Все для праздника

Троица история праздника в христианстве

Как православные празднуют Пресвятую Троицу

Среди церковных праздников День Святой Троицы – это, пожалуй, самое красивое мероприятие года. Священники облачаются в зеленые одежды, храмы и иконы Святой Троицы украшаются ветвями березы, полевыми цветами, листьями. Пол в храмах устилается свежей травой.

Зеленый тон служит символом животворящей веры, возрождения природы после долгой зимы, но самое главное – освобождением человеческой души от греха.

Вот почему в этот день принято освящать березовые ветви (березка ведь – это настоящий символ России) и приносить их в дом. Поверье гласит, что этот своеобразный букетик принесет удачу на весь год, если его сохранить до следующей Троицы.

Зеленые ветки других растений — дуба, липы, клена и рябины также используют, чтобы украсить жилище на Троицу. Они призваны оберегать дом от злых духов. Из луговых трав берут васильки, любисток, чабрец, папоротник, мяту, мелису, лопух, плетут из них венки и вешают на дверь, составляют букеты, которые ставят на стол или возле икон.

Накануне в Великую Троицкую субботу служится всенощное бдение. В день праздника Святой Троицы читается Евангелие от Иоанна, совершается праздничная литургия.

Третий день Троицы называется днем Святого Духа. В этот день в церквях принято освящать воду. Люди берут траву и ветки, которыми украшались храмы, и приносят домой. Засушивают их и хранят весь год – они оберегают дом от болезней и бед. Целители рекомендуют собирать в этот день травы —  считается, что природа наделяет их особыми чудодейственными свойствами.

Священники не рекомендуют в эти праздничные дни заниматься тяжелой физической работой, посещать кладбище, планировать какие-то глобальные дела (например, уборка дома, работа на даче, крупные покупки и т.п.). Лучше всего найти время для праздничных богослужений — сходить в храм на службу, посетить литургию в честь Пресвятой Троицы, проникнуться духом светлых молитв, настроиться на праздничную волну.

А остаток дня можно провести со своими близкими, помочь родным, навестить старых друзей. Поста в праздник Святой Пятидесятницы нет, поэтому праздничный стол предполагается богатый и обильный, с разнообразными мясными блюдами, пирогами, свежей зеленью.

Также после праздничного обеда устраиваются традиционные народные гулянья — люди стремятся на природу, где совершают обрядовые танцы, поют песни, разжигают костры. А еще можно в такой праздник загадать самое заветное желание – если настроиться на исполнение мечты, она непременно сбудется.

Итак, что это такое – праздник Великая Троица? Это день сошествия Духа Святого, когда Бог проявился во всех трех лицах и явил себя как триединый Всевышний.

А еще это день возрождения человеческой души, когда она может получить бесценный дар спасения, просто раскаявшись в своих прегрешениях и доверив все переживания Господу. Такая вот она – светлая Пресвятая Троица.

Культурный вклад

Наивысшей исторической заслугой «Русской троицы» перед движением национального возрождения галичан считается издание альманаха «Русалка Днестровская» (1837), в которой впервые в истории литературы в Галиции был использован народный украинский язык, тем самым получен мощный толчок развитию украинской народной литературы в крае.

Идея славянской взаимности, которая пронизывала «Русалку Днестровскую», роднит её с поэмой Яна Коллара «Slavy dcera» (1824). Влияние на образование «Русской троицы» имел также другой чешский славист Ян Ковбек. «Русалку Днестровую» австрийская власть запретила.

Благодаря усилиям Я. Ф. Головацкого в Галиции впервые познакомились с творчеством русских поэтов и писателей, в частности, с сочинениями Ломоносова, Пушкина, Лермонтова, Державина. В 30-е годы установились прочные контакты между «Русской троицей» и интеллигенцией из России. С визитами к «галицким будителям» Головацкому, Шашкевичу и Вагилевичу приезжали многие русские интеллектуалы. «Русская троица» поддерживала тесные связи с М. П. Погодиным, Н. И. Надеждиным, П. В. Киреевским, И. И. Срезневским, О. М. Бодянским, Д. М. Княжевичем и многими др. Благодаря усилиям М. П. Погодина, участники кружка «Русская троица» стали распространять в Галиции литературу на русском языке, за что подверглись репрессиям со стороны австрийского правительства.

