Чувашская свадьба

Семейные традиции Чувашей

Семья для чуваша всегда занимала центральное место в жизни и поэтому за долгие годы существования этого народа семейные традиции, как никакие другие, соблюдаются очень строго и выражаются в следующем.

Классическая семья чувашей состоит из нескольких поколений – бабушки, дедушки, родителей, детей и внуков. Все родственники, как правило, проживают под одной крышей.

Самые почитаемые члены семьи – отец, мать и наиболее пожилые родственники. Слово «аташ» значит «мама» и является священным понятием, которое никогда не используется в каком-либо юмористическом или оскорбительном контексте.

Жена и муж имеют практически одинаковые права, а разводы у чувашей случаются крайне редко.

Дети – счастье для чувашей, при этом пол ребенка совершенно не важен, одинаково радуются рождению, как мальчика так, и девочки. Чуваши, проживающие в сельской местности, всегда усыновят ребенка-сироту, поэтому детские дома здесь редкость. Дети до 3-х лет находятся на попечении бабушки и дедушки, затем начинают постепенно приобщаться к труду. Младший сын всегда оставался жить с родителями и помогал им вести хозяйство, ухаживать за скотом, собирать урожай — такая традиция у чувашей имеет название «минорат».

Знаете ли вы, какая пословица является для чуваша девизом по жизни?

На чувашском, словосочетание звучит как «Чăваш ятне ан çĕрт», и дословно означает следующее: «не погуби честное имя чуваша».

Знакомства и выбор невесты и жениха

По традициям многих народов нельзя было выбирать себе жену или мужа из родственников.
У чувашей этот запрет распространялся до седьмого поколения. Например, нельзя
было жениться семиюродным братьям и сестрам, а восьмиюродным уже можно. Этот
запрет связан с тем, что при близкородственных браках дети очень часто рождаются
больными. Поэтому чувашские парни искали себе невест в соседних и дальних деревнях,
ведь часто бывало так, что жители одной деревни происходили от одного родственника.

Для знакомства молодых людей устраивались различные
посиделки, игры, праздники, общие для нескольких деревень. Особенно тщательно
присматривались к будущим женам и мужьям на совместных работах: сенокосе, ниме и т.п.

Когда парень объявлял о своем желании жениться,
родители в первую очередь выясняли, из какого рода невеста, здорова ли,
достаточно ли трудолюбива, умна ли, какой у нее характер, какая внешность и
т.д.

Иногда невеста по возрасту была старше мужа на
несколько лет, например, жениху могло быть 18—20 лет, а невесте под 30.
Родители жениха старались быстрее принять в дом новую работницу, особенно если
в семье было мало женщин. А родители невесты не спешили отдавать замуж умелую
девушку, ведь она еще могла поработать дома.

Иногда родители сами подбирали своим детям женихов и
невест. Но без их согласия свадьбы устраивали редко.

Чуваши считали, что чем старше была невеста, тем она
ценнее, тем больше она умела и тем богаче было
приданое, которое начинали готовить с детского возраста.

Знакомство

Знакомство
молодых происходит разными путями.
Растущие в одной деревне и участвующие
в сельскохозяйственных работах бок о
бок, юноши и девушки имели возможность
постоянно наблюдать друг за другом.
Особенно много знакомств происходило
на весенних массовых гуляниях. На таких
играх девушки, успевшие приглядеть себе
парня, а также сосватанные дарили своим
избранникам собственноручно сшитые
кисеты с положенными туда колобками. У
девушек в обыкновении было дарить
любимому вышитый носовой платок. Мотивы
платка как символа знакомства с любимой
сохранились в свадебных песнях: намеки
на то, что в сундуке у золовки имеется
платок; сват вывесил, мол, с намеком,
платок на воротах; пляшущий на свадьбе
юноша намекает, что у него нет платка,
чтобы вытереть пот.

Гуляя
вместе по базару, юноша и девушка
знакомились, в таких случаях жених
угощал невесту орехами и пряниками.

Перед свадьбой

Для знакомства с семьей невесты и предварительного сговора, сватания (килěшни),
родители юноши посылали сватов (евчě). Эти евчě были
родственниками или близкими знакомыми. Они с гостинцами и кнутом приходили в
дом невесты и вели себя не так, как обычно, например, проходили и садились на
середину избы, заводили разговор о покупке: «У вас, говорят, на продажу ярочка
есть?» Родители девушки уже понимают, зачем пришли странные гости, и поддерживают
разговор: «А мы вроде ничего не продаем». Тогда гости просят расспросить об
этом их дочь. В конце разговора, после угощения, если обо всем удалось договориться,
евчě оставляли в доме кнут.

