Свадьба Табасаранская

Во что играли раньше дети

Игры, забавы для детей являлись не только развлечением, они выполняли также важную задачу их физического и духовного развития. С 3 – 5-летнего возраста дети играли тем, что попадало под руку – тогда ещё не было готовых красивых игрушек для детей, как сейчас. Девочки обычно играли в куклы.

Они сами делали их из лоскутков, кусочков шерсти, ниток. Они на это были большие мастерицы.

Я вспоминаю, что в послевоенное время мы сами изготавливали кукол из палочки и большой пуговки.

А делалось это так: пуговка накладывалась на палочку, причем снизу у палки были два разветвления, как бы ноги, затем пуговку обматывали белым лоскутком, рисовали глаза, рот, нос чернильной ручкой или углем.

Шили разную одежду, похожую на табасаранский женский костюм, украшали куклу, выбирали ей жениха (ведь были еще и куклы-мальчики).

Играли им свадьбы, пели песни, ругались между собой, как настоящие сватья, потом мирились, готовили приданое для невесты.

Мальчики играли в различные подвижные игры: бег наперегонки, прятки, выбивалки, жмурки, игра в камешки, в разбойников.

Игрушки и прочую утварь для игр мальчишки изготавливали сами. Стругали палки, делали из них кинжалы, шашки. Любили игры с мячом. Правда, настоящего мячика у них не было. Его мастерили из тряпок и набивали ветошью.

Среди детей были распространены игры в скороговорки, загадки, считалки и даже дразнилки.

Дразнилки использовались в групповых играх между кварталами. Например, между мальчиками нижнего села и верхнего села. В них по-доброму высмеивались недостатки, промахи сверстников.

Дети были активными участниками всех обрядовых праздников, проводимых в селе взрослыми.

Загадки:

– На одном чабане тысяча овец (небо и звёзды).

– На гору ходит, а с горы выходит (ковёр на станке).

– Всё чинит, а сама голая (иголка).

– Четыре друга всегда смотрят друг на друга (четыре стены в комнате).

Традиционная одежда

Табасаранец

Традиционный мужской костюм общедагестанского типа — нательная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубы и папахи; обувь — низкая кожаная — дирих с суконными или войлочными ноговицами, вязаными шерстяными носками, мягкие кожаные сапоги, башмаки без задников на деревянной подошве. Украшением мужской одежды являлись нож с металлическими пряжками, подвесками, кинжал и газыри.

Как и у других народов Северного Кавказа, она изготавливалась в основном из местных материалов: шапки и шубы — из овчины, обувь — из кожи скота, шляпы, бурки — из войлока, башлыки, черкески, штаны и бешметы — из домотканого сукна.

Бешмет — повседневная и выходная одежда — представлял собой длинный кафтан, охватывающий фигуру и застёгивающийся до пояса. Бурка — колоколообразная войлочная накидка — защищала горца и его лошадь от дождя, снега и жары, служила подстилкой и одеялом. Папаха — шапка из овчины. Башлык являлся дорожным головным убором, который надевался поверх папахи.

Традиционный женский костюм — туникообразное платье, шаровары, головной убор — чухта и платки, пояс целиком серебряный либо позолоченный; из плотного материала с серебряной пряжкой впереди; нагрудное украшение из серебряных монет, налобное украшение, нашивное украшение — передник, обшитый монетами; кольца, серьги, браслеты. Украшениями служили серебряные застежки, нашивные подвески, монеты. Обувь — кожаные чувяки и шерстяные носки-джорабы с цветным орнаментом. Традиционный костюм ныне вытеснен современной одеждой.

Женская одежда наиболее ярко подчёркивала социальные различия горянок, хотя и выражала бытовавший идеал красоты — тонкую талию и плоскую грудь. Все горянки носили длинную рубаху с разрезом на груди и маленьким стоячим воротником, застёгнутым на пуговицу. Длинные рукава рубахи иногда спускались до подола. Под рубаху надевали штаны, по покрою совпадающие с мужскими. Поверх рубахи надевали платье. Женское платье было по образу и покрою с мужской черкеской. Кавказские женщины всегда носили головные уборы, платки или шарфы.