Святая Троица что за праздник

Итак, в чем же смысл этого интересного праздника? Почему он считается одним из великих христианских торжеств наряду с Пасхой, Рождеством, Крещением и другими знаменательными датами? Ответы на эти вопросы можно получить, если кое-что узнать о тех событиях двухтысячелетней давности, которые и положили добрую традицию отмечать эту дату.

История праздника Троицы восходит ко временам последних дней жизни Иисуса на земле. Незадолго до своей кончины он пообещал, что ровно через 50 дней после этого Бог пошлет Утешителя, который будет незримо помогать всем его последователям.

И действительно, по прошествии 40 дней Спаситель вознесся на небо, а еще спустя декаду ученики Христа собрались вместе в одном из домов Иерусалима. И в этот момент в небе послышался очень сильный шум, как будто ураганный ветер пронесся над городом.

Оказалось, что это были не потоки воздуха, а чудесное событие: в тот же момент над головами учеников-апостолов зажглись язычки пламени. Люди начали говорить на всех языках и наречиях, которые использовались в те времена местными народами. Затем святые апостолы-последователи Христа стали учить людей, проповедуя им спасение и Божью любовь.

Однако что значит праздник Троицы для нас – людей, живущих в новое время, 2000 лет спустя? Оказывается, что актуальность тех событий сохранилась в первозданном виде, потому что сошествие Святого Духа имеет прямое отношение ко всем жителям планеты.

Его приход на землю означает наступление благодатного времени, когда мы имеем прямую связь с небесными силами. Каждый человек сегодня может просто помолиться, попросить прощения и получить его.

А в былые времена для этого совершались сложные обряды, приносились жертвоприношения, разжигались костры. Словом, прощение приобреталось весьма дорогой ценой. Теперь же связь со Всевышним налажена так, что к нему может обратиться любой из нас.

Получается, что Дух Святой – это своеобразный канал связи между человеком и Богом. Более того – он и есть сам Бог, его третье лицо. Поэтому православный праздник Троицы символизирует Триединого Господа, который раскрылся во всей своей полноте.

ПОЧЕМУ СВЯТОЙ ДУХ – УТЕШИТЕЛЬ?

Отмотаем события на 20 веков назад и представим такую картину. Господь умер, но воскрес. Радости верующих нет предела – ведь даже сегодня отголоски этого события отдаются радостной волной в сердцах миллиардов верующих, когда они произносят: «Христос воскрес! Воистину воскрес!» А что случилось после?

Спаситель ушел на небо, как и полагается, на 40 день. Наверное, у многих людей на сердце появилось такое чувство, что они будто осиротели или потеряли правое крыло. Но вот – прошло всего 10 суток, и на землю сошел Святой Дух.

Получается, что с тех пор и до сегодняшнего дня сам Бог незримо находится рядом с нами, и в любое мгновение мы можем обратиться за его помощью. Именно для этой цели и был послан Утешитель на нашу планету.

Троица традиции празднования и обряды

В этот светлый день во всех церквях на пол расстилают свежую траву, всё украшают различной зеленью, ветвями березы, а священники одеваются в зеленые наряды. Данный обряд означает пробуждение всего живого, зарождение жизни. В этот день нужно обязательно сходить на богослужение и освятить букетик зелени и цветов. Но как же в целом отмечается традиции празднования Троицы? Чтобы это узнать, необходимо заглянуть в историю славян.

Так славяне начинали праздновать в четверг перед «Зеленым праздником». В этот день было принято поминать людей, которые умерли не естественной смертью, а также не крещенных. Далее отмечали Родительскую субботу, на ней тоже поминали усопших. Ну и далее в воскресенье была Троица. В этот день было принято почитать все живое, природу, зелень. Издавна люди верили, что нужно держаться подальше от водоемов и быть крайне осторожными. Ведь русалки обретали особую силу и могли утащить в воду любого. А вот девушки верили, что именно в это время можно было гадать на суженого, а русалки выходили на сушу, чтобы помочь в этом девушкам. Очень большое значение отдавали зелени, можно даже сказать, что в эти дни был целый ее культ. Ею украшали абсолютно все, не только дом. В растительности были и дом, и двор. Также в землю поля, огорода, сада засовывали ветки. Сами же люди обязательно украшали себя веночками из разной зелени. Во время празднования Троицы традиционно украшали улицы, дороги, всюду развешивали цветы. Крепили ветки деревьев (береза, липа, дуб, клен). Храмы и церкви также не были исключением, они тоже украшались, а на пол обязательно стелили свежую траву. Но всё это делали не только ради красоты, люди верили, что это защищает от злых духов. Еще верили, что вся эта зелень потом поможет в плодородии, часть её сохраняли, чтобы делать лекарства. Конечно, большая часть всей этой зелени позже сжигалась, но в домах оставляли небольшие ее пучки возле икон. Ведь считалось, что это пристанище для усопших душ, которые спускались с небес.