Через несколько дней в дом невесты приезжали родители
и родственники жениха для окончательного сватания невесты (хěр çураçни).
Привозили гостинцы: пиво, сыр, разные печения. Со стороны невесты также
собирались родственники, обычно старшие в семье. Перед угощением приоткрывали
дверь и молились с кусочками хлеба и сыра в руках. Затем начинался пир, песни,
веселье, В этот же день невеста дарила будущим родственникам подарки:
полотенца, сурпаны, рубахи и угощала их
пивом, в ответ они клали в опустошенный ковш несколько монет. Во время одного
из этих посещений сваты договаривались о дне свадьбы и размере калыма (хулăм) и приданом.

За несколько дней до свадьбы родители жениха еще раз
приходили в дом невесты для окончательного договора о сроках свадьбы (пăлчав, кăмăлча).

Для проведения свадебных торжеств во дворе
устанавливали специальные скамейки и стол, все это называлось   шилěк.

В качестве калыма давали деньги, продукты питания для
свадьбы, шкуры для шубы и т.п. А в приданое входила разная
одежда, платки, полотенца, перины-подушки, сундуки, домашние животные:
жеребенок, корова, овцы, гуси, курица с цыплятами.

Старший дружка (мăн кěрÿ) выбирался из
близких родственников жениха — добрый, веселый мужчина, балагур и краснобай,
отлично помнящий все подробности свадебного ритуала. Обычно он вел переговоры с
родителями невесты. Младший дружка (кěçěн
кěрÿ)
выбирался
из молодых родственников жениха. Запевала и коновод среди молодых поезжан, он
вел переговоры со свитой невесты. Н.И. Воробьев и др.

Сохранились сведения, что в древности свадебным
одеянием невесты был обрядовый шупйр.

Культура и быт чувашского народа

Основной хозяйственной деятельностью чувашей было оседлое земледелие. Историки отмечают, что этот народ преуспел в земельном деле намного больше, чем русские и татары. Это объясняется тем, что чуваши жили в небольших деревнях, поблизости которых не было городов. Поэтому работа с землей была единственным источником пропитания. В таких деревнях просто не было возможности отлынивать от работы, тем более что земли были плодородны. Но даже они не могли насытить все деревни и избавить людей от голода. Основными взращиваемыми культурами были: рожь, полба, овес, ячмень, пшеница, гречиха и горох. Также здесь выращивался лен и конопля. Для работы с сельским хозяйством чуваши использовали сохи, косули, серпы, цепы и другие приспособления.

В давние времена, чуваши жили в меленьких деревнях и поселениях. Чаще всего они воздвигались в речных долинах, рядом с озерами. Дома в деревушках выстраивались в ряд или кучевым способом. Традиционной избой была постройка пурт, которая ставилась в центре двора. Также встречались избы под названием лась. В чувашских поселениях они играли роль летней кухни.

Национальным костюмом были одежды типичные для многих поволжских народов. Женщины носили туникообразные рубахи, которые украшались вышивкой и различными подвесками. И женщины и мужчины поверх рубахи надевали шупар, кафтанообразную накидку. Женщины покрывали головы платками, а девушки носили шлемообразный головной убор — тухъю. Верхней одеждой служил холщевый кафтан — шупар. В осенний период чуваши одевались в более теплый сахман — поддевку из сукна. А зимой все носили приталенные овчинные шубы — кёрёки.

Свадебные обряды чувашей

Свадьба между чувашскими юношей и девушкой может состояться в трех вариантах. Первый подразумевал традиционное торжество с обязательным соблюдением всех этапов – от сватовства до застолья, второй назывался «свадьба уходом», а третий выглядел как похищение невесты, происходившее, как правило, с ее согласия. Церемония бракосочетания сопровождалась обрядами:

  • после того, как будущую жену одевали к свадьбе, девушка должна была громко плакать и причитать, выражая печаль, связанную с уходом в новый дом;
  • жениха встречали у ворот с пивом, и хлебом-солью;
  • всех, кто входил в свадебный кортеж, усаживали за стол, накрытый во дворе;
  • первенца женщина рожала у своих родителей, пуповину у мальчика резали на топорище, у девочки – на ручке серпа;
  • торжество отмечали два дня – первый день в доме у невесты, второй – у жениха;
  • после всех гуляний, молодой супруг три раза бил свою жену нагайкой, чтобы от нее отошли духи ее рода, а новобрачная должна была снять со своего мужа обувь;
  • признаком замужней женщины считался головной убор «хуш-пу», который одевали на следующее утро после свадьбы.