Народная медицина

В своей лечебной практике табасаранские народные лекари издревле использовали травы, некоторые продукты питания, различные способы прижигания, кровопускание, водо-и грязелечение.

Чаще всего в доме лечением занимались мать и бабушка. Наряду с приёмами магии от сглаза и порчи, они применяли также методы народной медицины.

Во многих сёлах были свои лекари-самоучки– «жярягь», известные на всю округу. Часто искусство врачевания передавалось от родителей детям. Такие люди хорошо разбирались в болезнях, всегда давали полезные советы, пользовались большим уважением среди сельчан. У каждого из них были свои приемы изготовления и применения лекарств, секреты которых передавались из поколения в поколение.

Сбором лечебных трав и корней занимались весной и летом. Бывало, старые мудрые лекари уходили за сбором лекарственных трав и корней весной, а возвращались только поздней осенью. Собранные травы, коренья чистили, промывали, а затем сушили вдали от солнечных лучей, в продуваемом ветром месте. Лекари о травах знали всё – местное название, способ употребления, дозировку. Из трав готовили отвары для приёма внутрь и мази для наружного применения.

Приведу несколько полезных рецептов народной медицины:

Подорожник – хорошо заживляет раны. Применяется в свежем, сушёном и варёном виде. Сок свежего подорожника использовали при заболеваниях желудка. А листок этого растения прикладывали к ранке, нарыву на ноге. Хорошо помогало! Интересно, что дым от сжигаемых сухих листьев подорожника помогал от зубной боли.

Бузина применялась как противовоспалительное средство. Из свежих листьев бузины делали специальное «одеяло», укутывали больного в него, пока тот не вспотеет сильно, и озноба как не бывало. Сок черных ягодок бузины с давних пор считали хорошим средством для улучшения состава крови (повышение гемоглобина).

Крапива – царица лечебных трав. Использовалась при ревматизме, болях в суставах. Варили из неё кашицу и прикладывали к больному месту. Иногда старой крапивой, особенно «кусачей», хлестали человека при болях в спине (радикулите). Крапиву ели при сахарном диабете, малокровии. Собирали её с ранней весны и до осени, сушили, запасались впрок. Дети очень любят из молодой крапивы катать на ладонях шарики – «кьикьишв» – с солью и есть их в свежем виде.

Весной и летом, когда чаще употребляли в горах растительную пищу, крапиве не было равных. Её вместе с другими съедобными травами (пастушья сумка, черемша и др.) использовали для начинки пирогов, курзе и хинкала. Это помогало пополнять истощённый за зиму организм витаминами.

При воспалении легких, других простудных заболеваниях, ушибах, растяжениях больного часто закутывали в тёплую шкуру только что порезанного козла или овцы. Это хорошо помогало.

Широко применяется у табасаранцев для лечения от разных заболеваний натуральный мёд и другие продукты жизнедеятельности пчёл.

Известны целебные свойства конопляного масла при ожогах, варёного или жжёного лука при нарывах.

В лечебной практике использовалось и кровопускание, требующее от лекаря большого искусства. Применялось также водолечение. Такие лечебные соляные родники имеются в Табасаране около сёл Чере и Ерси.

Итак, наши предки всегда были близки к земле, к природе, считали их лучшими лекарями, бережно относились к ним во время сбора трав. Они старались не выдёргивать травы с корнями, не топтать их, аккуратно срезали или отщипывали листья.

Здоровая пища, чистый воздух, лекарственные травы на все случаи жизни, активный труд, забота друг о друге продлевали жизнь наших предков. В Табасаране всегда было много долгожителей. Некоторые доживали до 100 и более лет.