Особое значение этот светлый день имел для молодых девушек, а именно для их гаданий. Они плели венки и пускали их в воду, чтобы узнать выйдут ли они замуж. Есть и немало традиций праздничного воскресенья. На утро рано пекли каравай и ждали гостей с готовыми венками для каждого, их плели с ветвей березы и цветов. Потом, около полудня, старшая женщина зазывала всех девушек гулять на природу. Там застилали скатерть, на нее обязательно клали каравай, а вокруг всё украшали цветами. После этого молодицы водили хороводы, а парни высматривали там себе невест. При этом атрибуты этого дня имели особую символику в последующем времени. Так скатерть застилали под низ праздничной, когда приходил свататься жених, чтобы так сказать привязать его к себе. Каравай также хранили, его резали на небольшие кусочки и засушивали. Потом эти сухарики домешивали в тесто на каравай молодоженом, чтобы они были счастливы. А венки отдавали женихам, как символ брачного обета. Также венки использовали в гаданиях, их бросали в воду. При этом, если он поплыл, то это отличный знак, если крутится на месте — к семейным проблемам, потонул — к горю, а если венок остался на месте — замуж девушка в этом году не выйдет.

Конечно, есть еще не мало традиций и обрядов на Троицу, но очень мало из них сохранилось в наши дни, да и те которые дошли, мало, кем соблюдаются. Но самое главное среди всего этого — сходите в церковь, ведь это самая главная традиция этого дня.

История создания и краткое описание иконы

О личности автора известно очень мало. Предположительно известно, что рождение иконописца пришлось на период с 30-х до 70-х годов XIV века. Семья была скорее всего ремесленная, жили в средней части России.

Андрей в среднем возрасте уходит в монастырь и принимает монашество, исследователи полагают, что это было до 1405 года. В том же году вместе с Феофаном Греком украшал иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Тремя годами позже вместе с Даниилом Черным расписал Успенский собор и иконостас во Владимире.

После до 1422 года работал в Звенигороде. Потом пять лет вместе с Даниилом Черным руководил украшением Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. После расписывал Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве, где умер в 1430 году.

Андрей Рублев не подписывал свои работы: сохранение авторства «Троицы» – своего рода чудо. А вот единого мнения о времени создания у историков нет. Одни считают, что «Троица» появилась в 1411 году для украшения деревянной Троицкой церкви. Другие датируют ее временем с 1425 по 1427-й год – время работы над иконостасом белокаменного Троицкого собора.

Лик написан на дереве в виде вертикального изображения сидящих за столом трех ангелов. Задний план – прерывистая череда изображений верхней части дома, ветки дуба и горы. Линии фигур персонажей образуют сферу.

В центре картины, посередь престола, располагается чаша с головой тельца. Руки сидящих слева и в центре ангелов благословляют сосуд. В образе нет динамики, активного действия – он исполнен неподвижной созерцательности.

Впоследствии работу спрятали под золотой оклад на срок более пяти веков. Сначала – по приказу царя Ивана Грозного в 1575 году, еще через четверть века – царя Бориса Годунова. Трижды рисунок подновляли иконописцы Палеха. И лишь в 1904 году икона отправилась из Свято-Троицкой Сергиевой лавры на реставрацию в Государственную Третьяковскую галерею.

Окончательно произведение передали ей в 1929 году – здесь оно находится и поныне. Для собора была изготовлена репродукция (копия Баранова и Чирикова). На основе обретенной «Троицы» реставраторы смогли выявить и восстановить и другие работы, написанные Рублевым.

Анализу «Троицы» Андрея Рублева посвящены бессчетные труды ученых и искусствоведов. Но они – всего лишь попытки рассказать неизъяснимое, потому что претендуют на истину в последней инстанции. Иконописец же писал невыразимое в красках – и создал творение, соперничающее с мировыми шедеврами. Потому что знал, что икона – только знак божественного на земле.