По одной из гипотез чуваши являются потомками болгар. Также и сами чуваши считают, что их далекими предками были булгары и сувары, которые когда-то населяли Булгарию.

Другая гипотеза гласит, что данная народность принадлежит к объединениям савиров, которые в далекие времена откочевали на северные земли из-за того, что отказались от общепринятого ислама. Во времена Казанского ханства предки чувашей входили в его состав, но были достаточно самостоятельным народом.

Свадьба в доме жениха

У ворот дома жениха около молодых разбивали сырое яйцо. Во дворе жених спешивался
и приводил из конюшни лошадь. Узду этой лошади он передавал невесте, или она
спускалась со своего коня, опираясь на эту лошадь. Под ноги невесты постилали
белый войлок. Затем жених на руках вносил невесту в дом. В любом случае на земле
не оставалось следов от пока чужого для этого рода человека — невесты.

В доме проводили обряд инке салми.
Жених и невеста вставали у печки, их накрывали войлоком. На маленькие вилы
накалывали несколько штук салмы. Парень или девушка танцевали под музыку
с этими вилами в руках. Во время танца он несколько раз подходил к невесте и,
припевая, подносил ей салму. На войлок плескали бульон от салмы. Этот
обряд символизировал «общую еду» молодых. По представлениям многих народов,
совместная еда как бы делала жениха и невесту родственниками.

После этого войлок и покрывало невесты снимали. Она
одаривала свою новую родню подарками — рубахами, полотенцами, сурпанами.

Под музыку и песни молодых закрывали в клети, желали
им иметь много детей. Среди чувашей крайне редки были случаи, когда молодежь
вступала в половые отношения до свадьбы. Это считалось большим грехом.

Многие исследователи отмечали особую порядочность
чувашских девушек. Да и среди парней не поощрялась распущенность. В чувашском
языке «выйти замуж» переводится не как «арçынна
каяс»,
а как «качча каяс», где каччă
— парень.

Легкое поведение и потеря девичьей чести сильно
осуждается общественным мнением чувашей, хотя чуваши не допускают такие грубые
формы осмеяния девушек, как обливание ворот дегтем. Г.И. Комиссаров

Обязательным свадебным обрядом был пуç
сырни
— одевание невестой женского головного
убора — сурпан хушпу.
В разных местах он мог проводиться в разное время: перед выездом невесты в
дом жениха, после снятия покрывала, перед входом в дом жениха и т.д.

Последним свадебным обрядом был обряд хождения невесты
за водой — шыв çулě, который также мог проводиться
по-разному. В это время невеста уже называлась çěнě çын (новый
человек) и требовалось, чтобы дух воды не наслал на нее порчу. К роднику шли:
невеста, молодежь, родственницы. В воду могли бросать монетки, произносить
необходимые слова. Невеста (или родственница мужа) три раза набирала воду и три
раза ведро опрокидывали. В четвертый раз невеста приносила воду в дом. На этой
воде она варила суп с клецками (çěнě çын салми) или другое блюдо. Приготовление еды невесткой и
угощение новых родственников означало ее вхождение в род мужа.

После этих обрядов день-два еще угощались и
веселились, пели прощальные песни, благодарили хозяев и расходились по домам.

Послесвадебные обычаи

После свадьбы породнившиеся семьи несколько раз ездили друг к другу в гости.
Одно из посещений, обычно поздней осенью, когда молодые и родственники мужа
ездили в гости к родителям жены, называлось тавăрна (возвращение).

Во время этого посещения молодой семье отдавали
оставшуюся часть приданого — домашнюю скотину: корову, овец, пчел и т.п. На
этом веселье (или через 40 дней) молодожены впервые после свадьбы могли петь и
плясать.

Когда случится проезжать мимо той деревни, в которой
свадьба, то слышно верст за пять или за шесть, в особенности по утренней заре,
подумаешь, что идет какая-нибудь рать неприятельская. С.М. Михайлов

Вопросы и задания

1.  По некоторым
чувашским традициям, во время свадьбы особое символическое значение имела
стрела. Например, на стол ставили хлеб и втыкали в него несколько стрел, на них
клали сурпан; во время отъезда из дома
невесты кто-нибудь из друзей жениха стрелял вверх из лука и т.п. В какой
народной сказке есть сюжет о стрелах, связанных со свадьбами?