Литература

  • Алимова Б. М. Табасаранцы XIX — нач. XX вв. — Махачкала, 1992.
  • Алимова Б. М., Сефербеков Р. М. Табасаранцы // Народы Дагестана. — М., 2002.
  • Гасанов М. Р. Из истории Табасарана XVIII—XIX вв. — Махачкала, 1978.
  • Исаев И. Р. История Табасарана. Табасаран с древнейших времен до наших дней.
  • Ихилов М. М. Народности лезгинской группы: этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агулов / ДФ АН СССР, ИИЯЛ им. Г. Цадасы. — Махачкала, 1967. — 370 с.
  • Магомедов Р. М. История Дагестана: Учебное пособие; 8 кл. — Махачкала: Изд-во НИИ педагогики, 2002.
  • Очерки истории Табасарана. — Махачкала, 1994.
  • Сефербеков Р. И. Аграрные культы табасаранцев. — Махачкала, 1995.
  • Табасараны // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
  • Хан-Магомедов С. Дербент. Горная Стена. Аулы Табасарана. — М., Искусство, 1979. (Архитектурно-художественные памятники городов СССР).

Численность и расселение

По данным 2010 года, численность табасаран в России составляет приблизительно 147 000 человек.

Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, в конце XIX — начале XX веков в Дагестане проживало 14 463 табасарана. По данным на 1886 год, в Кайтаго-Табасаранском округе насчитывалось 13 270 табасаран, а в Кюринском округе, по данным на 1894 год, проживало 35 948 табасаран.

По данным переписи 1970 года, табасараны в СССР насчитывали 55,2 тыс..

По данным всероссийской переписи 2002 года, табасаран насчитывалось 131 785 человек, из которых 53,6 тыс. (40,7 %) проживали в городах, а 78,2 тыс. в сельской местности (59,3 %). В 2002 г. в Дагестане проживало более 110 тыс. человек (4,3 %) населения республики, преимущественно в Хивском (58,5 % населения района), Табасаранском (79,7 %), Дербентском (10,7 %) и Каякентском районах (1,7 %); городах Дербент (15,4 %), Каспийск (5,2 %), Дагестанские Огни (35,5 %), Кизляр (2 %), Махачкала (2 %).

В советское время часть табасаранов переселилась с гор на равнину Табасаранского и Дербентского районов, а также в города республики.

Численность по субъектам РФ
Субъект РФ
2010
ЧисленностьЧисленность
Дагестан110 152118 847
Ставропольский край5 4776 951
Ростовская область2 2312 481
Чечня1281 656
Краснодарский край1 3311 651
Саратовская область1 2761 234
Астраханская область8271 082
показаны субъекты c численностью табасаранов более 1000 человек
Доля табасаранов по районам и городам Дагестана
муниципальный район, городской округ Субъект РФ % табасаранов
Табасаранский районДагестан41, 813 чел (79,06 %)
Хивский районДагестан13, 521 чел (59,42 %)
Дербентский районДагестан9, 807 чел (9,90 %)
Каякентский районДагестан941 чел(1,74 %)
Кизлярский районДагестан1, 032 чел (1,53 %)
город ДербентДагестан18, 839 чел (15,8 %)
город Дагестанские ОгниДагестан12, 901 чел (46,20 %)
ГО город МахачкалаДагестан14, 086 чел (2,02 %)
город КаспийскДагестан5, 419 чел (5,41 %)
город КизлярДагестан821 чел (1,67 %)
город ИзбербашДагестан466 чел (0,84 %)
В общем по республике:Дагестан 118, 848 чел

Соседи табасаранов на севере — кайтаги (даргинцы), на юге — лезгины, на западе — агулы.

Часть табасаранского населения (селения: Ерси, Зиль, Гемейди, Мугарты, Дарваг и др.) ассимилировалось с азербайджанцами и утратила свой родной язык и говорит на азербайджанском.

Ремесла и художественные промыслы

Народ во все века был творцом. Наши предки были настоящими художниками, вкладывали в свои изделия душу и красоту родного края. До наших дней сохранилось очень много старинной домашней утвари, ювелирных изделий, предметов резьбы по камню, по дереву. Сегодня возрождаются забытые ремёсла и художественные промыслы. Это помогает нам изучить и продолжить традиции и культуру нашего народа.

