружеская пара.

Типология семьи по составу: неполная семья, простая (нуклеарная) семья, сложная (с несколькими семейными ядрами) семья, материнская семья, семья повторного брака.

Типология по качеству жизнедеятельности семьи: благополучная, устойчивая, неблагополучная, нестабильная, проблемная и другие.

Типология, учитывающая специфику десоциализирующего влияния семьи на своих членов.

Типология семьи по видам отношений между супругами: семьи с отношениями сотрудничества, семьи с паритетными отношениями, семьи с соревновательными отношениями, семьи с конкурентными отношениями, семьи с антагонистическими отношениями.

попустительским стилем взаимоотношений, семья с авторитарным стилем взаимоотношений, семья с демократическим стилем взаимоотношений.

Типология по гармоничности семейного союза. Типы гармоничных семей:

внешне «спокойная семья»; «вулканическая семья»; семья – санаторий; семьякрепость; семья-театр; семья – третий лишний; семья с кумиром; семья-маскарад.

Религия

Культура народности воистину уникальна. До сих пор в традиционных обрядах прослеживаются элементы Передней Азии. Также на стиль народности большое влияние оказали ираноязычные соседи (скифы, аланы). От них чуваши переняли не только манеру одеваться, но и часть религиозных обрядов.

Что исповедуют чуваши? Современные представители этноса являются православными христианами, мусульмане встречаются в исключительных случаях несмотря на тесное соседство с татарами.

До присоединения к Руси народность проповедовала язычество. Верховным божеством считался Тура, покровитель неба. Чуваши в старинные времена поклонялись духами природы, проводили в их честь ряд ритуалов. В результате у этноса появилось огромное количество обрядов, связанных с культом древа жизни, сменой времен года, посевом и сбором урожая.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

М.: Феникс, 12.Зубов А.Б. История религий. Книга первая: Доисторические и внеисторические религии. Курс лекций. М., 13.История религий в 2-х тт. Учебник /под ред. И.Н.Яблокова. М., 14.Леонидов Ф.Введение в вероучения народов мира. М.: Флинта, 15.Народы России. Атлас культур и религий. М.: Дизайн. Информация.

Картография, 16.Нации и этносы в современном мире. Словарь-справочник. М.: Петрополис, 17.Основы этнологии: Учебное пособие / Под ред проф. В.В.Пименова. М.: Изд-во МГУ, 18.Словарь общественных наук /Сост. Е.Подольская. М.: Феникс, 19.Столярова Г.Р., Титова Т.А., Токсубаева Л.С.Этнография народов Волго-Уралья.

Учебное пособие. Казань: Изд-во КГУ, 20.Религиоведение. Хрестоматия. М.: Феникс, 21.Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.: Республика, 22.Энциклопедия религий. М.: Академический проект,

Добавить комментарий