История

Русская троица возникла в конце 1834 году в Галиции во Львовской духовной семинарии. Группа родилась в атмосфере романтизма, её деятельность носила выразительно славянофильский и будительско-демократический характер. Участники кружка выбрали для себя славянские псевдонимы (Шашкевич — Руслан, Вагилевич — Далибор, Головацкий — Ярослав, его брат Иван — Богдан, Илькевич — Мирослав и т. д.). Всего группа насчитывала около двадцати участников. Среди наиболее ярких членов кружка наряду с Маркианом Шашкевичем, Иваном Вагилевичем и Яковом Головацким выделяются Денис Зубрицкий, Григорий Шашкевич (брат Маркиана Шашкевича), Николай Устианович, Иоанн (Снегурский), Иоанн (Могильницкий), Михаил Гарасевич и др. В качестве девиза группы были взяты слова Маркиана Шашкевича, вписанные им в общий альбом: «свети, звезда, на всё поле, пока месяц взойдёт».

Яков Головацкий впоследствии объяснял происхождение названия кружка «Русская троица» так: «Шашкевич познакомил меня с Иваном Вагилевичем, моим коллегою на первом году философии, и с тех пор мы стали сердечнейшими друзьями. Мы постоянно, встречаясь дома, в аудиториях, на прогулках, всюду мы втроем говорили, толковали, спорили, читали, критиковали, рассуждали о литературе, народности, истории, политике и пр., и почти всегда мы говорили по-русски, так что коллеги называли нас в насмешку «русская тройца». Из сбереженных грошей я покупал книжки преимущественно русские. Я купил во Львове польско-русскую грамматику Гродзицкого, «Лиру» Державина, изд в Вильне. Больше нельзя было найти во Львове, и я выписал «Историю» Бантыш-Каменского (три тома), Котляревского «Энеиду» — три книги, Кулжинского «Малорусская деревня» и др. При том я приобрел в польском переводе поэмы Пушкина, изд в Вильне, и «Историю России» Кайданова (два тома) за невозможностью получить их в подлиннике».

Вокруг «Русской троицы» объединялась молодежь, которая стремилась работать на благо своего народа. Некоторые члены кружка, возникшего вокруг «Русской троицы» (Г. Илькевич, М. Кульчицкий и др.) были связаны с . Собирая устное народное творчество, изучая историю народа, делая переводы произведений славянских будителей, члены кружка старались также писать собственные литературные и научные произведения. Участники кружка утверждали, что русины Галиции, Буковины и Закарпатья является неотъемлемой частью украинского народа, который имеет свою историю, язык и культуру. Историк национальных движений в Галиции Н. М. Пашаева отмечает, что «в своих симпатиях к России и Малороссии (Украине) как органической и неотъемлемой ее части галицкие будители не различали части и целого», размежевание на русофилов и украинофилов произошло только в 1860-е годы, отчего национальные воззвания будителей из «Русской троицы» к галичанам могут рассматриваться двояко.

Деятельность «Русской троицы», вызванная как социально-национальным порабощением славян в Австрийской империи, так и пробуждением других славянских народов, перешла границы узко-локальной культуры. Особым почетом членов «Русской троицы» пользовалась «Энеида» И. Котляревского, фольклорные сборники М. Максимовича и И. Срезневского, грамматика А. Павловского, былины Кирши Данилова, труды Николая Карамзина, произведения харьковских романтиков, чешских и польских писателей и т.д.

После того как основатели «Русской троицы» были обвинены австрийскими властями в пособничестве Российской империи и революционной деятельности, они были вынуждены покинуть стены Львовской духовной семинарии и кружок распался.

Иконография

Подробнее по этой теме см. Православная иконография Троицы.


Сошествие Святого Духа (Евангелие Рабулы, VI век)


Купол Сошествия Святого Духа собора св. Марка в Венеции. Огненные языки исходят от этимасии с голубем; ниже апостолов между окнами изображены представители разных народов


Сошествие Святого Духа (икона из Святодуховского храма Новодевичьего монастыря, XVIII век)

Развитие иконографии праздника начинается с VI века, его изображения появляются в лицевых Евангелиях (Евангелие Рабулы), мозаиках и фресках. Традиционно изображается Сионская горница, в которой согласно книге Апостольских деяний собрались апостолы. В их руки помещают книги, свитки или придают их пальцам благословляющий жест (исторически являющийся жестом оратора или проповедника).