Из глубины веков пришли к нам такие ремёсла и промыслы, как узорное вязание – «кишра», приготовление натуральных красителей, изготовление домотканого сукна из разного сырья, кузнечное, гончарное, плотницкое дело, обработка кожи, искусство резьбы по камню, по металлу, по дереву.

Гончарное производство развивалось в селении Джули, где были залежи особой высококачественной глины. Из нее изготавливали сосуды для хранения зерна – «язал», «гаргунар», маслосбивалки – «мас дабкьру гвар», кувшины – «гажин», подойник – «бети», миски – «зах». Керамические изделия джулинских мастеров пользовались большим спросом на рынках Кураха, Ахтов, Маджалиса, Дербента.

Обработка дерева. Обилие леса, в том числе ценных пород деревьев, нужда в домашней утвари, на ли чие мастеров деревообработки привели целый ряд табасаранских сёл к изготовлению деревянных изделий и их художественной обработке (Ругуж, Ханаг, Хурик и др.).

Из дерева изготавливались балки для подпорки потолков – «хам-храр», лари – «танхар», сани – «мярхяр», лопаты для зерна – «йирфар», грабли – «кьюршар», корыто– «кьяб», ложки – «муччвур», веретено – «личIан», стойки ковровых станков – «дуркьар».

До наших дней сохранились уникальные памятники резьбы по дереву в мечетях, на окнах старинных домов, балках, ларях для зерна. Мастера применяли орнамент-плетенку с изображением в нём розеток в виде солнца.

Ковроткачество – известное на весь мир искусство табасаранской культуры. Табасаран всегда славился как ковровая столица Дагестана.

В наших коврах была особая гармония. Они отличались красотой, яркостью, самобытным орнаментом. У мастериц было врождённое чувство цвета. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение – от матери к дочери. Ткать ковры умели все табасаранки.

Я с шести лет сидела за станком со своей старшей сестрой. Мама была известной мастерицей и постоянно учила нас секретам ковроткачества. Она часто поговаривала, что никто нас замуж не возьмёт, если мы не научимся ткать красивые ковры.

Для натяжения основы на станок приглашались соседки-мастерицы. Мама готовила вкусную еду и устраивала настоящий праздник. Наличие большого количества ковров в семье всегда считалось богатством.

Табасаранские ковровые изделия делятся на несколько типов:

Бархал – палас из конопляных нитей с простым рисунком;

Кумис – палас из шерстяных нитей с более сложным рисунком;

Гьалав – безворсовый ковёр, широко известный под названием сумах;

Халачи – ворсовый ковёр из шерстяных нитей.

С ковроткачеством у табасаранцев связаны различные обычаи, обряды и поверья. Расскажу вам одно поверье.

После завершения работы ковёр вырезали и снимали со станка, на него обязательно сразу же накидывали ткань или одежду. Станок не принято было оставлять пустым, чтобы избежать неудачи, беды.

Сегодня многие табасаранки продолжают заниматься ковроткачеством. Ковры наших мастериц можно встретить в музеях Нью-Йорка, Парижа, Монреаля, Осаки, Лейпцига, Милана, Токио, Измира. Табасаранские ковры выставляются на Международных и Российских выставках, удостоены многих Почетных дипломов и Золотых медалей.

Начнем с истории Табасарана

Табасаранцы (таваспары, табарсаланы, табасараны) – один из древнейших коренных народов Дагестана, проживающих на юго-востоке республики. Говорят они на табасаранском языке нахско-дагестанской группы Северо-Кавказской семьи языков. Ближайшими соседями табасаранцев являются лезгины, даргинцы (кайтагцы), агулы, азербайджанцы.

В давние времена Табасаран входил в состав Кавказской Албании, образовавшейся еще в V веке до нашей эры.

История Табасарана, как история и всех народов Дагестана, – это многовековая борьба за независимость и свободу своего прекрасного края. В народе говорят, что история Табасарана написана кровью героических предков, веками защищавших свою землю от иноземных захватчиков.

В Дагестане табасаранцы (табасараны) населяют в основном Табасаранский, Хивский, Дербентский районы, проживают в городах Махач-кале, Дербенте, Каспийске, Дагестанских Огнях, а также во многих областях и городах России, многих странах мира.