2.  По чувашским
традициям, в клети, где летом жили молодожены, специально ставили лари с
разными видами зерна: ржи, ячменя, овса и т.п. Как вы думаете, какое пожелание
молодой семье выражали этим обычаем?

Текст из книги:Елена Енькка. Родной край. Учебное пособие для
6-7 классов. Чебоксары, 2004

Сватовство

Традиционное
время для сватовства у чувашей – весна.
С пробуждением природы особенно много
молодежных увеселений. В масленицу в
деревнях посылали сватов к повзрослевшим
девушкам.

Согласно
свадебным песням, выбор невесты зависит
от того, куда попадет стрела, выпущенная
женихом. На свадьбе чувашей, например,
пели:

Стрельнул
из лука ввысь,

Не
зная, куда упадет стрела;

Оказывается,
упала в деревню Уртюк,

Просил-просил
– не вернула.

Сказала,
что сама придет.

В
песне чувашей Хвалынского уезда
Саратовской губернии, исполняемой в
момент объединения мужского и женского
поездов, также получали отражение
детали, возможно, когда-то реально
проводимого обряда стрельбы из лука
перед сватовством:

Стрельнул
из лука ввысь,

Стрела
устремилась в эту сторону,

Пришли
в поисках стрелы.

Сваты
приходили в дом отца девушки обязательно
в нечетном количестве: 5, 7, 9, 11 человек.
Ибо, объясняют информаторы, пока еще ни
жених, ни невеста не составляют пары.
Цель сватов – уйти из этого дома в парном
количестве, т.е. нечет превратить в чет.
Принесение гостинцев в нечетном
количестве подчинено той же цели. Лишь
йавача «поджаренные небольшие шарики
из пресного теста» приносятся в большом
количестве без счета, что символизирует
пожелание иметь много детей. Также
хозяева соблюдают правила нечетности
при сватовстве. На стол ставят также
большие лепешки нон и пирожки с мясом
по девять штук в каждой кучке.

Функция
платочка во взаимоотношениях молодых
затронута в связи со знакомством.
Платочек носовой, платок головной,
небольшие покрывальца присутствовали
и во время сватовства. Преподнося жениху
ковш с пивом в доме невесты, чуваши
покрывали сосуд платочком сара тутри.

Сват
у чувашей, войдя в дом, сразу же проходил
и садился под матицу, что не было принято
в обычных случаях.

Сват
у чувашей, войдя в дом, прежде всего,
должен произнести молитву, обращаясь
к тура. Чужой человек в доме, если он
пришел с добрыми помыслами, должен
вызвать расположение к себе духов,
соблюдать этикет.

Принимая
первую чашку, отец невесты передает ее
родственнику, знающему молитву. Тот,
брызгая вином из ложки, обращается к
духам: к родовому, а затем другим ульгенам.
Кропит углы и стены дома, люльку, печку,
дверь, полки, у которых имеются свои
духи. Повернувшись к печке, в частности,
просит у духов огня благословения на
благополучие для жениха и невесты и
разрешения на новый брак.

 В
своей хитроумной речи сват избегал
прямого называния персонажей, особенно
это касалось жениха и невесты. Вот
типичный диалог между сватом и отцом
невесты в начале сватовства. Сват:

— Я
слышал, что у вас есть телка двухгодовалая
на продажу.

Отец
девушки, не смекнув или притворившись,
говорит:

— Ведь
о продаже скота мы ни с кем не говорили.

Сват: 

— Может,
ваша дочь знает?

Тут и
раскрывается цель прихода гостя.

Свадьба в доме невесты

Перед воротами дома невесты могли петь песню-диалог. Открывающему ворота мальчику
давали монету. Во дворе три раза объезжали вокруг дома или вокруг специально
устроенного места (шилěк). Вперед выступал мăн кěрÿ
и произносил длинную своеобразную песню-речь «Мăн кěрÿ
такмакě (Саламалик)».
После такого приветствия гостей приглашали в
дом (или в шилěк). Совершали моление, пили пиво и медовые напитки.
Во дворе вовсю звучала музыка, люди пели, плясали. Гостей угощали пивом, шÿрпе,
печениями, сыром, шăрттаном и т.д. Самые уважаемые старцы обычно
сидели в доме за отдельным столом.