Традиционными персонажами сцены сошествия Святого Духа являются:

  • 12 апостолов, причём место Иуды Искариота обычно занимает не Матфий, а Павел;
  • иногда — Богородица (известна уже по миниатюрам VI века, затем исчезает в восточной традиции (сохраняясь в западной) и вновь появляется на иконах с XVII века).

Пустое место между Петром и Павлом (в композициях без Богородицы) напоминает о присутствии духа отсутствующего на этой второй «Тайной вечери» Иисуса Христа. Апостолы, как правило, располагаются подковообразно, что также близко иконографически к «Христу между учителями». Эту же композицию, связанную с переносом на плоскость традиционного изображения Сошествия в куполе храма, будут повторять изображения Вселенских соборов, поскольку их задача — выражать идею соборности, общности, отчётливым образом выраженную здесь.


«Сошествие Святого Духа на апостолов». Архиепископская мастерская в Великом Новгороде. Рубеж XV—XVI веков.

В верхней части иконы обычно изображаются лучи света или пламени. Этот нисходящий огонь — основанный на библейском описании (Деян. ) способ изображения сошествия Святого Духа, наряду с которым, особенно в западной традиции, может использоваться образ опускающегося голубя, перенесённый из описания Крещения Господня.

В нижней части, внутри подковообразной композиции оставлено тёмное пространство, обозначающее первый этаж дома в Иерусалиме, под горницей, где произошло событие. Оно может оставаться не заполненным, ассоциируясь таким образом с пустой гробницей Христа и будущим воскресением мёртвых либо с миром, ещё не просвещённым апостольской проповедью Евангелия. На средневековых миниатюрах здесь обычно изображались (вслед за подкупольными композициями) толпы народа из разных стран, бывшие свидетелями сошествия Святого Духа. Позже их сменяет (изредка изображается вместе с ними) фигура царя с двенадцатью малыми свитками на полотне. Существует трактовка этого образа как царя Давида, чьё пророчество о воскресении Христовом цитировал апостол Пётр в своей проповеди (Деян. ) и чья могила, как считается, расположена на первом этаже под сионской горницей. Менее распространены толкования его как пророка Иоиля, также цитируемого Петром, Адама, отпавшего Иуды (ср. Деян. ) или Иисуса Христа в образе Ветхого Денми, пребывающего со своими учениками до скончания века.

Современная греческая икона Пятидесятницы.На первом этаже показаны представители разных народов на празднике в Иерусалиме, во врезке — Давид и Иоиль с текстами цитируемых Петром пророчеств.

Традиционным, хотя и поздним толкованием является понимание царя как образа народа, к которому обращена евангельская проповедь и который представлен правителем. В руках царь держит растянутое покрывало, на котором уложено 12 свитков, — они символизируют апостольскую проповедь (либо, по другому толкованию, совокупность народов империи). В связи с этим толкованием рядом с фигурой стала помещаться греческая надпись κόσμος — «мир», по которой образ царя получил наименование «Царь-Космос».

По мнению философа Евгения Трубецкого образ царя на иконе символизирует Космос (Вселенную). В своей работе «Умозрение в красках» он писал:

Данная трактовка, основанная на расширенном толковании греческого слова «κόσμος», встречается и у ряда искусствоведов. В церковной среде используется понятие Царь-Космос, но в значении мира (Вселенной), без трактовок, свойственных светской философии.

ДОГМАТ О ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ

Догмат о Пресвятой Троице – основной догмат христианства. Бог един по Существу и троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Вера в Пресвятую Троицу отличает христианство от других монотеистических религий: иудаизма и ислама.

Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом.

По учению свв. отцов, без веры в Троицу невозможно и само бытие Церкви, ибо «на ней основана Церковь, и кто от этой веры отпадает, тот не может быть и даже называться христианином». «Для Православной Церкви Пресвятая Троица – непоколебимое основание всякой религиозной мысли, всякого благочестия, всякой духовной жизни, всякого духовного опыта».Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения. На нем основывается учение о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т.д. Однако, по словам В. Н. Лосского, учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит… войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы».

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:

1. Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2. Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3. Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Никео-Цареградский Символ веры, составленный на Первом и Втором Вселенских соборах, и зафиксировавший догмат о Пресвятой Троице, занимает центральное место в богослужебной практике многих христианских церквей и является основой христианского вероучения.