Численность табасаранцев в России по Всероссийской переписи 2002 года составила около 132 тысяч человек.

Интересно называют табасаранцев разные народы Дагестана: аварцы– табасаранал, лезгины-табасаранар, рутулы-табасарандашура, агулы– табасраншуй, цахуры-табасаранна, кумыки-табасаранлар, чеченцы-тапсарой, даргинцы (кайтагцы) – шилан и т. д.

Язык табасаранский считается одним из самых сложных языков в мире и поэтому занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Он, к примеру, «рекордсмен» по числу грамматических падежей – их 41! Попробуй, выучи и запомни их! Но приезжие люди, живущие в Табасаране с полгода-год, быстро овладевают им и неплохо говорят по-табасарански.

На табасаранском языке издаются Республиканская газета «Табаса-рандин нурар» («Зори Табасарана»), две районные газеты, журнал для детей «Ппази» («Соколёнок»), журнал «Дагъустандин дишагьли» («Женщина Дагестана»).

В составе войск Кавказской Албании табасаранцы воевали против римлян, парфян, а с распадом этого государства, уже с первых веков нашей эры народ вёл борьбу против завоевателей – кочевников: гуннов, хазар. Особенно упорным было сопротивление жителей Табасарана арабским завоевателям. За оказанное сопротивление были разрушены и сожжены многие табасаранские сёла. В последующие века им пришлось бороться против татаро-монголов. Из рассказов отца я помню, какое им было оказано сопротивление народом. Сёла Табасарана были за это преданы мечу и пожарам. Хромой Тимур распорядился всех детей вывести на поляну и пустить по ним конницу, они были затоптаны насмерть вместе с матерями, пытавшими спасти своих детей.

Против иноземных завоевателей табасаранцы всегда выступали совместно с другими дагестанскими народами. На протяжении XV–XVII вв. они совместно вели борьбу за независимость против турецких завоевателей.

Много горя принесла дагестанскому народу персидская армия во главе с Надир-шахом. Очередной раз он двинулся в Дагестан с целью окончательного покорения горцев. На своём пути персидские отряды разрушали аулы, грабили, убивали жителей.

Борьбу жителей Табасарана против полчищ Надир-шаха возглавил поэт – воин Мирза Калукский. Встретив ожесточённый отпор, Надир-шах приказал своим воинам (кызылбашам) стереть с лица земли этот край, но не смог сломить сопротивление горцев. Далее персидские войска двинулись на Аварию.

Мирза Калукский возглавил отряд табасаранцев в составе объединённых войск горцев в битве с полчищами Надир-шаха и двинулся к Андалалской долине. Враг был разбит, Надир-шах бежал. Потери горцев тоже были огромны. В этом бою героически погиб и Мирза Калукский.

На месте кровавой битвы горцев сегодня стоит величественный мемориал-памятник «Ватан» как символ единения всех народов Дагестана в борьбе за свою свободу и независимость.

В XVIII веке Табасаран был принят в подданство России, усилился двойной гнёт – царизма и местных феодалов. В начале XIX века началась Кавказская война, длившаяся более 30 лет. Во главе сопротивления горцев стоял имам Шамиль, уважаемый и почитаемый жителями Табасарана.

Этимология

Этноним табасаран первоначально обозначал всех жителей Кайтаго-Табасаранского округа и части Кюринского округа (включая дербентских азербайджанцев, татов, часть лезгин), затем он стал названием только табасаран как самого многочисленного народа этого района. Долгое время этот этноним употреблялся табасаранами в общении со своими иноязычными соседями. Ещё в 1930-е годы, по данным А. Н. Генко, «табасаранский язык почти никогда местными жителями в бытовом обиходе табасаранским не назывался», а «термин „табасаран“ (варианты произношения — таппасаран, таппарасан) ограничен сферой административного и книжно-литературного употребления». Часто табасаранский язык местным населением именуется «ихь чlал», что переводится как «наша речь».