В это время невеста с подругами сидела в амбаре или в
доме какого-нибудь родственника. Там тоже звучала музыка, пели и плясали.
Затем, к утру, невесту приводили в дом, где ее благословляли родители. Невеста
прощалась со всеми родными и своей родиной — исполняла печальную песню-плач — хер йěрри,
хÿх.
Обычно во время исполнения этой песни
даже мужчины с трудом удерживались от слез. Слова этой песни-плача каждая
девушка слагала по-своему.

  • Не хочется уходить,батюшка, — Пуховой периной стану,
    Под тобою буду. Не хочется уходить,
    матушка, — Белым яичком стану У тебя за пазухой,
    с тобой ходить буду. Не хочется уходить,братец, — Кожаной плеткой стану
    В твоей руке,с тобой ходить буду. Не хочется уходить,
    тетушка, — Белым платьем стану На тебе,
    с тобой ходить буду. Все-все родные, соберитесь, Шелковым забором
    загородите. Внутри шелкового забора Круглое озеро создайте. В круглое озеро
    Белую уточку пустите, Белой уточкой я  
    буду. Как семижды чужиеприходить начнут, Я в самую глубокую
    глубину нырну. Как родные моиприходить начнут,
    Я наружу на самый верхвынырну.

Чувашская народная песня «Хěр йěрри»

Невесту выводили во двор и сажали верхом на лошадь,
которую вел хăйматлăх за повод,
сделанный из полотенца. За ней следовал весь свадебный поезд жениха и повозки с
приданым невесты.

Почти вся деревня провожала невесту за околицу. При
выезде за околицу жених три раза ударял невесту. Этим он как бы прогонял злых
духов, которые могли перейти в их деревню.

Все эти события проходили при обязательном звучании
музыкальных инструментов.

Традиции и обычаи чувашского народа

Чувашский народ бережно относится к обычаям и традициям своих предков. Как в древности, так и сегодня народы Чувашии проводят старинные праздники и обряды.

Одним из таких праздников является Улах. В вечернее время молодежь собирается на вечернее собрание, которое устраивают девушки, когда их родителей нет дома. Хозяйка с подругами садились в круг и занимались рукоделием, а в это время парни усаживались между ними, наблюдали за происходящим. Они пели песни под музыку гармониста, танцевали и веселились. Изначально целью таких встреч был поиск невесты.

Другим национальным обычаем является Саварни, праздник проводов зимы. Этот праздник сопровождается весельем, песнями, плясками. Люди наряжают чучело, как символ уходящей зимы. Также в Чувашии принято в этот день наряжать и лошадей, запрягать их в праздничные сани и катать детей.

Праздник Манкун — это чувашская Пасха. Этот праздник является самым чистым и светлым праздником для народа. Перед Манкуном женщины убирают в своих избах, а мужчины прибирают во дворе и за двором. К празднику готовятся, наполняют полные бочки пива, пекут пироги, красят яйца и готовят национальные блюда. Манкун длится семь дней, которые сопровождаются весельем, играми, песнями и танцами. Перед чувашской Пасхой на каждой улице ставились качели, на которых катались не только дети, но и взрослые.

(Картина Ю.А. Зайцева «Акатуй» 1934-35 гг.
)

К праздникам, связанным с земледелием относятся: Акатуй, Синсе, Симек, Питрав и Пукрав. Они связаны с началом и окончанием посевного сезона, со сбором урожая и приходом зимы.

Традиционным праздником чувашей является Сурхури. В этот день девушки гадали — ловили в темноте овец, чтобы повязать им веревочку на шею. А утром приходили посмотреть на цвет этой овцы, если она была белой, то у суженого или суженой будут светлые волосы и наоборот. А если овца будет пестрой, то пара не будут отличаться особой красотой. В разных районах Сурхури отмечается в разные дни — где-то перед Рождеством, где-то в Новый год, а некоторые празднуют в ночь под Крещенье.

Свадьба у чувашей является одним из важнейших жизненных событий (наравне с рождением или смертью), она символизирует переход на новый этап – к созданию семьи, продолжению рода. Упрочнение, благополучие семьи издревле фактически было жизненной целью чувашей. Умереть, не побывав в браке и не продолжив род, считалось большим грехом. Подготовка и проведение традиционной чувашской свадьбы – не просто праздник, а тщательное соблюдение обрядов, имеющих сокровенный смысл.

Добавить комментарий