Согласно ему:

  • Бог Отец ни от кого не рождается и ни от кого не исходит
  • Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца
  • Бог Святой Дух предвечно исходит от Бога Отца

Все три Лица (Ипостаси, Личности) Троицы существуют в полном единстве, которое творит мир, промышляет о нём и освящает его.

По учению церкви, Бог, единый в трех лицах, является бестелесным невидимый духом (Ин.4:24), живым (Иер.10; 1Фес.1:9), вечным (Пс.89:3; Исх.40:28; Рим.14:25), вездесущим (Пс.138:7-12; Деян.17:27) и всеблагим (Мф.19:17; Пс.24:8). Его невозможно видеть, поскольку Бог не имеет в себе такого, из чего состоит видимый мир.

Православная церковь допускает только символическое изображение невидимой и непостижимой Троицы. Общепризнанной иконой Троицы служит образ русского иконописца Андрея Рублёва. На этом изображении подчёркивается равенство всех трёх Фигур и Их полное единство (почти зеркальное), притом, что лица Их и одежды на Них разные.

Икона Троицы Андрея Рублева

Традиции украшения храмов и домов в день Пятидесятницы

По народной традиции на Троицу храмы и дома украшают зеленью, в народе этот праздник называют зелеными святками.


Украшение зеленью храма на праздник Троицы как символ расцвета христианской души

С одной стороны, это историческая основа. Аврааму Бог явился в виде трех старцев, которые возлежали под дубом.

На пятидесятый день после выхода из Египта Всевышний на зеленой горе Синай даровал народу 10 заповедей, которые и сейчас являются основой христианства.

По обычаю в честь этих событий все храмы украшались и раньше зеленью. Зелень на Пятидесятницу символизирует расцвет христианской души, которую разбудил Божественный Дух через благодать Бога Отца и Сына.

Срубленные на Троицу березки символизирует силу благодати. Пока дерево питалось через корни, росло в земле, оно жило, а как только его срубили, погибло. Так и человеческая душа живет, пока питается Божественной силой, а отойдет человек от Церкви, сразу погибает. Иисус есть Лоза, а мы Его ветви, питающиеся милостью, прощением через исповедь и причастие.

Для сведения! Последующая неделя за Светлой седмицей скоромная, она заканчивается Неделей Всех Святых, после чего наступает Петров пост.

Всевышний показал себя триединым в Троице единосущной и нераздельной, не стоит пытаться умом понять этот догмат, объяснить его человеческим разумом. Каждая Ипостась Троицы имеет Свое лицо, но это не три Бога, а единая Божественная сущность.

День Святой Троицы. Пятидесятница

Литература

Издания

  • Гербель Н. В. Червоннорусские поэты // Поэзия славян. Сборник лучших поэтических произведений славянских народов. СПб., 1871.
  • Українські поети-романтики 20-40’х рр. 19 століття. — Київ, 1968.
  • Українські поети-романтики 20-60’х рр. 19 століття. — Київ, 1987.

На русском языке

  • Головацкий Я. Ф. Воспоминание о Маркиане Шашкевиче и Иване Вагилевиче. Львов: Издательство Галицко-Русской Матицы, 1885.
  • Грот К. Я. Галицкая Русь прежде и ныне. Санкт-Петербург, 1907.
  • Аристов Ф. Ф. Карпато-русскіе писатели. ИзслЪдованіе по неизданнымъ источникамъ. Томъ первый. — М., 1916.
  • Ваврик В. Р. Русское движение в Галиции. — Львов: Типография Ставропигийского института, 1929.
  • Малкин В. А. Русская литература в Галиции. Львов: Издательство Львовского университета, 1957.
  • Никитин С. А. Славянское возрождение: сборник статей и материалов. М.: Наука, 1966.
  • Ваврик В. Р. Краткий очерк галицко-русской письменности. Лувен, 1973.
  • Лысяная О. С. Пути развития русской и украинской музыкальной культуры от средневековья к XIX веку. Харьков, 1993.
  • Пашаева Н. М. Очерки истории русского движения в Галичине XIX—XX веков. М., 2001.