Известно также название къабгъан(ар), о котором Генко писал:

Выдающийся кавказовед XIX века барон П. К. Услар утверждал, что название табасаран имеет не кавказское, а, вероятнее всего, иранское происхождение. В литературе упоминается о прежнем племенном делении табасаранов на «гум-гум» и «капган».

Наименование табасаран в соседних языках:

  • по-аварски — табасаранал,
  • по-агульски — уханар, табасараншуй,
  • по-азербайджански — табасаранлар,
  • по-кайтагски (даргински) — шилан,
  • по-кумыкски — табасаранлы,
  • по-лакски — табасарантал,
  • по-рутульски — табасарандашура,
  • по-цахурски — тавассаранна,
  • по-чеченски — тапсарой,
  • по-ингушски — табасаро.

Происхождение и история

Кавказская Албания (зеленым) в начале н. э. Из «Атласа классической и античной географии» Самуэля Батлера, XIX век.

На территории Северного Азербайджана и Южного Дагестана с IV—III в. до н. э. и до IV века существовало античное государство Кавказская Албания. Это государство представляло собой племенной союз 26-ти разноязычных племен и народностей, среди которых были и предки табасаран — таваспары.

Табасаранское майсумство (княжество)

В результате Арабского вторжения в Дагестан, территория Табасарана стала частью Арабского халифата, а после его распада, частью Ширвана. В 917 году Табасараном стал править Мухаммад Майсум из арабской династии Мазьядидов. После этого правители Табасарана стали называться «майсумами». Главным врагом Майсумства был Дербентский эмират. В 944—956 г.г. там смог утвердиться брат Мухаммада Ахмад. В 948 году Мухаммад становится Ширваншахом и передает управление Табасараном в руки своего сына Хайсаму. Его сменил брат Ахмад, после которого управление Табасараном унаследовал его сын Хайсам II (981—1025). К началу XII века Табасаранское майсумство распадается на 24 удела. Во главе каждого уезда стоял местный «сарханг» (военачальник).

Табасаранское кадийство

В Южном Дагестане Табасаранское майсумство оставалось крупным феодальным владением. В 1570-х г.г. вспыхивает междоусобица между представителями династии Майсумства: погибла значительная их часть, а уцелевшие, оставив Хучни, перенесли свою резиденцию в Джараг, где они стали более уязвимыми для удара с плоскости и из Дербента. В Хучни же к власти пришли Кадии Табасарана. В конце XVI века Табасаран переживает время боевых действий между Турцией и Ираном. К началу XVII века, на территории Кадиев Табасарана, здешние общинные союзы не признавали их власть.

Кайтаго-Табасаранский округ

В 1860 году вместо прежних владений были организованы округа. Кайтаго-Табасаранский округ был образован из территории Кайтагского уцмийства и Табасарана.

Округ делился на наибства, которые в 1899 году были преобразованы в участки. Участки подразделялись на общества.

В 1895 году в уезде было 4 наибства: Каракайтагское (центр — с. Джибагни), Нижне-Кайтагское (центр — с. Каякент), Северо-Табасаранское (центр — с. Ерси), Уркарахское (центр — с. Уркарах).

К 1926 году округ делился на 3 участка: Верхне-Табасаранский (центр — с. Хучни), Дахадаевский (центр — с. Маджалис), Сафаровский (центр — с. Джалал-Кент).

Обычай взаимопомощи

Обычай взаимной помощи характерен для всех народов Дагестана. С древних времён он бытует в жизни сельских людей. Это придавало им уверенность в завтрашнем дне, чувство защищённости. Помощь среди горцев оказывалась всегда добровольно, от чистого сердца, из желания помочь родственнику, соседу, односельчанину, попавшему в трудное положение. Она считалась священным долгом горцев. Это сближало их, облегчало их тяжёлый труд. Родственники и дети всегда помогали друг другу.

У табасаранцев с давних времен использовались различные формы взаимопомощи:

«Мил» – коллективная помощь при выполнении тяжёлых работ: строительство дома, пахотные работы, заготовка сена, дров;

«Кюмек» – помощь сиротам, вдовам, немощным старикам, пострадавшим от пожара, града и других стихийных бедствий.