На украинском языке

  • Нахлік Є. К. Нова література в Західній Україні// Історія української літератури 19 століття. Кн.1. — Київ, 1995.
  • Кирчів Р. Ф. Етнографічно-фольклористична діяльність «Руської Трійці» — Киів, 1990.
  • Шашкевичіана. Нова серія. Випуск 1-2. Львів-Броди-Вінніпег, 1996.
  • Журавська І. Ю. Франко і розвиток чесько-українських літературних зв’язків. — Київ, 1958.
  • Кирилюк Є. П. Український романтизм у типологічному зіставленні з літературами західно- і південнослов’янських народів(перша половина 19 століття). Сьомий Міжнародний з’їзд славістів. — Київ, 1973.
  • Комаринець Т. І. Ідейно-естетичні основи українського романтизму. — Львів, 1973.
  • Бовсунівська Т. Феномен українського романтизму. — Київ,1997.
  • Плющ П. П. Нариси з історії української літературної мови. — Київ, 1958.

Отличие Троицы от других праздников

Пасхальные богослужения заканчиваются Пятидесятницей, после нее в церковном календаре недели нумеруются неделями после Троицы.

Понедельник после праздника Крещения Духом Святым назван Днем Святого Духа. С него и до Пасхи читается Символ Веры, а после Воскрешения Иисуса и до дня Пятидесятницы во время церковных и домашних молитв читается песнопение: «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть подолал, живым из гроба встал», которое не поется после Дня Святого Духа.

Богослужение на Троицу начинается молитвой, она читается перед началом по окончании всякого праздника и дела, когда призывается Дух святой, как надежный помощник.

Преподобным Иоанном Дамаскиным и Космою Маиумским были составлены праздничные каноны еще в восьмом веке, они были изложены в Первом полном Византийском уставе проведения службы на Троицу.

Для сведения! На вечерней службе не происходит целования иконы, прихожане прикладываются к Евангелию.

На всенощной перед праздником читается канон Пятидесятнице. Утреннюю Литургию сменяет праздник Святого Духа, на нем молитвы читаются, стоя на коленях.

Праздничная стихира помогает понять смысл этого действия. Еврейский народ, в среде которого родился Бог Сын, через свое неверие лишен Божьей благодати. Христиане всего мира, язычники по плоти, наполнены Божественным светом. Преклонив колени, как символ преклоненного сердца, с глубокой верой поклоняемся третьей Ипостаси Божественной Троицы — Богу Духу.

Святой Василий Великий составил первые молитвы:

  • Первое прошение посвящено исповеданию перед Творцом грехов и просьбе о помиловании во имя Жертвы, дарованной людям Иисусом Христом, Богом Сыном.
  • Вторая молитва — воззвание о даровании всем людям Духа Святого.
  • Третье взывание к Христу, Миссии, Богу, который сошел в ад и забрал у сатаны ключи жизни, помиловать усопших родных наших.

Во время праздника исполняется Тропарь:

День Святой Троицы. Пятидесятница

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот праздник еще называется Пятидесятницей.

После Воскресения Господня Его ученики непрестанно жили ощущением праздника. На протяжении еще сорока дней Он являлся им по одному и собранным вместе. На глазах учеников, Господь поднялся над землей, как бы удостоверяя их, что в последний день мира Он придет на землю так же, как отошел к Богу-Отцу. Прощаясь с ними до времени, Он обещал послать им Утешителя – Святого Духа, исходящего от Бога-Отца. Ученики не знали, что это означает, но верили, что все будет по слову Господню.

Как огонь в очаге, поддерживали они в душах благодатное состояние того дня, каждый день собираясь в одном доме на горе Сионе в Иерусалиме. В уединенной горнице они молились, читали Святое Писание. Так сбывалось и еще одно из древних пророчеств: “От Сиона изыдет закон и слово Господне из Иерусалима”. Так возник первый христианский храм. Возле того дома находился и дом любимого ученика Христа – апостола Иоанна Богослова, в нем, по завещанию Господа, пребывала и Его Мать   –   Дева Мария. Вокруг Нее собирались ученики, Она была утешением для всех верующих.

Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в душах: “исполнишася вси Духа Свята”. – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – ни заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

Омытые, щедро одаренные Единым Духом, чувствуя, что это – только часть полученных ими духовных подарков от Господа, они держали друг друга за руки, образуя новую сияющую светлую Церковь, где незримо присутствует Сам Бог, отражаясь и действуя в душах. Возлюбленные дети Господни, соединенные с Ним Святым Духом, они вышли из стен Сионской горницы, чтобы бесстрашно проповедовать Христово учение о любви.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

Добавить комментарий