Любая коллективная помощь на селе всегда сопровождалась обильными угощениями, проходила в праздничной обстановке. Нелегким был труд женщины при уборке урожая. Но она превращалась в настоящий праздник. Женщины надевали свои лучшие платья, каждая приходила со своим серпом. Они становились в ряд, и кипела работа в сопровождении весёлых песен, часто под мелодии зурначей.

Близкие родственницы приглашались для расчёсывания шерсти, изготовления и окраски ниток для ковров и паласов.

Мужчины помогали друг другу при сенокосе. Становились дружно в ряд, не забегая вперед, чтобы ровными рядами косить сено.

Для выполнения общих работ на благо всего селения выходили все работоспособные сельчане. На помощь приходили даже из соседних сёл. Так появлялись в Табасаране красивые мосты, родники и дороги.

Благодаря коллективной помощи даже небогатый горец имел возможность построить собственный дом, собрать на зиму достаточно дров и сена для животных.

Обычай взаимопомощи бытует среди табасаранцев и в настоящее время.

Табасаранцы

Табасаран – земля наших предков, неповторимый и красивейший уголок нашей республики. Таким его делают прекрасная природа, величественные горы, многоцветные альпийские луга, поющая вечную песню жизни река Рубас и десятки других речушек, яркая, самобытная культура и народ, населяющий этот древний край.

Ежегодно мои дети и внуки, проживающие в далекой Канаде и в городе Москве, приезжают в Махачкалу на летние каникулы и с нетерпением ждут поездки в Табасаран.

Путешествие по Табасарану мы всегда начинаем с посещения родового села наших предков – Джули. По пути посещаем святые и исторические места, могилы родственников.

В очередной раз мы с большим семейством своим готовились к поездке в Табасаран. К тому же в селе ожидалась свадьба родственника, детям было очень интересно увидеть сельскую свадьбу, ведь многие давние обычаи там сохранились по сей день. Ко мне подбежала внучка Айна с вопросом: «Нана! Почему мы всегда едем в Табасаран и почему нас называют табасаранами?»

Вопрос внучки не застал меня врасплох. Мои родители (Да прибудет с ними милость Всевышнего!), безгранично любящие нашу землю, трепетно собирающие историю и нравственные ценности нашего рода, воспитали в нас глубокое чувство любви к этой древней земле и к её доброму, открытому народу.

Отец мой Нажмутдин, прадедушка моих внуков, любил рассказывать нам интересные случаи из жизни народа, притчи, легенды.

Я вспомнила один из этих рассказов отца об уважении к хлебу, к людям труда. Внуки присели поближе ко мне и стали слушать:

«Происходило это в конце тяжелых, послевоенных 1940-х годов. Отец собрал нас возле печи. С нами тогда проживало еще 8 детей-сирот родственников. Он взял в руки кусочек хлеба, показал нам на нём поры и начал свой очередной рассказ:

«Посмотрите, дети, сколько глаз у этого маленького кусочка хлеба. Когда он лежит под ногами, то с мольбой смотрит на каждого проходящего, как бы просит поднять его и положить в сторонку. В Судный день этот кусочек обязательно заступится за того, кто поднял хлеб, будет молить об отпущении его грехов. А если человек наступит на него или небрежно толкнет ногой, то он будет в Судный день наказан за неуважение к хлебу и к людям, взрастившим его».

На таких простых примерах отец преподавал нам уроки уважения к хлебу, почитания людей труда.

Мы на всю жизнь запомнили его рассказ и старались всегда подбирать хлеб, даже крошки хлеба, лежащие под ногами.

Чтобы ответить внукам и другим детям на вопросы о Табасаране, о его истории, культуре и традициях, о славных людях, живущих здесь издревле, я решила написать эту книгу.

Надеюсь, что книга будет интересна и юным читателям, и взрослым. И тем, кто живет в Табасаране, и тем, кто прочитает о нём впервые.

Добавить комментарий